Роль реминисценсии в произведениях В. Замятина

ТЕМА: «Роль реминисценции в названиях рассказов В.Замятина»
Научная работа на 1Х  научно-практическую конференцию по сибирской литературе и     региональной лингвистике «Сибирь суровая и нежная»
Автор: Скрипко Дарья
МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей №7»,9 класс Б
Руководитель: Калицкая Л.А.,
учитель русского языка и литературы

г. КРАСНОЯРСК 2011


Содержание.
Введение               
Глава 1. Функции реминисценции               
Глава 2. Анализ рассказов В.Замятина               
Заключение               
Список литературы               

Введение

   Наша Сибирская земля богата талантливыми людьми. Мы знакомы с творчеством красноярских писателей, художников, но знаем далеко не всех, и иногда не ценим тех, кто живет сейчас рядом с нами.

   Недавно мне удалось познакомиться с интересным писателем, побывать на встрече с ним. Это Владимир Замятин, который пишет рассказы, сатирические повести, казацкие сказки. Мне захотелось побольше узнать о творчестве  нашего земляка.
                Из интервью с красноярским писателем В.Замятиным.

     -Кто Вы по образованию?

    -Я закончил с отличием Сибирский аэрокосмический университет в 1982 году.

    -Когда Вы решили стать писателем? И что Вас подтолкнуло к этой мысли?

    -Писателем я решил стать в 2001 году. А основная причина это то, что роль деятельности не удовлетворяла творческим желаниям, нужно было реализовать творческие способности.

    -Кто из писателей оказал влияние на Вас во время создания рассказов?

    -На меня оказали влияние писатели классики, я много читал в детстве, с 12 летнего возраста.

   -Почему Вы выбираете названия для своих рассказов из известных уже произведений? Какие Вы преследуете при этом цели?

   -Цели две, первая - это социальная. Идеология, которую преподавали в школе для многих людей оказалась жизненно не востребована. И вторая - чтобы доказать свои способности нужно писать эпотажно, выбранное название действует на читателей привлекательно.

   Я не против той идеологии, которая существовала в 70-80 годы, но есть старые истины, к которым надо прийти на основе полученной информации.

   -Как появляется замысел рассказа?

   -Замыслы появляются по ассоциациям. Если человек профессионал в своем деле, то он анализирует и пытается всё применить для своей профессии.

   Население страны в 90-е годы находилось в стрессовом состоянии, сначала хотелось написать юмористические рассказы, чтоб отвлечь людей от этого состояния...
   
   Учитель  литературы посоветовала мне написать творческую работу по нескольким  рассказам В.Замятина, а для анализа взять очень интересный прием, который часто встречается у этого писателя,- прием реминисценции. Уже при первом чтении мы замечаем, что этот автор не придумывает названия для своих рассказов, а использует уже готовые заголовки. Это могут быть названия русских и зарубежных литературных произведений, кинофильмов, телепередач. Для чего он это делает? Конечно, не потому, что ему не хватает фантазии. Дело в том, что известное название обыгрывается в тексте, служит автору для решения разных идейных и художественных задач.

   Таким образом, цель моей работы - проанализировать роль реминисценции в названиях рассказов В.Замятина.

Эта цель определила следующие задачи:
1)познакомиться с понятием «реминисценция»;
2)определить роль реминисценции в художественном тексте;
3)рассмотреть роль реминисценции в названиях рассказов В.Замятина.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, к ней прилагается список использованной литературы. Первая глава носит теоретический характер, в ней дается понятие реминисценции и рассматривается ее роль в художественном тексте на примерах из всем известных произведений. Вторая глава представляет собой самостоятельное исследование, в котором теоретические знания из первой главы применяются при анализе рассказов В. Замятина.

   Данная работа может быть использована на уроках литературы и на факультативных занятиях.

    Глава 1. Функции реминисценции.

    Итак, слово «реминисценция» имеет латинские корни и несёт в своей основе значение «воспоминания, припоминания, напоминания», в общем, – все, что связано с нашей памятью.


    Под реминисценцией обычно понимаются присутствующие в художественных текстах отсылки к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям и их авторам.


    Многие  из нас знакомы с Шекспиром (читали, смотрели, слышали о нем), так что мы можем представить себе его принца Гамлета и юных влюблённых Ромео и Джульетту.

    Реминисценция только тогда становится реминисценцией, когда начинает выполнять свою главную функцию – функцию напоминания. Читатель, не увидевший в художественном тексте ничего необычного, или увидевший, но не получивший ни малейшего представления, о чём автор ведёт свою речь, не поймет и не оценит этого своеобразного художественного средства. Нельзя не согласиться здесь с утверждением: «Чем больше знаком с предшествующей культурой, тем лучше постигаешь последующую».

    В современной литературе реминисценция используется довольно часто для того, чтобы показать связь между культурой прошлого и настоящего.

    Итак, для автора реминисценция – это способ «напомнить» читателю о каких-то культурных фактах, для читателя – вспомнить о чём-то знакомом, лучше понять, что хотел сказать автор.

    Реминисценции бывают разные по способу введения их в текст: введение отдельных слов и выражений, прямое цитирование, создание узнаваемых образов.

Следует отметить, что наиболее часто реминисценции вводятся в текст путём упоминания того или иного героя, произведения, его эпизода, автора произведения и т.д.
Характер реминисценций зависит от их художественной функции в тексте.
 
   Во-первых, автор может использовать реминисценцию для изображения реальных людей и событий (например, если реминисценция вводится в текст в качестве исторической составляющей).

   Во-вторых, писатель может выражать своё личное отношение к другому автору, произведению или факту культуры.

   В-третьих, реминисценция может быть использована для создания комического эффекта(юмористического или сатирического).Там, где нужно будет высмеять персонажа, реминисценция приобретёт черты пародийности.

   В-четвертых, реминисценция может служить для создания другого приема-противопоставления.

   Как же появляется реминисценция в художественном произведении?

   Возможно, автор осознанно вводит в текст знакомые образы, эпизоды, отдельные фразы. Но, может быть, писатель сам не отдает себе отчет в том, что обращается к известным образцам художественной литературы и искусства. Тогда он действует неосознанно. И все же это реминисценция, так как читатель узнает известного ему героя, вспоминает сюжет, название произведения, его автора– в их возможной неосознанности, в том, что автор на волне какой-то необыкновенной интуиции совершенно бессознательно вкладывает в текст то, что им когда-то было познано, но забыто. Реминисценция в таком случае будет носить неявный характер, но разгадана может быть любым, в том числе и самим автором.
 

   Глава 2. Анализ рассказов В.Замятина 

   Итак, обратимся  к рассказам В.Замятина.

   Какова роль реминисценции в его произведениях?

   Название «Красная шапочка» у всех вызывает воспоминание об известной сказке Ш.Перро. В какой-то мере в своем рассказе  В.Замятин  сохраняет основных героев и отдельные детали. В рассказе действительно главной героиней является девочка (ей 12 лет). И у нее есть красная шапочка. Есть в рассказе и бабушка, которая очень любит свою внучку, и есть подобие серого волка - полковник Граувольф. Фамилия немецкого полковника говорящая: Грау переводится как «серый» ,а вольф – «волк».

   На этом сходство заканчивается, и появляются совсем не сказочные реалии. Действие происходит в 1943 году в Белоруссии. Мы узнаем, что Красную шапочку зовут Ванда и живет она в небольшом селе, оккупированном немцами. Отец Ванды пропал без вести, в первые дни войны.

   Образ бабушки приобрел в рассказе интересные подробности: она не только жила в лесу одна, но, оказывается была знахаркой и даже  колдуньей.
По сравнению со сказкой сюжет резко меняется, девочка встречается с бабушкой, и там двое односельчан и незнакомец просят Красную шапочку отнести лукошко с земляникой в город к немецкому полковнику. Девочка испугалась, но выполнила просьбу и передала лукошко с земляникой полковнику Граувольфу. Немцу понравилась и красная шапочка на девочку, и ягоды, и пирожки, которые бабушка сунула внучке в корзину. Маленькая девочка не вызвала у немцев особого подозрения. А Серый волк был жестоко наказан: советская авиация бомбила город, и бомбы прицельно падали на дом где находилась немецкая комендатура. Это партизаны благодаря Красной шапочке узнали, где находится «логово серого волка».
Можно сделать вывод, что название рассказа «Красная шапочка» привлекает внимание читателей, заставляет следить за сюжетом и невольно сравнивать героев рассказа с героями известной сказки. Писателю и веришь и не веришь. С одной стороны, уж слишком много совпадений в рассказе и сказке. С другой стороны, допускаешь, что такое могло произойти на самом деле. Ведь жизнь нам готовит неожиданные сюрпризы и опасные приключения.
Рассказ «Прощай, оружие» представляет собой реминисценцию и отсылает читателя к названию романа Эрнеста Хемингуэя. В романе писателя главный герой в начале воспринимает войну романтически, мечтает о военных подвигах. Но оказавшись на войне, он понимает, насколько здесь странно и опасно. Главный герой романа Хемингуэя проходит все испытания, видит смерть, кровь, сам получает ранения. Роман назван «Прощай, оружие», потому что это прощание с романтическими местами о геройском подвиге.

   В рассказе Владимира Замятина «Прощай, оружие» мысль о том, что война это страшное испытание, тоже является основной. В.Замятин рассказывает о детстве сибирского мальчика. Он подчеркивает то влияние, которое оказывает на него дед, бывший на войне артиллеристом. Старый солдат с жаром описывает сражения, когда солдаты героически погибали за Победу, за Родину и товарища Сталина. Только в последствии, став уже взрослым, герой рассказа узнал, совсем не героические подробности из истории артиллеристского подразделения, в котором служил его дед.

   Следует подчеркнуть, что название рассказа В.Замятина «Прощай, оружие» помогло писателю выразить главную мысль произведения, которое заканчивается словами  «Читать повесть  «Сын полка» я больше не хочу. Не такой романтичной война оказалась! На память о деде, уже для своих внуков, я бережно храню пожелтевшие листы со знаменитым романом Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!».

   Подбирая заголовки к своим рассказам, В.Замятин использует названия классических произведений русской и зарубежной литературы. Например, «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «Гамлет», «Антоний и Клеопатра» Шекспира.
В рассказе «Что делать?» глобальный вопрос, который волновал писателей интеллигентов, вопрос о будущем России, о радикальном переустройстве русского общества специально относится автором в сферу быта семейных отношений. Герой рассказа Александр Сергеевич Чернов, профессор, тоже постоянно задает себе вопрос: «Что делать?». Но этот вечный вопрос касается его отношений с женой, с тещей, с любовницей. Здесь автор использует реминисценцию с целью пародирования. Вот как развиваются мысли профессора: «Что делать с супругой? Лучше всего купить ей шубу». «Что же делать с Викой(с любовницей).Для решения такой проблемы годились разные варианты: цветы, Орифлейм, тандыр  «Колорадский папа» и многое другое».

   Таким образом, название рассказа становится очень эффективным средством сатиры. Оно подчеркивает, что современный интеллигент не озабочен философскими проблемами. Для него главным вопросом является удовлетворение элементарных житейских потребностей. Благодаря названию «Что делать?», рассказ превращается в горькую сатиру на современное общество.
Читателя, воспитанного на классической литературе, конечно, привлечет название «Гамлет». В.Замятин как бы играет с чужими текстами, со знаменитыми образами. Эта игра начинается с предисловия, в котором сообщается, что перед читателем не только современный перевод с английского, но и переработанное произведение, принадлежащее В.Шекспиру и В.Замятину. Далее сообщается от имени автора перевода, что данное произведение является современным , адаптированным для российской действительности вариантом знаменитой трагедии. Сообщается так же, что в целях «бескомпромиссной борьбы отечественной культуры за выживание» в это современное произведение включается многочисленные рекламные тексты.
Именно поэтому трагедия превращается в комедию. Так, «Гамлет», беседуя с Гертрудой, слышит шорох за портьерой- это падает упаковка  «Сиалекса».

   В.Замятин обращается при подборе названий к своим произведениям не только к литературе, но и к кинематографу. «Основной инстинкт», «Табор уходит в небо»- это названия известных кинофильмов. Очень часто писатель противопоставляет героев своих произведений известным уже образом, что создает либо комический эффект, либо заставляет взглянуть на описанное событие по-другому. Например, в рассказе «Основной инстинкт»,как и в фильме, изображены два героя- это он и она. Но в фильме перед нами роковая красавица, роскошная блондинка и красавец мужчина. А в рассказе В.Замятина это старик и старуха, которые живут в деревне. И вот супруг Иван Васильевич едет в город, чтобы осуществить заветную мечту, купить старухе подарок. По всему видно, что старики живут более чем скромно. Но Иван Васильевич достает из банки припрятанную заначку и едет в город за подарком. Он долго ищет нужный магазин, ловит на себе насмешливые взгляды продавщиц и наконец покупает подарок. И только в самом конце рассказа мы узнаем, что было в свертке, который старик привез из города. «Старуха открыла флакон и буквально онемела. Иван Васильевич никогда не видел таких выразительных глаз своей Дуни, вмиг вспыхнувших удивительным светом, и понял, что хотя и перед самой смертью сделал, то, что давно желал: ведь его старуха всю жизнь мечтала о французских духах».

  В данном рассказе ссылка на известный фильм помогает писателю совершенно по-другому взглянуть на такое понятие, как основной инстинкт. Об этом он пишет в самом конце рассказа: «В этом и заключался его мужской основной инстинкт: несмотря на никакие жизненные трудности, сделать свою любимую, хотя бы и раз в жизни, необыкновенно счастливой». Таким образом, писатель добивается желаемого: привлекает читателя известными, узнаваемыми названиями, которые вызывают у читателя желание узнать, насколько совпадут герои, сюжеты, отдельные детали. Затем В.Замятин либо развивает мысль, заложенную в первоначальном названии, либо противопоставляет свое произведение  известному оригиналу, либо играет с текстами, находя новые смыслы, новое прочтение  произведения.

   Заключение

   В результате исследования, проанализировав рассказы В.Замятина «Красная шапочка», «Прощай, оружие», «Что делать?», «Гамлет», «Табор уходит в небо», «Основной инстинкт», можно сделать выводы:

   1.В.Замятин использует для своих названий уже готовые названия произведений русской классической литературы ( «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, «Власть тьмы» Л.Н.Толстого), зарубежной литературы ( «Гамлет», «Антоний и Клеопатра» В.Шекспира, «Последний из Могикан» Ф.Купера, «Прощай, оружие» Э.Хемингуэя), названия кинофильмов ( «Основной инстинкт», «Табор уходит в небо»), названия музыкальных произведений ( «Аве Мария»).

   2. Прием реминисценции в названии служит у писателя различным целям: привлечение внимания читателей, пародирование и противопоставление, создание определенной атмосферы, возможность играть чужими текстами, по-новому раскрывать известные понятия.

   3. Благодаря приему реминисценции, рассказы В.Замятина вызывают различные ассоциации, воспоминания, заставляют задуматься о  привычных известных  вещах.



   Список литературы

1)Хемингуэй Э. «Прощай, оружие». Х37, Собрание сочинений в 6-ти т.-Москва,1993
2)Чернышевский Н.Т. «Что делать?». Ч-49, М.: Худож. лит.,1989
3)Шекспир В. Ш41, Трагедии/Пер. С англ.,М.: Дет. Лит.,1981
4)Энциклопедия для детей. Том 9 Русская литература. Москва,2000
5)shkolazhizni.ru/archive/0/n-6261/
6)Рассказы сибирского писателя В.Замятина.:«Красная шапочка»,
«Прощай, оружие», «Что делать?»,  «Гамлет» и др.


Рецензии
Хароший расклад, Владимир
маладэс

Василий Хасанов   04.04.2011 14:39     Заявить о нарушении
Люблю тэбя!

Владимир Замятин   04.04.2011 14:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.