Пиранези, - итальянский архитектор и художник

Пиранези Джованни (1720 – 1778), итальянский архитектор и художник.

* * *

Ни у князей, ни у вельмож нет намерения на большие расходы, у меня, как у каждого современного архитектора нет выбора кроме, как высказать свои архитектурные идеи только графикой

Художник должен выбирать из греческого, египетского и римского искусства, соединив вместе особенности их стиля, дабы открыть дорогу для нахождения новых орнаментов и новых манер.

Надо заимствовать из их древа, не раболепно копируя, ибо в противном случае это приведет архитектуру и благородные искусства к ничтожному механицизму.

Каждый может показать себя созидающим гением.

В письме барону Гримму от 7 ноября 1780 г. императрица Екатерина II писала, что Камерон совершенно зачаровал ее образами античной архитектуры. «Я завладела Камероном, шотландцем по рождению, — замечает она далее, — якобинцем по профессии, великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой «О древних банях». Это голова, и голова воспламеняющаяся, большой поклонник Пиранези».

Чувствуя приближение старости, и помышляя о том, если бы кто захотел поручить мне какую-либо постройку, то не достало бы жизни моей на ее окончание, я решился напечатать мои проекты, на стыд моим современникам и чтобы показать потомству, какого человека они не умели ценить. С усердием принялся я за эту работу, гравировал день и ночь, и проекты мои расходились по свету, возбуждая то смех, то удивление. Но сталось совсем другое. Я узнал, что в каждом произведении, выходящем из головы художника, зарождается дух-мучитель; каждое здание, каждая картина служит жилищем такому духу. Духи, мной порожденные, преследуют меня… (1832 году новелла В.Ф. Одоевского «Труды кавалера Джанбатиста Пиранези»)

«Много лет назад, когда я рассматривал «Римские древности» Пиранези, м-р Кольридж, стоявший рядом, описал мне гравюры того же художника, но из иного цикла, под названием «Сны». В них запечатлелись картины тех видений, что являлись художнику в горячечном бреду. Некоторые из этих гравюр (я привожу по памяти лишь рассказ м-ра Кольриджа) изображали пространные готические залы, в которых громоздились разных видов машины и механизмы, колеса и цепи, шестерни и рычаги, катапульты и пр. – выражение опрокинутого сопротивления и силы, пущенной в ход. Пробираясь на ощупь вдоль стен, вы начинаете различать лестницу и на ней – самого Пиранези, пролагающего себе путь наверх; следуя за ним, вы вдруг обнаруживаете, что лестница неожиданно обрывается и окончание ее, лишенное балюстрады, не позволяет достигшему края ступить никуда, кроме бездны, разверстой внизу…». (Томас Квинси «Исповедь англичанина»)


Рецензии