Главная улица

Главная улица. Центральная…

«В моей душе ты стала главной, родная улица моя»
 
Улица - у лица… Главная - лицо города, поселка, деревеньки, и очень важно какая она

Я рано выпала из любящих рук родителей прямо на улицу маленькой деревеньки. Она была единственной и потому – главной. В каком-нибудь другом месте, в Одессе или Ташкенте, дети росли во дворах… А меня воспитала улица, может быть поэтому во всех новых местах я в первую очередь обращаю внимание на них: главные, центральные или иные, маленькие и незаметные. Одни восхищают броской холодной красотой, другие  - тихой скромной уютностью, третьи – отторгают сразу и навсегда.

Родилась я в Риге, в памяти осталась набережная, мост, Даугава, лесной массив с маленьким домиком при радиомаяке в районе военной части Болдераи… Потом отца перевели в Китай, меня, малышку, ошеломил залитый огнём иллюминаций проспект в Пекине. В те времена Россия лежала во мгле… Потом я побывала на многих других главных улицах городов, поселков и  однажды, став взрослой, поехала в родной город Ригу… Он очаровал и покорил мою уже  искушенную душу. Вот только главную улицу Бривибас помню плохо, зато Старая Рига осталась в памяти навсегда.

Невский проспект я увидела зимой, может быть, поэтому он никак не показался мне. Он проспект, жил во мне другим, описанным Гоголем, и был дороже и ближе. Потом я приехала в город на Неве в период белых ночей, и ночной город показался мне фантастическим, неземным, не похожим ни на один другой город. Иным было небо, звезды, воздух, и состояние полного неземного очарования. А Невский проспект днем снова не тронул…

Вспомнился Каунас, пешеходная аллея со старинными фонарями, скамейками под ними, на которых сидели и глазели люди. И мне захотелось сесть и сидеть так вечно, настолько моим было все вокруг. Как говориться – легло на душу.

Студенческие годы. Воронеж. Наша студенческая улица утопала в зелени, но счастьем стала главная улица Брод – Бродвей. Вся жизнь города была сосредоточена на ней, особенно для нас, молодых студентов. Танцевальные площадки, кинотеатры, магазинчики, кафе, Дом офицеров, Художественный театр, но даже не они делали её главной в нашей жизни. Главной делало её ежевечернее дефиле по ней всех и вся. Было где на всех посмотреть и себя показать. Как это важно в младые годы. Раньше, до революции, устраивались балы: парад невест и женихов… Пришли Советы и оставили для этих парадов  демократичные танцплощадки и улицы.
Сколько осталось там, на этом Броде, нечаянных счастливых встреч и разбитых надежд, сколько жизни…Эта улица снилась мне много раз, и что удивительно, эти сны рождали во мне, после ошибок и неудач, новые надежды и мечты.

Распределение. Провинциальный Подмосковный городок на берегу Оки. Неуютная уродливая пустынная набережная.  Главная улица являлась одновременно и транзитным шоссе Москва-Рязань, поэтому она никак не могла стать маленьким Бродвеем для города. Несколько танцплощадок, забитых молодежью, в полумраке и грохоте ничем не напоминали парад невест и женихов… Город без красивой, любимой народом, главной улицы, словно без стержня и сердца. … Именно в этом городке я вдруг почувствовала себя выброшенным на обочину маргиналом, лишенным возможности проплыть на белом паруснике мечты по самой стремнине широкой реки. Зато летом мы обожали выезжать на теплоходе на высокий берег Оки, где на несколько километров тянулась вдоль берега дорожка, заросшая душистым разнотравьем, выше лес, среди которого виднелись многочисленные дома отдыха и пионерские лагеря, палатки дикарей… Это место осталось в памяти самым ярким и счастливым воспоминанием.

Одесса, набережная, парк – счастье. Прогулки по набережной Анапы, Геленджика – удовольствие и умиротворение. Адлер и Сочи с этой дурацкой железной дорогой вдоль моря просто уродцы.

Милениум. Париж. Только Монмарт, маленький и уютный, вошел в сердце и остался там островком радости, а Елисейские поля, увы. Они, как и Невский проспект, живут там иным образом, созданным французскими классиками восемнадцатого века. Образом, созданным моим воображением, неуловимым нечетким, но родным и понятным.
 
21 век. Дожила. Испания. Барселона. Главная улица готического квартала Ла Рамбла – чудо. Великолепный променад днем и ночью… Прекрасны города, умеющие украсить свое лицо, сделать его неповторимым запоминающимся вот такими главными для жителей и гостей улицами.

Москва. Улица Горького, ныне Тверская – главная улица столицы, запятнала себя в девяностые годы позорным клеймом продажной роскоши и проституцией. Каменный коридор, забитый машинами, без единого деревца вдоль тротуаров, неприглядное и унылое зрелище.

В семидесятые восхитил Новый Арбат, но ныне высотные башни облезли, и их горделивый когда-то строй утратил свое величие, а любимые кафе и рестораны потеряли свое лицо за многочисленной рекламой. Аминь.

Бедный Старый Арбат, как он хотел стать историческим лицом столицы! И стал любимым место москвичей и гостей, но зачем-то решили изменить его, лишили главного шарма – художников, матрешек, уличных певцов… Не додумались поставить скамейки, как в Каунасе, я бы посидела, глазея на нескончаемый поток туристов. На той же Ла Рамбла стоят настоящие стулья, и постоянно сидящие на них старички, интересны, как застывшие скульптуры… вечные, незыблемые, как древний квартал, как история, как вечная жизнь.
Романтика Арбата осталась в песнях Окуджавы – это был его Арбат, его Главная улица.

А где живет моя Главная улица? Можно сказать, что она не на карте, а в душе, впитавшей в себя все настоящие и виртуальные, она – красная линия моей жизни и главная дорога в ней – мое кредо, совесть, достоинство и честь. А рождалось все это, росло и крепло в маленькой деревушке с одной улицей. На этой улице было все впервые… Впервые пошла в школу, где все десять лет преподавали теорию жизни, а за её стенами сразу начиналась жесткая практика реальности: дружбы и вражды, доверия и предательства, стыда и бесстыдства, чести и бесчестия, всего, из чего и состоит наша социальная жизнь. С этой улицы началась формирование и шлифовка моей личности. Стая, компания, состоящая из разных малоразвитых эго, которые как камешки шлифовались друг об друга и обретали форму, содержание и, наконец, идентифицировались, обретали свой окончательный  облик, согласно приобретённого или нет интеллекта, характера и много чего составляющего нас, индивидуумов. Все на Заречной, как в кино.

Деревня Заречье, улица Заречная… Главная. Моя. Родная.  И только с ней я сравниваю остальные дальние и заморские, и сквозь её кредо, они ложатся или не ложатся на моё сердце и душу. Чистая, светлая, честная, простодушная, гордая и полный антипод только что сказанному, Главная в моей жизни улица. Спасибо тебе. Ты дала мне такой заряд бодрости и энергии, что хватило помотаться-помытариться по свету, но приземлится в столице почти в самом центре, в парке, в небольшом домике, где все напоминает тебя: соловьи, запахи жасмина весной, белый снег зимой, и тишина…

Главная улица, хорошо, если она есть в городе, поселке, деревеньке… и в душе каждого человека.
15.07.09
    


Рецензии
Задели за самое чувствительное место! Прекрасная исповедь!

Ирина Гарталь   21.09.2019 01:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.