Дорога в буруны

Глава 4 из книги «Уходили в поход партизаны…»

В связи с быстрым продвижением немецких войск по территории Орджоникидзевского края и Калмыкии, партизанские базы на Маныче подготовить не удалось. Новым местом сбора партизанских отрядов Северной группы краевой комитет партии назвал село Ачикулак.

25 июля 1942 года из села Благодарного в восточные районы края был отправлен продовольственный обоз.
На 12 подводах везли продукты из расчета на 1 год на сто человек. Продукты заготовили не скоропортящиеся: муку, крупы, сало, селедку бочковую и баночную, соль, сахар, чай. Кроме того, с собой везли палатки, полога, хозяйственное оборудование, одежду, мыло и другие бытовые вещи.

Заготовкой продуктов занимались председатель райисполкома Василий Трофимович Жерлицин, уполномоченный Министерства заготовок по Благодарненскому району Иван Лаврентьевич Крылов, заведующий районным земельным отделом  Евдоким Емельянович Нестеренко, руководство потребкооперации, некоторые председатели колхозов.

Руководителем обоза на заседании бюро райкома партии утвердили председателя колхоза «Первое мая» Тимофея Михайловича Лукина. Помощниками ему назначили председателя Елизаветинского сельсовета Прасковью Павловну Коваленко и медсестру Любовь Докучаеву.

Первоначальной задачей ответственных за доставку грузов было, сохраняя секретность, довести обоз в село Ачикулак.

***

Через десять дней после отправки обоза, из района, почти в полном составе, ушел партизанский отряд «Максим».

М.И. Мартынов приводил информацию об уходе отряда в буруны:
«…5-го августа вечером отряд «Максим» выступил из села Благодарного. В селе была тишина. Жители, стоя на улицах, провожали нас.

В селе для наблюдения остались Однокозов, Бакаев, Крылов, Елистратов, Жерлицин. Среди жителей остались наши разведчицы М.Г. Пашкова и Е.А. Долгова.17-го августа мы прибыли в Прикумск».

Известно, что с 1935 по 1957 годы районным центром Буденновского района был город Буденновск. В своих воспоминаниях Мартынов называет его Прикумском. Это подтверждает мои предположения, о том, что Мартынов писал очерки о партизанском движении, не по горячим следам событий, а позднее, в пятидесятых – шестидесятых годах.

***


К середине августа 1942 года отступающие части Красной Армии, понеся большие потери, отошли за реку Терек. Немецкие войска, двигавшиеся в направлении Сальск – Буденновск – Моздок, не встречали сопротивления, так как на их пути не было советских воинских частей.

Партизанские отряды Апанасенковского, Благодарненского, Петровского, Туркменского и Гофицкого районов, общей численностью до 400 человек, первоначально сконцентрировались в Левокумском районе.

Немецкие моторизованные части небольшими силами, без боев и серьезных стычек, заняли северные, приближались к восточным районам. Они могли неожиданно появиться в Левокумском районе и перерезать путь отходящим в буруны Кизлярского округа партизанским отрядам.

По левому берегу Кумы, в Кизлярский округ из северо-восточных районов края работники колхозов и совхозов гнали большое количество скота, вывозили материальные ценности, эвакуировалось население. Нельзя было допустить, чтобы эти богатства попали в руки врага, погибли тысячи беженцев.

Командование партизан приняло решение предотвратить внезапное появление немецко-фашистских отрядов в Левокумском районе и форсирование ими Кумы, организовало патрулирование дороги от села Арзгир до села Левокумского. 
 
К этим дням относится информация о первых боевых столкновениях партизанских отрядов с врагом. Начальник штаба сводной группы партизанских отрядов Александр Николаевич Попов записал в своем отчете:

«…17 августа 1942 г. Отряды «Петр», «Сергей», «Максим» и «Гаврила» вели бои с наступающими немецкими войсками в селах Владимирском и Левокумском, приостановили разграбление Левокумского винсовхоза».

Об этом же сообщается в книге «Ставропольцы в Великой Отечественной войне»:
«…Партизанская борьба в тылу противника развертывалась в тяжелой обстановке. Только что сформированные отряды вынуждены были отходить в районы базирования с боями, прикрывая эвакуацию населения и материальных ценностей.

В жаркие августовские дни нелегкие бои с фашистами вели отряды Апанасенковского, Ипатовского, Левокумского и Благодарненского районов.

Гофицкий отряд в районе хутора Новогражданского 18 августа вступил в смертельную схватку с батальоном мотопехоты противника, чтобы спасти другие отряды от внезапного нападения и прикрыть эвакуацию в советский тыл техники, имущества и скота. Двадцать партизан мужественно отбивали атаки, сдерживая натиск около 300 фашистов, вооруженных автоматами, пулеметами и двумя легкими пушками». (Л 36)

В архивах сохранилась «Докладная записка бойца Гофицкого партизанского отряда И. Л. Лежебокова в крайком ВКП(б) о неравном бое с фашистами и героической гибели партизан»:
«…3 августа 1942 г. я с тракторным парком как директор МТС эвакуировался в Кизлярский округ.

9 августа в г. Буденновске я повстречался с секретарем Гофицкого райкома ВКП(б) т. Волошкиным, который предложил мне идти в партизанский отряд. Отряд находился в селе Черный Лес Новоселицкого района.

Я с удовольствием принял его предложение и вступил в отряд. 9 августа сдал МТС старшему механику, а сам взял автомашину и уехал в отряд.

До 17 августа наш отряд находился в пути. Ехали на г. Буденновск, из г. Буденновска на село Сотниковское и обратно, а потом – в Левокумский район.

17 августа командир нашего отряда т. Гноевой получил от главного штаба партизанских отрядов задание: сменить на посту отряд Ипатовского района на хуторе Новогражданском Левокумского района.

В 8 часов утра 18 августа мы прибыли на смену ипатовцам. Сменили их и заняли посты.

Мы должны были встретить вражеские машины: 2 мотоцикла и 1 автомашину, но примерно в 11 часов дня встретили другое. К нашей заставе из села Арзгир подходило около 45 автомашин и до 15 мотоциклов.

Нас было всего 22 человека. Поравнявшись с нами, фашисты начали бить из орудий и пулеметов. Вылезло из машин примерно 250 - 300 фашистов. Мы начали отстреливаться и бить по ним.

Я видел, что из наших товарищей ни один никуда не ушел. Все дрались до последней капли крови, а также я видел, что немецкие солдаты сносили с поля боя убитых и раненых своих бандитов.
Бой длился 35 - 40 минут, и в неравном бою с фашистами наш отряд погиб целиком. Я как боец этого отряда был ранен 4 раза и убил немецкого офицера, а потом еще был ранен два раза и случайно остался жив, получив в этом бою 6 ран.

В этом бою погибло всего 19 человек, список которых прилагаю. В живых осталось три человека: я - Лежебоков, и бывшие в это время в разведке, которые в бою не были, Нежданов и Батальский.
Боец Гофицкого партизанского отряда – И.Л. Лежебоков». (Л 34)

***

Вскоре после гибели Гофицкого отряда группа немецких мотоциклистов появилась на границе Левокумского района.

Секретарь крайкома партии Р.Г. Саренц писал: 
«…Партизанские отряды Апанасенковского, Благодарненского, Ипатовского и Петровского районов устроили засаду и встретили фашистов массированным огнем, немцы вынуждены были повернуть назад.

В эти дни в Левокумском районе находился секретарь крайкома партии В.В. Воронцов. Он руководил эвакуацией имущества и направлял отряды в базы развертывания. В Кизляре распространились слухи о его гибели. Но через несколько дней, измученный и усталый, с отрядом он вернулся в Кизляр.

Потом он рассказывал:
- Подходили мы к центральной усадьбе Левокумского совхоза, а навстречу нам бежит взволнованная женщина и шепчет:
- С ума вы сошли, еще с орденами на груди, там же немцы, - и показывает тропинку, объясняет путь на Куму».  (Л 42)

***

Партизаны отряда «Максим» о своем участии в августовских боях с фашистами не упоминают.

Начальник штаба отряда М.И. Мартынов называет точную дату прихода отряда в указанное краевым штабом место:
«…19-го августа 1942 года пришли в Ачикулак. Шли из Прикумска правой стороной по течению реки Кумы. Обоз шел немного правее и вел его тов. Лукин Т.М.»

В период с 17 по 24 августа в Ачикулак пришли в полном составе партизанские отряды «Максим», «Сергей», «Петр» и малочисленные отряды Петровского и Туркменского районов. Отряды Арзгирского, Буденновского и Левокумского районов в Ачикулаке не появились.

Печальная судьба постигла отряды Курского, Новоселицкого, Солдато-Александровского, Степновского, Наурского районов, о которых Р.Г. Саренц писал:

«…Эти отряды и отряд Советского района шли в направлении бурунов, намереваясь влиться в северо-восточную группу. 23 августа они сконцентрировались в станице Червленной Шелковского района. Медлительность руководителей этих отрядов оказалась губительной.

Только отряд Советского района под командованием секретаря райкома Морозова пробился к назначенному пункту. Остальные же, вследствие появления немецких танков, перешли за Терек. За ними был взорван большой Червленный мост. Там, за Тереком, командование нашей армии расформировало их.

Бюро крайкома сурово наказало виновных, дало следующую оценку этому факту:
«…Считать совершенно недопустимым, что Наурский, Курской, Новоселицкий, Степновский и Солдато-Александровский партизанские отряды вместо того, чтобы явиться на указанную краевым комитетом базу, эвакуировались за Терек и были распущены».

***

Обоз Благодарненского отряда в Ачикулак не пришел, так как тяжело груженые подводы двигались медленно, а 18 августа немцы уже заняли город Буденновск и захватывали села и хутора дальше на восток. 

От села Правокумского тов. Лукин не повернул обоз на юг в сторону Ачикулака, там была открытая степная местность, а продолжил движение на восток вдоль Кумы, к Каспийскому морю.

Потеряв связь с отрядом, Лукин сделал вывод, что советские войска не остановят фашистов и принял решение идти к станции Черный рынок (ныне ст. Кочубей Дагестана), затем к морю и переправиться через Каспий.
 
Однако документов на эвакуацию людей и имущества за пределы Орджоникидзевского края у него не было, военные обоз завернули и направили в Кизляр.

Подводчики устали, лошади были изрядно приморены. Вносились предложения: груз передать в одном из аулов на сохранение или зарыть в укромном месте, а самим налегке идти искать свой отряд. Но, Лукин на это не согласился. Пройдя длинный маршрут от Благодарного до Черного рынка, затем от Черного рынка, через села Таловку и Тарумовку, в первых числах сентября наш обоз пришел в город Кизляр. 

В районном комитете партии Кизлярского района Т.М. Лукин встретил начальника милиции Благодарненского района П.К. Чуденцева, который дал ему точные координаты размещения нашего партизанского отряда.

В прикумских камышах партизанам оставаться было опасно, так как сухие камыши немцы поджигали огнеметами. А вот Бажиганские пески и поросшие кустарником буруны Дагестана и северной части Чечни являлись серьезным препятствием для немецких мотоциклистов и велосипедистов. Мотоциклы в песках застревали, и немцы становились прекрасной мишенью для наших партизан.
По этим причинам партизанский отряд «Максим» из Ачикулака ушел, сначала в Каясулу, затем в аул Кумли.

И.Л. Крылов:
«…По приказу краевого штаба наш отряд влился в сводный партизанский отряд Северной группы, командиром которой был назначен тов. Однокозов.

Перед отрядом была поставлена задача – прикрывать путь от Ачикулака до Кизляра и не пропускать фашистских мерзавцев вперед, не дать занять железную дорогу Кизляр – Астрахань и выйти во фланг Северной группе войск, сражавшейся на Тереке в районе Моздока.

Эта задача партизанским отрядом была с честью выполнена. Партизанский отряд неоднократно делал налеты на села, занятые немцами и наводил ужас на немецких вояк».  Л 13)

К середине сентября 1942 года основной базой сводной группы партизан стал аул Кумли, находившийся в 60 километрах от Кизляра на северо-запад.

18 сентября в селении Кумли руководитель обоза Т.М. Лукин доложил командиру сводного партизанского отряда А.Г. Однокозову о выполнении ответственного задания, доставке грузов, за что получил благодарность.

Продовольственную базу разместили в Бажиганских песках. О ее размещении знал узкий круг лиц: командир сводного отряда А.Г. Однокозов, заведующий базой И.Л. Крылов, начальник штаба отряда М.И. Мартынов, партизаны П.П. Коваленко, М.Г. Пашкова и Л. Докучаева.

***

Об уходе партизанского отряда «Максим» из Благодарненского района на восток к месту базирования рассказывал и Е.Е. Нестеренко:

    «…5 августа в 6 часов утра партизаны Благодарненского района направились в Ачикулак – место сбора партизан из Ипатовского, Апанасенковского, Петровского, Арзгирского, Туркменского и других районов.

Вскоре после того, как прибыли последние отряды, создался сводный партизанский полк, командиром которого стал Алексей Григорьевич Однокозов. В этот же день была принята клятва партизан, беспощадно биться с врагом».

В музее Благодарненской школы-интерната сохранился текст присяги, которую принял и подписал партизан-подпольщик из села Благодарного Николай Подкопаев:

«…Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, выполняя свой гражданский долг перед Родиной и народом, вступаю в антифашистскую борьбу с немецкими оккупантами и торжественно клянусь:

Строго хранить тайны подполья, срывать все мероприятия немецких властей. Беспощадно уничтожать, не щадя жизни и крови своей, немецких захватчиков, их прихвостней, продавших честь и свободу.

До последнего вздоха бороться за общее дело, до победы над фашистской сволочью. А если я нарушу клятву, пусть меня постигнет кара и всеобщее презрение народа.

Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами! Смерть немецко-фашистским захватчикам!
10 августа 1942 г.            Член   подпольного  комитета – Н. Подкопаев». 

***

О размещении партизанских отрядов в Бажиганских песках оставил свои записи в дневнике один из бойцов партизанского отряда:
«…В боях еще не были. Стоим в камышах, готовим оружие и продовольствие.

Опять переезжаем, но теперь уже на секретные, постоянные квартиры. Едем в Кумли. Так называется ногайский колхоз. 
В ауле стоят еще отряды: Петровский, Ипатовский, Апанасенковский, Ачикулакский, Советский, Степновский, Воронцово-Александровский, Ворошиловский и другие, с которыми мы соединились.

Образовался отряд Северной группы Ставропольского края под командованием т. Попова (А.Н. Попов был назначен начальником штаба сводной группы партизанских отрядов - автор), а комиссаром отрядов был М. И. Золотухин.

Слившись в один отряд, мы переехали в Кумли, где был создан центр отряда: штабы, склады и т. д.»  (Л 34)

***

Ветеран войны, житель села Спасского А. Фатнев вспоминал:
«…Вылечившись после третьего ранения, попал не на фронт, а в артиллерийское училище. Оставалось всего двадцать дней до выпуска и получения офицерского звания. Но на фронтах складывалось чрезвычайно тяжелое положение, и тогда из недоучившихся курсантов сформировали два истребительно-противотанковых артиллерийских полка (ИПТАП), которые вошли в корпус генерала Кириченко.

Вот тут и пришлось нам вести бои в бурунных степях против специально подготовленных фашистских солдат из Африканского корпуса.

В селении Кумли я встретил земляков-партизан Н.П. Переверзева, Н.Ф. Шалимова из Благодарненского района, Г.И. Ефанова, А.Ф. Логинова из Бурлацкого района».  (Л 38)

***

Р.Г. Саренц в своей книге называет количественный состав Северо-Восточной партизанской группы и ее вооружение к началу первых боевых действий:

«…В конце августа 1942 года несколько партизанских отрядов Кумской группы базировалось в Прикумских камышах. Но им не хватало оружия, боеприпасов, снаряжения.

Несколько лучше были вооружены отряды, расположенные в зоне Караногайского района Кизлярского округа. Здесь насчитывалось до 416 партизан, из них 134 конника.

Они вмели 4 ручных пулемета, 4 противотанковых ружья, 436 винтовок, 47 автоматов, несколько сот гранат, 229 пистолетов».  (Л 42)

2010 г.             г. Благодарный


Рецензии
Сейчас, историки нынешней России, пишут труды, где партизанами считают всех предателей страны, воевавших на стороне Германии. А их ведь было немало!
Спасибо!

Виталий Овчинников   16.07.2012 19:34     Заявить о нарушении
Спасибо!
У нас в районе партизан и полицаев, кто служил на немцев, примерно поровну.
Но, фамилии полицаев прокуратура не рекомендует называть в печати... Они уже реабилитированы.

Владимир Пузиков   16.07.2012 22:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.