Кризис иерархических структур. Философия. Статья
***
- Ты можешь годами не стареть: календарное время идет, а время чувств – нет. Ты можешь постареть на годы за дни: время чувств будет обгонять календарное время. И ты можешь помолодеть, если время чувств идет назад, хотя календарь идет вперед.
- Но где логика?
- Если ты поймешь, что время кружится, то это очевидно.
- Как время кружится?
- Как метель.
(В. Серкин: Хохот шамана)
___________________________
О нелинейном времени много сказано и много написано. Ещё больше – не сказано и прочувствовано буквально каждым днём жизни любого самого обыкновенного человека. Мы ощущаем, как с уходом детства от нас уходит огромное космическое пространство дня, уступая место череде недель, месяцев, лет. Но и мы, взрослые, можем находиться одновременно в прошлом и будущем, когда минута длится вечность, а внезапное предощущение прошлого или постосмысление будущего сильнее реакций организма на страх и боль. Когда мгновение «здесь и сейчас» воспринимается не точечно, а комплексно, и это ощущение несравнимо с утилитарным понятием «настоящее». С понятием времени тесно связано понятие пространства – среды существования. И было бы странно, если бы линейные системы продолжали доминировать в современном мире, который можно охарактеризовать как глобальное информационное пространство. И самый живой вопрос современности – это проблема иерархичности во всех сферах человеческой жизни. Любая иерархическая система линейна: невозможно достижение вершин без прохождения низших ступеней.
Если рассуждать относительно человеческой природы, то возьмём, к примеру, систему потребностей по Маслоу. Достаточно кинуть беглый взгляд в жизнь, чтобы увидеть, как эта пирамида неустойчива… Кажущаяся её устойчивость – не более чем плод логического рассуждения, в отрыве от реальной жизни. Вот несколько иллюстраций, изображающих несостоятельность иерархической структуры человеческих потребностей.
Когда чаще всего человек задаёт себе вопросы о смысле жизни? Да именно тогда, когда он страдает от неутолённых элементарных физиологических и экзистенциальных потребностей. В трудной жизненной ситуации человек не думает о самоуважении, а задаётся гамлетовскими вопросами – то есть, вопросами актуализации и самоидентификации. Причём вопрос самовыражения остаётся вне доминанты интереса.
Духовные практики различных религий ставят последний пункт первым, подчиняя ему все остальные, опрокидывая пирамиду. Более того, при этом самовыражение вовсе не является одной из духовных категорий, а относится скорее к социальной потребности. Да и вообще, как такового понятия потребности фактически не существует: в христианстве человек призван к служению, а не к исполнению своих потребностей. В буддизме потребности являются фактором, отягощающим сознание и ведущим к порочному кругу удовольствий и страданий.
Какие картинки в окнах и на улице можно видеть, свидетелем каких сцен человеческой жизни стать? Что доведётся испытать самому? После обильного стола и бурного секса, по логике вещей, поэт кинется писать стихи, а экстатик впадёт в транс? Скорее, наоборот. Почувствовав безопасность за двухметровым забором и со свитой охраны, престижный и уважаемый человек задумается о самоидентификации? Опять же – скорее нет, чем да. Обычная жизнь простого среднестатистического землянина – это привычный набор действий, выполняемых автоматически ежедневно, при этом чувства и мысли возникают совершенно хаотически – от самых высоких до самых низменных – вне зависимости от удовлетворения условно более высокой потребности после условно низшей. И трудно подчинить человеческое хаотичное естество какой-либо строгой иерархии без специальной подготовки. Другими словами: иерархическая структура возможна лишь в искусственно созданных условиях – по воле самих участников, подчиняющихся иерархии, или по чужой воле подчиняющего.
Итак, логическим воплощением принципа подчинения структур низших и многочисленных высшим и малочисленным – принципа иерархической пирамиды – является централизованная власть. Добро это или зло – это вопрос личных пристрастий. Рассмотрим, насколько прогрессивной является централизация. Ярчайший пример – Москва, которая на сегодняшний день страдает от связанности со своей ролью «головы» тела российского государства. Однако, у централизованной управленческой структуры появились идейные конкуренты. В игру вступили неиерархические явления: интернационализация бизнеса и сетевое управление, общедоступность информационного пространства, спад у «низших» слоёв населения потребности получения информации и руководств к действиям от официальных источников. Самоуправляющийся хаос народных реакций приспособления к окружающей среде – тоже признак неструктурированной и неиерархической природы естественных жизнепроявлений.
Человеческая логика, как выражение линейного восприятия мира, сразу противопоставляет чувственному познанию вопрос: а как же можно жить вне иерархий? Очень просто: ответив на вопрос, чем отличается мировой хаос от мирового порядка… Разве человек управляет звёздами? Разве президент или продюсер раскрутил галактику? Так почему бы человеку не отказаться от антропоцентризма и не принять великий и прекрасный мировой порядок хаоса, доверившись самоорганизующимся системам, взаимопроникающим друг в друга, безо всякого ущерба друг для друга? Мир, построенный на насильственном подчинении, на иерархическом принципе, не существует, хотя и кажется нам самой что ни на есть реальностью. Иерархия – плод воображения линейно настроенного мышления, стремящегося к обладанию. Мужской принцип самости исчерпал свои ресурсы, запустив научно-технический прогресс, который в свою очередь привёл к открытию возможности выйти из колеи хождения по линии из минус бесконечности в плюс бесконечность – в многополярный мир одновременного присутствия в «здесь и сейчас» и «раньше и после».
Свидетельство о публикации №211033101351
Старый Русский 28.03.2013 01:10 Заявить о нарушении