Ч. 2 Баранов. Путь наверх

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2009/12/30/694               

Наследнику понравился  и запомнился офицер-изобретатель. Он распорядился наградить его орденом и заказать для Морского министерства десять тысяч винтовок «системы Баранова».

Визит цесаревича был незапланированным, высшее морское начальство его не сопровождало, а из свиты никто не рискнул сказать наследнику, что неплохо бы провести сначала испытания, а уже потом принимать такое решение. А может быть, это никому и в голову не пришло.

Когда в министерстве об этом узнали, то онемели. Но царскую волю нужно выполнять. Винтовки изготовили на Ижорских заводах Николая Ивановича Путилова. Из них, конечно, стрелять было нельзя. Всю партию потом тихо ликвидировали. Изобретателю заплатили положенную сумму. Цесаревичу отрапортовали, что его указание выполнено.

О докладной Баранова в 1877 году стало известно наследнику, да и статью в «Голосе» он прочитал. Скорее всего, поспособствовал обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, с которым Баранов познакомился во время памятного визита цесаревича в Морской музей.

Победоносцев почувствовал родственную душу, к тому же, он проявлял интерес к флоту. Руководству Морского министерства наследник посоветовал назначить автора докладной записки командиром парохода, предназначенного для крейсерства. Это было предложение, от которого, как говорится, невозможно было отказаться.

    Так «лукавый изобретатель негодного ружья, изучавший флот только по моделям в музее, которым заведовал», как записал в своём дневнике адмирал Иван Алексеевич Шестаков, стал командиром небольшого вооружённого парохода «Веста», хотя имелось множество настоящих моряков, куда более подходивших для этой должности.

После Крымской войны, закончившейся сокрушительным поражением России, она фактически лишилась Черноморского флота. Денег тоже не было. Морской бюджет России в 1875 году был в два раза меньше, чем во Франции, и в три раза меньше, чем в Англии. Конечно, если хорошо поискать, то какие-нибудь средства можно было бы найти.

Только на ведомство Святейшего Синода из государственной казны тратилось почти десять миллионов рублей. Но надо быть Петром Первым, чтобы снять с церквей колокола для переплавки на пушки. Против шести турецких мониторов (небольших бронированных судов с мощной артиллерией) на Дунае и двенадцати броненосцев на Чёрном море, Россия выставила двадцать наспех переоборудованных пароходов и паровые катера с шестовыми минами.

Отчаянные мичманы и лейтенанты на минных катерах под плотным артиллерийским и ружейным огнём подходили вплотную к турецким судам и подрывали их минами. Мужество лихих катерников никогда и никем не подвергалось сомнению. Во время Русско-турецкой войны заслуженно выдвинулся капитан-лейтенант Степан Осипович Макаров, впоследствии знаменитый адмирал.

                Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/31/1410

На фотографии: Николай Михайлович Баранов


Рецензии
Прямо-таки нельзя было стрелять из винтовки? Вот не верю! Нет, я понимаю: у неё могла быть невысокая точность, малая наработка на отказ по сравнению с аналогами, но чтоб она вообще не могла произвести выстрела???

Руслан Тлеуж   12.12.2018 14:00     Заявить о нарушении
Если учесть всё, что Вы перечислили, то разве нужно понимать буквально, что из такой винтовки стрелять было нельзя. Стреляют-то по врагу, а винтовка была негодная. Потому и написано, что стрелять из неё было нельзя.

Владимир Врубель   12.12.2018 14:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.