Ночной дозор

        Описывать музеи дело скучное и неблагодарное. Это надо ВИДЕТЬ. Но об одной картине постараюсь написать. Итак, Государственный музей в Амстердаме...

        Все слышали о  картине Рембрандта "Ночной дозор". А многие и видели. Прежде всего она поражает размерами. Представьте - 4,4 на 3,6 метра. На самом же деле она кажется ещё больше.

        Она висит в торце длинной галереи залов с высокими потолками. Её начинаешь видеть за метров 60. И именно с этого большого расстояния поражает её стереоскопический эффект.
        Не всем известно, что на картине изображены вовсе не дозорные, а подгулявший отряд амстердамских вольных стрелков. Собственно за привычку бузить, шуметь по ночам их и прозвали "ночным дозором".

        Вот эта разухабистая банда и заказала Рембрандту свой групповой портрет. Некий капитан Франц Баннинг Кок, стоящий по центру картины, оплатил львиную долю заказа, а остальные шестнадцать бузотёров)) тоже внесли каждый свою долю, в зависимости от того, насколько почётное место на картине отвёл им художник.

        И вот по мере приближения к картине, из тени выступают всё новые и новые фигуры- солдаты и зрители. В позах стрелков нет и намёка на какой-то порядок, дисциплину. Наоборот, все они своими пиками и барабанами создают впечатление беспорядка, хаоса. Вся картина в целом производит впечатление некой театральной мизансцены, постановочности. Не найти ответа на вопрос: откуда, в столь поздний час,  взялась маленькая девочка в длинном платье, фигурка которой подсвечена, будто золотой ангел убегает прочь от всех...

        Кстати, историки утверждают будто это вовсе не девочка, а мальчик в девчачьем платье, сын кого-то из стрелков...

        Забавная деталь - вольные стрелки, заказавшие картину Рембрандту, не указали точных её размеров. Когда полотно было готово, выяснилось, что оно не проходит в дверь их клуба, где они собирались её повесить. Они поступили просто: обрезали её по всем четырём краям! (Изверги!))) Маленькая копия картины, сделанная другом Рембрандта висит рядом -слева. Оказывается были ещё три фигуры. Знатоки и эксперты сокрушаются: нарушена целостность картины, но кому сейчас можно предъявить претензии?,,, Мне гораздо интереснее, как художник разбирался с живыми оригиналами обрезанных стрелков!:)))

Часть информации из источника: С.Штерн "Наблюдая за голландцами".


Рецензии