Уходит наше поколение

     Хоронили мою соседку по даче. Она давно уже болела и я ее не видела. Иногда звонила, интересовалась ее здоровьем. Да, уж какое здоровье, когда тебе под восемьдесят! Валентина Леонтьевна была профессором, доктором сельскохозяйственных наук, автором множества специальных изданий по сортовой агротехнике овощнх культур. Автором многих сортов овощей: томатов, перцев, огурцов и прочих даров природы. Всю жизнь она отдала науке, работала за двоих и всех сотрудников заставляла работать так же, за что ее и недолюбливали коллеги. Зато сколько учеников она вывела в жизнь, научив их любить землю, заботится о ней!  В моей памяти она осталась невысокой старушкой, хлопотавшей на своих шести сотках. Она находила время учить меня, впервые занявшуюся огородничеством, учить, как и когда сажать, как ухаживать за растениями, как подкармливать их. Наука оказалась не простая, зато, сколько радости приносили первые успехи!

     Жизнь она прожила трудную. Неудачное замужество, двух  дочерей растила одна. По ее стопам они не пошли, но и то, что они себе избрали, не принесло им счастья.  Жизнь и у них сложилась не такая, какую хотела бы для них мать. Но уж тут ничего не поделаешь, такова судьба. У младшей, что жила с матерью, единственный сынок стал наркоманом, попал в тюрьму. Сказалась безотцовщина, избалованность.  Сколько горя принес он бедным женщинам! И вот теперь Валентина Леонтьевна покинула этот мир.  И дача, которой она отдала последние свои годы, на которой мечтала увидеть своих счастливых и любящих детей и внуков, осиротела. Заброшенная, заросшая сорняками, неухоженная она грустно смотрит на таких же, как и она соседок. Поколение  самозабвенных дачниц постепенно вымирает. Молодым это дачное хозяйство не интересно.

     Проводить Валентину Леонтьевну пришло много народу.  Мы с подругой пришли пораньше и сидели на дворовой скамейке, наблюдая за подходившими людьми. Шли бывшие коллеги, проработавшие многие годы с ней бок  обок. Знавшие ее, как свои пять пальцев. Такие же старухи и старики в потертых драповых пальто, залоснившихся шляпах. Чувствовалось, что многолетняя работа не принесла им ничего, кроме нищей старости и заброшенности. И в этот сумрачный день ранней весны пахло старостью и одиночеством. Судьбы у всех были одинаковы. Многие десятилетия не легкой работы, низкие пенсии, дети, покинувшие родителей в поисках  лучшей доли, подорванное здоровье, тоскливое ожидание конца.

     Когда вынесли гроб, потянулись прощаться. Клали в гроб жалкие тюльпанчики, выращенные на подоконниках, бережно опускали в тарелку, стоящую в ногах усопшей,
нищие свои денежки, кто десятку, а кто и пятерку. Утирали смятыми платочками скупые слезы. Все уже привычно, без надрыва. Обыденно.
Подъехала машина, вынесли несколько венков: от родных, от коллег, от руководства, от соседей. Вынесли крест, сваренный из металла, на нем скромная дощечка с данными новой постоялицы городского кладбища. Все построились, как раньше на демонстрацию, и двинулись за гробом к машине. Мы с подругой пристроились сзади. Перед нами тихо двигалась колонна стариков. Ни одного молодого лица, ни одного ребенка. Только сгорбленные плечи, опущенные головы, костыли, трости. Шарканье ног, обутых  в разбитые старые ботинки, да тяжелое дыхание.

      Уходит целое поколение строителей  коммунизма.  Краса и гордость нашей страны.  Нашей бывшей страны, которую мы любили и отдали ей все, что могли отдать. А теперь мы только стоим в очередь на тот свет. Все в одной очереди. Кто последний? Я за вами…


Рецензии
Я отношусь к поколению "уходящих". Обратился к молодым людям с предложением учиться на наших ошибках. "Нет уж, будем учиться на своих" - ответили мне. Вот, почему мы им не нужны. Они вразумили меня, заносчивого строителя "кое-чего". И я написал свое стихотворение "Ошибка".

О Ш И Б К А

Ошибся Энгельс и ошибся Ленин,
Ошибся Сталин и ошибся Маркс…
А мы с российской неизменной ленью
Своих грехов не ведаем сейчас.

С ошибкой «поняли» мы монстра в кепке,
Картавящего с броневичка,
Влюбились мы своей любовью крепкой
В больного кое-чем большевичка.

Его ошибками повально зараженный,
Страдал в насилии «свободный» наш народ,
Уздой партийного режима запряженный,
Под светлым лозунгом он двигался вперед.

И одуревши, наши современники,
С энтузиазмом, каторжным трудом
Мечтали в коллективном муравейнике
Построить рай, а строили дурдом.

Копал народ богатства и сокровища,
На «подвиги» сплотил его тиран,
А накопал стране одни позорища,
Создав большой могильный «Котлован».

Погребены в нем миллионы жителей,
В нем стоны узников гулаговских звучат,
Слышны стенанья в войнах «победителей»,
Плач матерей, мальчишек и девчат.

Там слышны возгласы: «Вперед! За Сталина!»
И демонстраций стадный гам,
И прославления Гагарина
И гвалт угроз своим живым врагам.

Так жили мы в неведомых ошибках,
Превознося свою святую власть,
Пред нею вились мы хребтиной гибкой
И возбуждали в них к ошибкам новым страсть.

Мы любим хаять за ошибки друга,
Клянем за них заклятого врага.
Свои же промахи скрываем мы в потугах.
И чем нам жизнь такая дорога?

Теперь, когда страна дошла до ручки,
Когда истерзана она до дна,
Видны деянья большевистской кучки,
Ошибка Ленина отчетливо видна.

Не нужен «Светоч» нам никем незваный,
Пусть личный Разум каждого ведет.
И счастлив будет тот в Земле Обетованной,
Кто лишь своей ошибкою живет!

Пусть всему поколению "уходящих" земля будет пухом!

Василий Евтушенко

Василий Евтушенко   14.06.2011 13:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Вася, мы с тобой дети той эпохи. А вспомни, как мы верили в светлое будущее, думали ли мы, что все будет так, как сейчас?Грустно и обидно, мой дорогой друг.

Людмила Москвич   15.06.2011 20:22   Заявить о нарушении
Не только поколение 30х не нужно нынешней молодежи, Людмила. Мы, ваши дети, то есть 50летние, тоже не можем предостеречь молодых от совершенных нами и проверенных жизнью ошибок. Что ж, это закономерно. "Если бы молодость знала, если бы старость могла!"
всего лучшего вам!
Не обидитесь, если поправлю: у вас сборник на странице "Не выдуманные истории" - слово "не выдуманные" пишут вместе.

Светлана Савельева   10.10.2011 07:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.