Вишневое варенье

- Смотри, язык не обожги!
-Бабушка, а можно я сама?
-Погоди, я в блюдце тебе положу.
 Мы с бабушкой варим вишневое варенье. Накануне, дедушка достал из подвала банки с широким горлом, бабушка их перемыла с содой и повесила на забор, прожаривать на солнце. Затем приготовила пергаментную бумагу и узенькие полоски ткани. Утром следующего дня, пока не наступила жара, мы собирали вишню. Мне достались нижние ветки, а бабушке и дедушке - средние и верхушка. Деревца были невысокими и собирать очень удобно. Но из меня сборщик был никудышний - я больше съедала, чем накладывала в ведерко.Вишня крупная, черная, сладкая, сочная, ну как удержаться!?Одета я соответственно моменту - соломенная шляпа на голове, чтобы солнце не напекло, а на сарафане сверху фартучек, чтоб не выпачкалась, т. к. вишневый сок отстирать почти невозможно.Вся моя мордашка и ручки уже перепачканы, но самое интересное, меня не ругают и позволяют есть немытую вишню. И ведь ничего не произошло, никаких хворей и болезней! Следущий этап - мытьё. Посреди двора поставили большую оцинкованую ванну, из водопроводной колонки, что на углу улицы, натаскали воды. У меня было два жестяных ведерка, которые я вешала на настоящее коромысло, только маленькое, и семенила за бабушкой. Бабушка плыла как пава и в ее ведрах вода не расплескивалась, а я доносила половину в своих маленьких,1,5 литровых, ведрах. Зато очень гордилась, что моё коромысло точь-в-точь как у бабушки, только в несколько раз меньше. Наконец, воды достаточно. Высыпаем осторожно вишню, аккуратно моем и отбрасываем случайно попавшие листья, веточки и плохую, давленную вишню. Затем сушим мытую вишню на улице на газетах, равномерно распределяя по всей площади. И вот с чердака, дедушкой, достается огромный медный таз с ручкой, в нем мы будем варить варенье. Бабушка его моет, сушит и начинает отмерять сахар. Процесс начинается. Сначала в таз засыпается вишня, затем по мерке сахар и ждем, когда вишня пустит сок. Я тут как тут:"Ба, а можно мне соку, ну чуть-чуть?" Бабушка набирает мне чашечку сока и я тут же залпом его выпиваю, вкуснотищща!
 Варенье варим в летней кухне на плите. Дверной проем занавешен марлей, но осы проникают на кухню все равно. Откуда они узнают, что мы варим варенье? Я их боюсь, потому что они больно жалятся, но бабушка говорит, что они тоже живые существа и любят сладенькое. Она наливает в блюдце ешё не совсем готового варенья и ставит для ос угощение. Осы больше не летят в таз, а сидят на блюдце и лакомятся, А я жду, когда появится пенка. Вот эту пенку я обожаю, не то что молочную, б-р-р-р! И вот он этот момент! Я лезу деревянной ложкой в таз и пытаюсь собрать пенку.
-Смотри, язык не обожги!
-Бабушка, можно я сама?
-Погоди, я в блюдце тебе положу.
 Бабушка собирает эту чудесную, пушистую, розовую, сладкую пенку и я уплетаю её мигом, вылизав и блюдце и ложку, сожалея, что пенки больше не будет. А тем временем на варенье появляются пузырьки и оно начинает пыхтеть. Бабушка деревянной ложкой постоянно помешивает его, чтобы  не пригорело. Варенье поменяло свой цвет. Из темно-красного оно становится коричневым. Бабушка капает на блюдце каплю варенья и смотрит, если капля растекается - варит дальше, а если нет - готово.Готовое горячее варенье разливается в банки деревянным черпаком. Моя задача накрыть банки пергаментной бумагой, чтобы туда не попала оса или муха. Когда варенье остывает, бабушка плотно перевязывает бумагу ленточкой из материи и убирает в погреб. Часть вишни мы оставили на газетах и она подвяла. Каждый день бабушка выносит их досушивать. Вишня высыхает все больше,пока не становится черной, сморщенной и сухой. Зато зимой из таких сухофруктов можно варить компоты и кисели да и просто есть.В то время не было ни холодильников, ни морозильных камер. А таким способом старались сохранить урожай.
Когда процесс варки заканчивался, я выходила на улицу. На ушах у меня висели сережки из вишен, которые я съедала. С Колькой мы любили стрелять вишневыми косточками. Подбирали подходящую жестяную банку, вешали ее на забор, отходили на несколько шагов, зажимали косточку большим и указательным пальцем и стреляли. Кто попадал по банке чаще, тот и победитель. Кольке везло больше, но я  не огорчалась. Я ведь девочка! А девочкам не обязательно хорошо стрелять. Зато я уже умею варить самое настоящее вишневое варенье!


Рецензии