Глава 4. Школа жизни. 11

 Предыдущая глава http://www.proza.ru/2011/04/01/987
  КАРАГАНДА.
Утром 31 июля я вышел на привокзальную площадь Караганды. Решение лететь в Москву, было принято ранее, поэтому мой маршрут от вокзала пролёг прямо в аэропорт. В те годы воздушные ворота Караганды находился в районе «Нового города». Теперь на месте взлётно-посадочной полосы проходит автомагистраль, а бывшее здание аэропорта находиться глубоко в черте города. А тогда я достаточно быстро, кажется, на троллейбусе добрался до аэропорта. Выяснил, что улететь можно будет во второй половине дня. Я решил познакомиться с городом и вернулся в центр Караганды.
Караганда в те годы переживала этап бурного развития. Идёт активное строительство, растёт добыча угля, разобщённые части города объединяются в общую структуру. На фото тех лет видно, что основной вид строительства города основан на более капитальных и добротных домах, так называемых, «сталинках». Это были постройки с высокими потолками, толстыми стенами, кирпичной кладки. Они теперь в почёте на вторичном рынке жилья.
Я вышел возле одного из административных зданий, перед которым был разбит акациевый садик с памятником-бюстом. Присел на скамейку в тени акаций и рассмотрел этот бюст. Сначала предположил, что это изображён местный акын: раскосые глаза, бородка клинышком, подчёркнутый восточный характер скул. Только благодаря характерной лысине с боковой опушкой волос и костюму европейского покроя я понял, что это был бюст Ленину. Бывая потом в разных городах страны, я отмечал, что наших вождей каждый народ многонациональной страны и в скульптурах, и на полотнах отображал по своему образу и подобию.
Перекусив в ближайшей столовой, я провёл экскурсионный поход по центру города и видел то, что отображено на приведенных в тексте фотографиях, добытых мною в «недрах» Интернета.
Созревшее окончательно во мне желание лететь далее, на Москву, увезло меня на троллейбусе в аэропорт. Но всё оказалось не так быстро, как обещала служба аэропорта. До конца было не ясно, когда и какой рейс доставит нас (а «нас» уже набралось достаточно) во Внуково. Вся вторая половина дня до вечера прошла в ожидании отлета. Я решил обследовать все доступные места, включая аэродромные постройки. Зашёл на ангарную стоянку «Аннушек», там встретил нашего механика «Як-12», с которым проводили разбивку гравиметрической сети. Расспросил о нашем пилоте и узнал, что он улетел осваивать АН-2.

Приближался вечер, наступила ночь. Вся группа пассажиров, желавших улететь в направлении Москвы, притихла на стульях в зале ожидания. Мы начали просить устроить нас на ночёвку, понимая, что до утра мы не улетим. Отказали. Сказали: «Ждите!». Ждали, пока за полночь со стула не свалилась одна из девушек, жёстко ударившись головой об каменный пол. Это вызвало у нас возмущение. Группа солидных мужчин и примкнувший к ним правдолюб Браевич, резко потребовали обеспечить нас ночлегом. «Испуганные» служащие аэропорта сжалились. Мы заняли места в гостинице-«ночлежке», свалившись на кровати, и забывшись  в глубоком сне.

Нас обещали утром поднять за полчаса до отлёта. Но всё оказалось не так. Я проснулся оттого, что вокруг меня суетливо, почти как по тревоге, лихорадочно напяливали одежду заспанные мужики. В соседней комнате досыпал женский состав нашего «экипажа». Они нас потом догоняли.

В Москву отправлялся проходящий пассажирский самолёт ИЛ-14.
Наша «лавина» растеклась по салону самолёта, стоявшего в темноте на взлётной полосе. Хорошо, что билеты были куплены накануне днём (вчера). Это ускорило нашу посадку. Я сел на первом ряду перед кабиной пилотов у правого борта. Над входной дверцей в кабину был встроен высотомер, что дало возможность отмечать высоту полёта. Взлетели благополучно. Полёт длился не долго. Мы пошли на посадку на аэродром Акмолинска. Аэропортом назвать тогда саманный домик рядом с радиобудкой было трудно. Садился я на эту землю через много лет, когда Акмолинск стал Целиноградом и здесь был настоящий аэропорт, с аэровокзалом, построенным в1966 году. Теперь это столица Казахстана и называется городом Астаной. Руководство страны переехало из Алма-Аты в новый город современной архитектуры и обеспечения. А аэровокзал реставрирован в восточном стиле.
А тогда мы сели на взлетно-посадочную полосу города «белой могилы» - так  переводиться слово «акмола», специально, чтобы забрать «кого-то» на борт. «Кто-то» приехал на машине прямо к самолету, и он (самолёт) взлетел в направлении Челябинска. Летели достаточно долго, но ещё до полудня сели в аэропорту Челябинска. Здесь самолёт и мы «заправлялись». Я «заправился» жареной курицей с рисовым гарниром и чаем.   Что сделали и другие пассажиры. Правда, потом, после взлёта, некоторые соседи «вернули» рис в «спецпакеты». А пока,  плотно перекусив, мы прогуливались по зданию аэровокзала, покупали свежие газеты и наслаждались свежим утренним воздухом.

Дальнейший полёт проходил без посадки до Москвы. На этой части маршрута запомнился пролёт над Казанью и лёгкая дрёма. Пролетав с посадками 12 часов, мы, наконец, зарулили на стоянку в аэропорту Внуково. Это была моя первая посадка на этот аэродром. Я привожу несколько «старинных» снимков 50-х годов, иллюстрирующих заключительный момент прибытия во Внуково: от снижения и посадки самолёта, до выхода на остановку автобусов, возивших прибывших авиопутешествеников  в центр Москвы. Такой же путь в тот день совершил и я. Автобус привёз нас в район ул. Карла Маркса.


Международный фестиваль молодёжи и студентов в Москве.
1 августа я вышел из внуковского автобуса на московские улицы, по которым пятый день катились праздничные мероприятия Шестого международного фестиваля молодёжи и студентов. Открытие фестиваля состоялось 28 июля. Нужно было спешить на Ленинградский вокзал, чтобы успеть на электричку до посёлка Лосино-Островское, где в это время жил Володя Кислов, завершая свою последнюю неделю учёбы по повышению квалификации. О своём приезде я сообщил заранее в письме.  Итак, через четыре месяца я снова встретился с Володей на этой земле.

В субботу 2 августа мы с Володей окунулись в фестивальные празднества. Основное место нашего пребывания стала Выставка достижений народного хозяйства. Тогда она называлась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Мы были здесь почти каждый день, так как место Володиной практики находилось в этом районе. Пока Володя занимался своими делами, я посещал летний театр на выставке, где проходили концерты художественных коллективов разных стран. Запомнился большой концерт танцевального ансамбля Китайской народной республики. Замечательные танцы были насыщены акробатическими прыжками, необычной синхронностью исполнения, выделялись яркими костюмами разных регионов Китая.

В назначенное время и в назначенном месте (там, где потом установили первый ТУ-104 и гагаринскую ракету) мы встретились с Володей, и отправились в ближайший национальный ресторанчик на «поедание шашлыков». Затем путешествовали по выставке, посещая интересные нам павильоны. Конечно, зашли в наш украинский павильон.  Такого количества люду из разных стран не приходилось видеть никогда. Было принято подходить к любой группе иностранцев, брать у них автографы и, по возможности, общаться. Я купил на выставке фирменный блокнотик, и в него собирал автографы, адреса при знакомстве и фотографировании с разными «немцами». Запомнился итальянец лет 25, свободно говоривший на русском языке. Мы с ним фотографировались у Карелофинского павильона (была тогда такая республика в СССР), и он сам записал в мой блокнотик свой адрес, попросив прислать фото. У Володи был «модный» ФЭД. Мы много снимали и снимались. К сожалению, как сообщил потом в Киеве Володя, что-то случилось с плёнкой и эти исторические для нас кадры не увидели света. Покупали сувенирные значки и открытки. Кое-что у меня сохранилось, и я включил в иллюстрацию к этой главе фестивальные открытки, фото тех мест, где мы бывали тогда, значки.

В воскресенье 3 августа, попутешествовав по выставке, мы поехали в центральную часть города  на Красную площадь, затем посетили Третьяковку. Володя долго стоял возле картины Иванова «Явление Христа народу», попросив не отвлекать его. Это было одно из любимых им произведений. Отдохнув душой, но не телом, через несколько часов путешествий по центральным улицам Москвы, мы наконец-то, отобедали в одном из ресторанов. Впереди был вечер на Красной площади. В тот вечер разрешили сидеть на скамьях боковых трибун возле мавзолея. Что мы и сделали. Мы уселись в конце трибуны, которая ближе к Историческому музею, вытянули ножки, в ожидании грандиозного фейверка-салюта. Площадь наполнялась толпами «фестивальщиков» и гостей Москвы. Стемнело, и… начался праздник разноцветного огня салюта в честь завершения первой недели фестиваля, а затем большого танцевального вечера на Красной площади. Для нас с Володей это был прощальный салют фестиваля.

Вечером 6 августа мы сели в поезд № 1 «Москва-Киев», замкнув «альфу и омегу» весеннего и летнего моего первого пребывания в столице Советского Союза.

 На фото из Интерент: Старый аэропорт КАРАГАНДА
 Продолжение следует  http://www.proza.ru/2011/04/01/1007


Рецензии
И где же фестивальные открытки?

Светлана Шаляпина   21.05.2020 15:11     Заявить о нарушении
Где то в моих архивах...

Игорь Браевич   21.05.2020 21:48   Заявить о нарушении