Главная задача Интернета
Первая интернет-революция (1990-2001) – технически продвинутая часть общества (около 100 млн. чел.) научилась мгновенно распространять текстовую информацию в своей среде и также быстро находить эту информацию. Параллельно эти люди научились играть в сложные компьютерные игры.
Вторая интернет-революция (2002-2006) – уже порядка 500 млн. человек научились мгно-венно публиковать текстовую и аудио-видео информацию на весь мир, а также обмениваться сла-бо структурированной информацией и файлами одновременно между тысячами «друзей» (в социальных сетях). В тоже время они научились играть в сетевые онлайновые компьютерные игры очень большими группами (до нескольких миллионов человек).
Третья интернет-революция (2007-2009) – уже более 1 млрд. человек научились тщательно наблюдать за действиями друг друга в Интернет, достаточно точно прогнозировать свое поведе-ние (правда, только в Интернет) и, соответственно, тонко манипулировать им. Сетевые игры на-чали трансформироваться в единые трехмерные социально-игровые пространства и рабочие места.
Однако после каждой такой «революции» выяснялось, что человечество, по сути, приобре-тало мало что качественно нового. Скорее наоборот – припав к мониторам компьютеров и загоро-дившись сетью Интернет от «живого» мира, люди из развитых и развивающихся стран стали быстро лишаться глубокого личного общения, крепких семей и дружбы, национально-государственной индивидуальности, глубокой духовности и самобытной культуры, здорового питания, естественным образом (расстояниями, климатом, распределением природных ресурсов) сбалансированной экономики, стабильного дохода и заработка. Это похоже на коллективное заболевание болезнью Альцгеймера, при которой человек вначале лишается памяти (в нашем случае – знания своей истории, нации, этноса и т.д.), затем познавательных способностей и далее социальных навыков (положительного взаимодействия с людьми и народами офлайновой ментальности). Такие люди теряют чувство времени и умение ориентироваться, поэтому их самостоятельное «передвижение» (развитие в широком смысле) представляет большую проблему.
В результате резкого всплеска, а затем не менее резкого сокращения разнообразия объектов во всех сферах жизни эти люди начали естественно терять свободу выбора в ключевых сферах деятельности – нравственной, образовательной, экономической, правовой, научной, культурной, религиозной, политической. Печальную картину снижения разнообразия и свободы выбора до-вершил невиданный ранее по географическому охвату нравственный и, как следствие, экономический кризисы 2008-2009 гг., а также уникальное в человеческой истории целенаправленное и системное нарушение конституционных прав сотен миллионов людей на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны. Наблюдаемый в настоящее время массовый уход из живой реальности в синтетическую десятков миллионов детей и подростков можно расценивать как бессознательный протест этой самой чуткой части человечества против такой организации жизни – скучной без живого разнообразия и бессмысленной без реальной свободы выбора.
Чего же нам стоит ждать от следующей, четвертой интернет-революции? Еще большей проблемы под названием «семантический веб» (Semantic Web, веб 3.0 ), при котором за всех лю-дей, по сути, научится думать один компьютер? Ведь именно к этому вот уже более 40 лет стре-мятся разработчики «понимающих» человеческие слова и мысли машин (очередная предтеча последних – система для считывания сигналов с коры головного мозга ABBYY MindReader). В таком случае «семантический веб» (в лице контролирующей его касты людей) автоматически ста-нет безжалостным судьей для каждой еще не возникшей мысли каждого человека (не говоря уже о суде над поступками каждого человека – как существующего, так и еще не зачатого) – ведь только этот веб будет считать себя самым умным, правильным и дальновидным на всём белом свете. А от судьи до повелителя-диктатора и тирана – один шаг. Наверное, хуже этого нельзя ничего придумать.
Но, слава Богу, человечество надежно защищено от такого рода «добра» самой сверхчело-веческой сложностью «устройства» человека – его метафизического духа, души, совести, воли, разума, памяти, воображения, правосознания, патриотизма, национализма, органов чувств, пропу-скной способности каналов передачи информации, физического тела во всей их взаимосвязи. Подтверждением наличия данной защиты служат регулярные провалы всех заявлений и попыток создать «понимающий» речь компьютер, «человекообразную» экспертную систему, понимающую человеческие вопросы и ответы поисковую систему, сколько-нибудь масштабную реалистичную виртуальную реальность и т.д. Последнее и самое большое, на что оказались способными гигант-ские интернет-корпорации с многомиллиардными научными бюджетами, это Wolfram|Alpha и Google Squared – табличное описание возможных характеристик возможных объектов поисковых запросов (а не того, что действительно ищут пользователи и не их, действительно значимых для пользователей, параметров).
В чем же тогда может заключаться действительная задача четвертой интернет-революции? По всей видимости, её Главная Задача заключается не в полной подмене человека/природы, но в обеспечении значительного роста личной эффективности и качества жизни каждого человека при сохранении его национально-этнической индивидуальности. Основным средством для решения этой задачи, возможно, является особая организация всеобщего обмена жизненным опытом и его использования. Обмена не разрозненными текстами, а формализованными по чет-кой структуре, с достаточной глубиной и в тоже время обезличенными описаниями опыта мил-лионов людей по решению проблем в реальной жизни (а не только перед «всевидящим» оком Интернета!) и, главное, описаниями фактических результатов этих решений. Причем результа-тов не только сиюминутных, но и подтвержденных жизненным опытом нескольких поколений. Результатов не только для самой личности, но также для всех уровней окружающего личность со-циума и бытия – рода, нации, народа, цивилизации, человечества, природы. Эти «описания опыта» должны обладать поисковой доступностью, в сотни раз превосходящей доступность большинства существующих объектов Интернета – статей, записей в блогах, изображений и т.д.
Поможет ли решению Главной Задачи «всё понимающий» компьютер? Нет, не поможет. Потому что если сам человек часто не может понять даже самого себя, то как его поймет прими-тивная, по сравнению с человеческим мозгом, машина? Поможет ли «суперреальная» виртуальная реальность? Тоже не поможет, потому что она лежит вне сферы знания и человеческого опыта. Поможет ли «вся информация, имеющаяся в мире», к получению которой усиленно стремятся компании, подобные Microsoft и Google? Увы, тоже нет, т.к. необходимая для этого информация пока существует только в сознании и подсознании задумывающихся о своем и чужом опыте лю-дей. Таким образом, решить означенную задачу могут, конечно, только сами люди – совместным и определенным образом направленным усилием. Только сами люди смогут произвести необходимую информацию в подходящем формате и помочь самим себе ее творчески использовать. Роль Интернет при этом - только совсем немного помочь людям совершить эту четвертую интернет-революцию. И, возможно, эта революция уже началась с появлением сообщества и платформы SKILLPER 20 апреля 2009 г.
Основоположниками организованного массового обмена практическим опытом можно на-звать таких разных людей, как причисленный Русской Православной Церковью к лику святых Митрополит Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651 – 1709) и известный распространитель Универсальной десятичной классификации (УДК) книг бельгийский социолог Поль Отле (1868 – 1944). Первый, за двадцать с лишним лет труда (с 6 мая 1684 г. до 1705 г.) со-ставил «Четьи-Минеи» - свод житий сотен святых (по сути, подробных описаний их жизни и опыта), расположенных в соответствии с годичным кругом богослужения и предназначенных для чтения в течении года. Последующая благодарность русских людей святому Димитрию была так велика, что однажды сама Императрица Екатерина II 23 мая в 1763 г. со свитой пешком пришла из Москвы в Ростов-Великий к торжеству переложения мощей святого в пожалованную ею же серебряную раку (гробницу).
Бельгийский организатор обмена опытом – Поль Отле (1868 – 1944), - поставил себе целью всей жизни облегчение людям поиска и использования всех когда-либо напечатанных и печатае-мых материалов (книг, статей) и даже музейных экспонатов. Этой цели он во многом добился своим содействием доработке Десятичной классификации книг Мелвила Дьюи и всемирным распространением её в виде известной нам Универсальной десятичной классификации (УДК). Ученый разработал целостную систему методов эффективного обмена информацией, а также на-писал ряд буквально пророческих книг («Трактат о Документации», «Руководство для обществен-ных библиотек», «Организация умственного труда»), которые задали направление и существенно облегчили создание сети Интернет и поисковых машин. В последней монографии Отле, в частно-сти, писал: «…жизненные факты и повседневный опыт, подвергнутые должной обработке, име-ют большое значение для науки. В конечном счете, прогресс покоится на параллельном и одновременном развитии науки и техники и на активности общества, которое применяет их в жизни. Тут мы наталкиваемся на роль документации, которая непосредственно связывает науку и практику. Документация лежит в основе всякой более или менее широкой деятельности - про-мышленной, коммерческой, политической или социальной. С ее помощью человек практики быст-ро и без особого труда может подобрать необходимый для его практической работы материал. Роль документации также велика и в области образования, воспитания. …Всякий, кто хочет преуспеть в жизни, или хотя бы только удовлетворять всем требованиям, принужден обра-щаться к практическим знаниям …ибо практические знания являются продуктом коллективного опыта». Важной заслугой Отле стало создание Международного библиографического института, Международного института документации и Всемирной библиотеки.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №211040201094