Нам жить вместе

14 ноября 1970 года.
Долг Родине исполнен, два года службы в ракетной части позади, я - младший сержант, вот уже шесть часов в московском аэропорту «Домодедово» ожидаю вылета самолета на Мин-Воды.

На Северном Кавказе туман, зацепился он за гору Змейку, парализовал работу всех авиационных служб, а я ругаю себя: «Почему не сел на поезд? Был бы уже под Курском».

    В 19:00 аэропорт Мин-Воды «дал добро» и нас пригласили на посадку в самолет. Еще раз вспомнил я о поезде, когда четырехмоторный «АН» после взлета и набора высоты подозрительно дрожал, неоднократно проваливался в воздушные ямы, нудно выл моторами  на разные голоса.

Да еще симпатичная стюардесса пугала:
  - Пассажиры, пристегните ремни! За бортом минус пятьдесят.

    Багажа у меня не было. Дембельский альбом, подарки сестрам уместились в спортивной сумке, поэтому в родном аэропорту я сразу направился в сторону стоянки «Такси».

Оттуда доносится:
- Нальчик… Черкесск… Грозный…

Подхожу к группе таксистов:
- Благодарное, довезете?

- Какой -  такой Благодарное? Не знаем… такой…  Благодарное…

Когда я попытался объяснить, где находится село Благодарное, интерес у таксистов ко мне пропал, и они опять начали выкрикивать:

- Махачкала… Орджоникидзе… Карачаевск…

А один коренастый, усатый, в огромной кожаной фуражке типа "аэродром" таксист мне говорит:
- Джигит! Не мешай работать. У нас свой клиент…  Иди на автобус.

По совету доброго и мудрого таксиста сел я в городской автобус, приехал на Минераловодский железнодорожный вокзал, купил билет до Буденновска на 3 часа утра, стал думать, как скоротать время. А было уже 23:00.

***

Зашел в привокзальный ресторан, свободных мест нет, шум, гам, сигаретный дым, танцуют парочки, видимо местные. Мелодия танго звучит из автомата пластинок.

За одним столиком сидели три горца, я спросил:
- Свободно?

Они внимательно посмотрели на меня, один говорит:
- Черные погоны… Артиллерия… Свободно!

А другой продолжил:
- Красные погоны – НКВД! Злые…

И выдал на чистом русском языке сочные, непечатные слова в адрес нашего доблестного Наркомата Внутренних Дел.

Я сел за столик, прочитал короткое меню, стал ждать официантку. Напротив меня сидел старик-аксакал, с редкой седой бородой, в огромной круглой шапке из бараньего смушка серебристого цвета.

Старик плакал, видавшим виды платком вытирал слезы. В левой руке у него были посох и четки.

Слева и справа от аксакала сидели молодые мужчины лет двадцати пяти, без головных уборов, они пытались успокоить старика. Я прислушался, разговор шел на горском наречии, но отдельные слова  аксакала  разобрал:
- Сталин… узурпатор… Аллах… Акбар…

На ресторанном столике разложена домашняя еда: сыр – сулугуни, лаваш, вяленые бараньи ребра, резаные по суставам. Стояла на столе открытая бутылка водки, но к ней горцы не прикасались.

 Подошла официантка средних лет, делаю заказ:
- Поджарка, сто пятьдесят водки, нарзан…

Слева от меня молодой человек говорит:
- Поджарка не хорошо… Свинина…  Наш стол нельзя!

Официантка, не спросив моего мнения, говорит горцу:
- Я поняла. Принесу курицу.

Когда я перекусил, появилась тяга к беседе, спрашиваю соседа слева:
- Чем аксакал расстроен?

- Он из ссылки, с 1944 года в Киргизии. Мы сегодня его встретили в аэропорту, поездом поедем в селение Сурхахи.
- Он был осужден?
- Да нет. Мы – ингуши. Сталин выслал…  Депортация… Слышал?
- Нет.

- Наших родителей выслали в Казахстан. Мы с братом  родились уже там, в Акмолинске. Ингушей домой вернули при Хрущеве, а дед задержался. Он попал в другое место – Ошскую область Киргизии. Мы его долго разыскивали, ингушей туда сослали мало, человек двести, связи ни какой.

За каких-то пару часов я многое узнал о жизни кавказцев: они ездят на дорогом такси, ненавидят Сталина и НКВД, уважают стариков, не снимают за столом шапку, не едят свинины, не увлекаются спиртным.

 Позднее, в книге «Проделки на Кавказе» Е. Хамар-Дабанова, выпущенной в 1844 году, я прочту: «…Магометане не пьют виноградного вина, но водка, добываемая из хлеба, не воспрещается им верою». В тот вечер в ресторане старик водку не пил, а молодежь, не имеет права это делать за одним столом со старшими.

***

Прошло почти сорок лет. Этот эпизод вспомнился мне, когда президент России  Дмитрий Анатольевич Медведев 20 января 2010 года объявил о создании Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), назначении на должность вице-премьера и полномочного представителя президента в новом округе Александра Хлопонина, руководившего до этого Красноярским краем.

В СКФО вошли республики: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Чечня и Ставропольский край.

В 1943 – 1944 годах, когда территория Северного Кавказа была освобождена от немецких захватчиков, но до Великой Победы было еще далеко, началась депортация (массовое переселение) некоторых кавказских народов. В пособничестве фашистским оккупантам были обвинены ингуши, чеченцы, карачаевцы и балкарцы. 

В рассекреченных сегодня архивах приводятся факты, когда советские граждане, военнослужащие совершали предательство, бандитизм, переходили на сторону врага. Однако руководство страны персональную ответственность предателей переложило в порядке наказания на целые народы.

12 октября 1943 года началось выселение почти 70 тысяч карачаевцев в Среднюю Азию.

С 23 февраля по 9 марта 1944 года проводилась воинская операция под кодовым названием «Чечевица», из Чечено-Ингушской АССР вывезено почти полмиллиона человек. Для этого было подано 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом. По официальным данным в ходе операции у населения изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия.

Примерно в эти же сроки, с 8 марта 1944 года в отдаленные населенные пункты Казахстана и Киргизии переселено 37 тысяч балкарцев.

В местах переселения колхозы и совхозы не могли обеспечить работой и хорошими условиями для жизни всех вновь прибывших, поэтому их адаптация к местным условиям проходила тяжело.

Горцам, ранее призванным в Красную армию, Сталин не запретил воевать, продвигаться по службе, получать награды. Первый советский солдат, встретивший американцев на Эльбе и получивший медаль США «Пурпурное сердце», был чеченец Мовлид Висаитов.

В 1957 – 1958 годах национальные автономии чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев были восстановлены, переселенцам разрешили вернуться на свои исторические территории.

14 ноября 1989 года была принята Декларация Верховного Совета СССР, а в 1991 году закон о реабилитации всех репрессированных народов.

***

Кажется, справедливость восторжествовала. Еще один шаг к лучшей жизни на Северном Кавказе – создание СКФО. С восторгом одобрили этот государственный акт президенты республик и губернатор Ставропольского края В.В. Гаевский.

Да и мы надеемся на лучшее! Потекут в регион многомиллионные инвестиции, курорты Кавказа станут «второй Швейцарией», наконец-то пробьют тоннель из Кисловодска в Сочи, станет короче дорога на Черное море и в Абхазию.

Но полагаю, не все так просто! В составе Южного федерального округа мы реально были ближе к Москве, к Европе. А теперь северная граница округа далеко опустилась к югу.

Из учебника географии В.А. Ивановского для учеников 8 – 9-х классов:
«…Условная граница между Европой и Азией в наши дни проводится к северу от Ставропольского края, по Кумо-Манычской впадине. Сейчас мы – «азиаты».

А хочется – в Евросоюз!

***

Чтобы влиться в единую семью нового округа, политикам, деловым людям, молодежи, хотя бы в общих чертах надо знать историю, культуру, обычаи народов населяющих Северный Кавказ.

Отношения России с кавказскими народами всегда были не простыми. Ведь русские цари, расширяя владения империи, теснили черкесов в горы.

24 апреля 1777 года Екатерина II подписала план устройства Азово-Моздокской линии из десяти крепостей для защиты юга России от набегов горцев.

В те времена много народа погибло с обеих сторон.

В «Невинномысском хронографе» я нашел сведения о боевом подвиге моего предка, по материнской линии, сотника Гречкина.

«…В 1804 году большое скопище горцев прорвалось ниже Невинномысского редута через кордонную линию. Три хоперские сотни, резерв сотника Гречкина, три эскадрона драгун в районе Барсуковского поста разбили и рассеяли горцев.

 Другой отряд хоперцев и драгун в районе станицы Красногорской столкнулся с полуторатысячным отрядом неприятеля. Несмотря на численное превосходство, горцы были разбиты.

В этом бою хоперцы потеряли 10 казаков, в том числе и лихого сотника Гречкина».

***

Президентской властью нам предложено жить вместе, крепить дружбу, экономические и культурные связи, отмечать праздники.

Или хотя бы знать, когда проводятся «Курбан-байрам» и  «Ураза»,  что такое «Хаджж», и где находятся святые места Мекка, Медина, храм Кааба.

Сегодня модно изучать английский язык, а речь ближайшего соседа - не понимаем. Пожалуй, в школах надо ввести факультативы по изучению тюркских языков.

Важные окружные мероприятия: фестивали, симпозиумы, инвестиционные выставки, конкурсы будут проходить в столице СКФО - Пятигорске. И на эти мероприятия съедутся девяносто процентов представителей национальных республик.

Нам надо выучить хотя бы приветствие: «Салам алейкум!», да ответ: «Алейкум салам!».

  2010 г.   г. Благодарный               


Рецензии
Много нового узнала.
Очень интересно.
Читаем Вас!

Елена Печурина   01.06.2017 23:03     Заявить о нарушении
Спасибо!
Давно писал, уже - история.

Владимир Пузиков   02.06.2017 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.