Главная задача Интернета

Число интернет-пользователей в мире достигло, по разным оценкам, от 1  до 1,4  млрд че-ловек (около четверти населения Земли). Самыми посещаемым осенью 2009 года сайтами стали три крупнейших портала с поисковыми системами (Google, Microsoft, Yahoo!),  а также социаль-ная сеть Facebook и «народная» энциклопедия Wikipedia. Все пять – из США. Если проследить динамику развития сети Интернет от появления первого вебсайта (1991 г.) до открытия первого сервиса по интеллектуальному обмену жизненным опытом SKILLPER (апрель 2009 г.), можно выделить три характерных этапа взросления и «набора ума» всемирной паутины:
Первая интернет-революция (1990-2001) – технически продвинутая часть общества (около 100 млн. чел.) научилась мгновенно распространять текстовую информацию в своей среде и также быстро находить эту информацию. Параллельно эти люди научились играть в сложные компьютерные игры.
Вторая интернет-революция (2002-2006) – уже порядка 500 млн. человек научились мгно-венно публиковать текстовую и аудио-видео информацию на весь мир, а также обмениваться сла-бо структурированной информацией и файлами одновременно между тысячами «друзей» (в социальных сетях). В тоже время они научились играть в сетевые онлайновые компьютерные игры очень большими группами (до нескольких миллионов человек).
Третья интернет-революция (2007-2009) – уже более 1 млрд. человек научились тщательно наблюдать за действиями друг друга в Интернет, достаточно точно прогнозировать свое поведе-ние (правда, только в Интернет) и, соответственно, тонко манипулировать им. Сетевые игры на-чали трансформироваться в единые трехмерные социально-игровые пространства и рабочие места.
Однако после каждой такой «революции» выяснялось, что человечество, по сути, приобре-тало мало что качественно нового. Скорее наоборот – припав к мониторам компьютеров и загоро-дившись сетью Интернет от «живого» мира, люди из развитых и развивающихся стран стали быстро лишаться глубокого личного общения, крепких семей и дружбы, национально-государственной индивидуальности, глубокой духовности и самобытной культуры, здорового питания, естественным образом (расстояниями, климатом, распределением природных ресурсов) сбалансированной экономики, стабильного дохода и заработка. Это похоже на коллективное заболевание болезнью Альцгеймера, при которой человек вначале лишается памяти (в нашем случае – знания своей истории, нации, этноса и т.д.), затем познавательных способностей и далее социальных навыков (положительного взаимодействия с людьми и народами офлайновой ментальности). Такие люди теряют чувство времени и умение ориентироваться, поэтому их самостоятельное «передвижение» (развитие в широком смысле) представляет большую проблему. 
В результате резкого всплеска, а затем не менее резкого сокращения разнообразия объектов во всех сферах жизни эти люди начали естественно терять свободу выбора в ключевых сферах деятельности – нравственной, образовательной, экономической, правовой, научной, культурной, религиозной, политической. Печальную картину снижения разнообразия и свободы выбора до-вершил невиданный ранее по географическому охвату нравственный и, как следствие, экономический кризисы 2008-2009 гг., а также уникальное в человеческой истории целенаправленное и системное нарушение конституционных прав сотен миллионов людей на неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайны. Наблюдаемый в настоящее время массовый уход из живой реальности в синтетическую десятков миллионов детей и подростков можно расценивать как бессознательный протест этой самой чуткой части человечества против такой организации жизни – скучной без живого разнообразия и бессмысленной без реальной свободы выбора.
Чего же нам стоит ждать от следующей, четвертой интернет-революции? Еще большей проблемы под названием «семантический веб» (Semantic Web, веб 3.0 ), при котором за всех лю-дей, по сути, научится думать один компьютер? Ведь именно к этому вот уже более 40 лет стре-мятся разработчики «понимающих» человеческие слова и мысли машин (очередная предтеча последних – система для считывания сигналов с коры головного мозга ABBYY MindReader). В таком случае «семантический веб» (в лице контролирующей его касты людей) автоматически ста-нет безжалостным судьей для каждой еще не возникшей мысли каждого человека (не говоря уже о суде над поступками каждого человека – как существующего, так и еще не зачатого) – ведь только этот веб будет считать себя самым умным, правильным и дальновидным на всём белом свете. А от судьи до повелителя-диктатора и тирана – один шаг. Наверное, хуже этого нельзя ничего придумать.
Но, слава Богу, человечество надежно защищено от такого рода «добра» самой сверхчело-веческой сложностью «устройства» человека – его метафизического духа, души, совести, воли, разума, памяти, воображения, правосознания, патриотизма, национализма, органов чувств, пропу-скной способности каналов передачи информации, физического тела во всей их взаимосвязи. Подтверждением наличия данной защиты служат регулярные провалы всех заявлений и попыток создать «понимающий» речь компьютер, «человекообразную» экспертную систему, понимающую человеческие вопросы и ответы поисковую систему, сколько-нибудь масштабную реалистичную виртуальную реальность и т.д. Последнее и самое большое, на что оказались способными гигант-ские интернет-корпорации с многомиллиардными научными бюджетами, это Wolfram|Alpha и Google Squared – табличное описание возможных характеристик возможных объектов поисковых запросов (а не того, что действительно ищут пользователи и не их, действительно значимых для пользователей, параметров).
В чем же тогда может заключаться действительная задача четвертой интернет-революции? По всей видимости, её Главная Задача заключается не в полной подмене человека/природы, но в обеспечении значительного роста личной эффективности и качества жизни каждого человека при сохранении его национально-этнической индивидуальности. Основным средством для решения этой задачи, возможно, является особая организация всеобщего обмена жизненным опытом  и его использования. Обмена не разрозненными текстами, а формализованными по чет-кой структуре, с достаточной глубиной и в тоже время обезличенными описаниями опыта мил-лионов людей по решению проблем в реальной жизни (а не только перед «всевидящим» оком Интернета!) и, главное, описаниями фактических результатов этих решений. Причем результа-тов не только сиюминутных, но и подтвержденных жизненным опытом нескольких поколений. Результатов не только для самой личности, но также для всех уровней окружающего личность со-циума и бытия – рода, нации, народа, цивилизации, человечества, природы. Эти «описания опыта» должны обладать поисковой доступностью, в сотни раз превосходящей доступность большинства существующих объектов Интернета – статей, записей в блогах, изображений и т.д.
Поможет ли решению Главной Задачи «всё понимающий» компьютер? Нет, не поможет. Потому что если сам человек часто не может понять даже самого себя, то как его поймет прими-тивная, по сравнению с человеческим мозгом, машина? Поможет ли «суперреальная» виртуальная реальность? Тоже не поможет, потому что она лежит вне сферы знания и человеческого опыта. Поможет ли «вся информация, имеющаяся в мире», к получению которой усиленно стремятся компании, подобные Microsoft и Google? Увы, тоже нет, т.к. необходимая для этого информация пока существует только в сознании и подсознании задумывающихся о своем и чужом опыте лю-дей. Таким образом, решить означенную задачу могут, конечно, только сами люди – совместным и определенным образом направленным усилием. Только сами люди смогут произвести необходимую информацию в подходящем формате и помочь самим себе ее творчески использовать. Роль Интернет  при этом - только совсем немного помочь людям совершить эту четвертую интернет-революцию. И, возможно, эта революция уже началась с появлением сообщества и платформы SKILLPER 20 апреля 2009 г.
Основоположниками организованного массового обмена практическим опытом можно на-звать таких разных людей, как причисленный Русской Православной Церковью к лику святых Митрополит Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651 – 1709) и известный распространитель Универсальной десятичной классификации (УДК) книг бельгийский социолог Поль Отле (1868 – 1944). Первый, за двадцать с лишним лет труда (с 6 мая 1684 г. до 1705 г.) со-ставил «Четьи-Минеи» - свод житий сотен святых (по сути, подробных описаний их жизни и опыта), расположенных в соответствии с годичным кругом богослужения и предназначенных для чтения в течении года. Последующая благодарность русских людей святому Димитрию была так велика, что однажды сама Императрица Екатерина II 23 мая в 1763 г. со свитой пешком пришла из Москвы в Ростов-Великий к торжеству  переложения мощей святого в пожалованную ею же серебряную раку (гробницу).
Бельгийский организатор обмена опытом – Поль Отле (1868 – 1944), - поставил себе целью всей жизни облегчение людям поиска и использования всех когда-либо напечатанных и печатае-мых материалов (книг, статей) и даже музейных экспонатов. Этой цели он во многом добился своим содействием доработке Десятичной классификации книг Мелвила Дьюи и всемирным распространением её в виде известной нам Универсальной десятичной классификации (УДК). Ученый разработал целостную систему методов эффективного обмена информацией, а также на-писал ряд буквально пророческих книг («Трактат о Документации», «Руководство для обществен-ных библиотек», «Организация умственного труда»), которые задали направление и существенно облегчили создание сети Интернет и поисковых машин. В последней монографии Отле, в частно-сти, писал: «…жизненные факты и повседневный опыт, подвергнутые должной обработке, име-ют большое значение для науки. В конечном счете, прогресс покоится на параллельном и одновременном развитии науки и техники и на активности общества, которое применяет их в жизни. Тут мы наталкиваемся на роль документации, которая непосредственно связывает науку и практику. Документация лежит в основе всякой более или менее широкой деятельности - про-мышленной, коммерческой, политической или социальной. С ее помощью человек практики быст-ро и без особого труда может подобрать необходимый для его практической работы материал. Роль документации также велика и в области образования, воспитания. …Всякий, кто хочет преуспеть в жизни, или хотя бы только удовлетворять всем требованиям, принужден обра-щаться к практическим знаниям …ибо практические знания являются продуктом коллективного опыта». Важной заслугой Отле стало создание Международного библиографического института, Международного института документации и Всемирной библиотеки.

Продолжение следует.


Рецензии