Истомленная земля

Лето 2010 г. выдалось чрезвычайно жарким. Печать увядания лежала на всей природе, а безжалостное солнце немилосердно палило с утра до вечера. Но православные следопыты из отряда «Скимен» и в этом году решили не отказываться от своего намерения совершить паломническое путешествие по просторам нашей малой родины. Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий благословил наше начинание, снабдил нас продуктами и снаряжением.

Маршрут проходил по Кирсановскому, Уметскому и Инжавинскому районам, конечная цель его – посещение Михаило-Архангельского храма с. Терновое Инжавинского района, где пребывает чудотворная Карандеевская икона Божией Матери.

Поход начался 13 июля рано утром, когда участники группы, состоящей из девяти человек, собрались на железнодорожном вокзале г. Тамбова, ожидая поезда на Кирсанов. Время в дороге прошло незаметно, в Кирсанове, сориентировавшись по карте и спросив дорогу у местных жителей, мы двинулись в сторону с. Чутановки, надеясь там по мосту перейти реку Ворону.

Миновав город и оказавшись на его окраине, наш отряд облюбовал чудесную лужайку на окраине города, окруженную пятью ветлами: здесь организовали первый привал, чтобы подкрепить свои силы и немного перекусить. Затем, помолившись, мы снова отправились в путь. Дорога бежала вперед, ярко светило солнце, пахло пересушенной травой, рюкзаки приятно оттягивали плечи.

Вскоре выяснилось, что путь, по которому мы шли, был старой дорогой из Кирсанова в Чутановку, и некогда через реку был проложен мост, однако в настоящее время мост не сохранился. Река в этом месте была настолько глубока, что переправа вброд оказалась невозможной. Оставался единственный выход – во что бы то ни стало найти какую-нибудь лодку. Ворона в этом месте достаточно широка, но лучшие наши пловцы, не раздумывая, бросились в воду и поплыли на противоположный берег добыть столь необходимый отважным  путешественникам транспорт. Вскоре они вернулись вместе с утлым челном, достаточно старым и грязным. Застелив его дно толстым слоем травы, мы погрузили свои рюкзаки, а сами вплавь переправились на тот берег, толкая лодку перед собой.
Далее наш путь лежал на Софьинку. Через несколько часов беспрерывного движения мы поднялись на возвышенность, с вершины которой нам открылся великолепный вид на долину реки Вяжли – цели нашего путешествия в этот день. Здесь на берегу этой красивой степной речушки мы и разбили свой первый лагерь.

В Софьинке некогда располагалась усадьба Боратынских – Мара. Это родина великого русского поэта Евгения Абрамовича Боратынского. Здесь он родился, провел детство, а затем часто посещал ее. Живописная местность не раз служила источником вдохновения для поэта-философа и на нас подействовала умиротворяюще и возвышенно.

На следующий день, 14 июля, мы осмотрели все, что осталось от барского кладбища, где похоронены представители рода Боратынских, Мильфельдов, Дельвигов. В бывшем барском парке, в глубочайшем овраге, дна которого не могут достичь даже всепроникающие, а в этом году довольно назойливые лучи солнца, следопыты пытались найти следы Вознесенского источника, но местные жители сообщили, что в этом году он высох из-за жары.

Действительно дождей на землю не проливалось уже больше месяца, земля потрескалась от зноя, трава пожелтела и пожухла, листья на деревьях покрылись серой пылью, а сами деревья были как увядшие. Истомленная земля взывала к небу, требуя влаги, но небеса молчали, и влага не проливалась.

Однако, несмотря ни на что, окружающая природа сохраняла свою прелесть: река Ворона то скрывалась в густых зарослях, то, выбравшись на открытый простор, представляла нам великолепные зрелища торжества сохранившей свой насыщенный изумрудный оттенок по берегам водоема растительности над иссушающим зноем.
 
Мы прошли деревушки Буровщина, Кипец и остановились на берегу Вороны, там, где она делает резкий поворот, омывая мыс, поросший сосняком, прямо на окраине села Рамза. Здесь мы провели ночь и часть следующего дня, 15 июля, собираясь силами перед очередным марш-броском. Весь день провели в пути, чтобы достигнуть большого села Карай-Пущино, откуда направились к реке Карай, отстоящей от села километрах в двух. Мы разбили свой лагерь на лугу, недалеко от берега реки Карай, которая в этом месте была прямая, как канал, что нехарактерно для естественной сущности любой обычной реки.

С западной стороны нашу полянку окружали заросли ивняка, с восточной – ольховник. По всему лугу стояли стожки сена, а также была раскидана зарулоненная солома, которую с утра до ночи собирал трактор и грузил в машину. Несмотря на палящую жару, сельскохозяйственные работы шли полным ходом, и селяне бережно собирали то, что Господь дал им в этом году.

Испепеляющая жара, тяготы пути и мозоли значительно поубавили сил у участников похода. А переход 16 июля предстоял в основном по степной стороне вдали от реки, но даже этот отрезок был с терпением преодолен привычными к изнурительным переходам путниками. К исходу дня мы вышли к селу Красивка Инжавинского района, и вправду очень красиво расположившегося на высоком мысу, откуда открывался замечательный вид на пойму реки Вороны. Здесь недалеко от моста разбили свои палатки многие отдыхающие и уставшие от жары люди. Собственно и наше пешее путешествие закончилось именно здесь, потому что 17 июля на транспорте нас отвез в свой дом настоятель храма в честь святой великомученицы Параскевы в поселке Инжавино священник Михаил Дымсков. Весь оставшийся день мы провели в доме доброго пастыря, отдыхая и набираясь сил. Уютный и красиво расположенный в виду Вороненского заповедника поселок Инжавино произвел на нас очень благоприятное впечатление.

Утром воскресного дня, 18 июля, мы отправились в Параскевинский храм на богослужение, а после него – в Михаило-Архангельский храм с. Терновое, располагавшееся от Инжавино километрах в пяти. Путь наш лежал через кладбище, затем по тенистым аллеям, и наконец мы достигли село, прошли по дороге и увидели красивый деревянный храм, выкрашенный в голубой цвет и сияющий куполами на солнце. Хотя служба уже окончилась, нам любезно открыли храм, чтобы мы смогли помолиться и приложиться к иконе Божией Матери «Карандеевская», получив великое духовное утешение и надежду на то, что помощь Божия не замедлит, прольется дождь и возрадуется истомленная земля, на которой процветут всякие злаки и плоды. Надо только молиться и верить...

Е.Налитова, О.Лёвин


Рецензии