Вильям Шекспир

    “Весь мир -  театр, а люди в нем - актеры”... Как надо было хорошо знать людей и жизнь, чтоб написать эти строки. “И каждый не одну играет роль”... И как много надо иметь мудрости, чтоб для себя определить какую, пока не сделает свой выбор судьба. Нам не дано судить теперь, удалось ли Шекспиру сыграть заветную роль в спектакле под названием “Жизнь”. Сам ли он пожелал, или жизненные обстоятельства сложились таким образом, что вокруг его имени, окутанном тайной, уже который век не умолкают споры... Он родился в год, когда в Англии свирепствовала чума - и выжил. По преданию, уличенный в браконьерстве, вынужден был бежать из родного городка в столицу, тогда за это карали строго... Не случись этого, прославил бы Уильям Англию своим пером? Он вернулся в Стратфорд уже состоятельным человеком, способным купить себе звание джентльмена. Между этими событиями - двадцать с небольшим лет творчества. Актер, сочинитель пьес - один из многих представителей не очень почтенной тогда профессии. Но только его пьесы пережили время. Только его имя осталось в истории. “Выскочка, ворона в павлиньих перьях” -  таков отклик на слишком быстрое признание публики, оставленный в памфлете неким Робертом Грином. По счастью, современники испытывали к Шекспиру не только зависть. Франсиз Мерез, читая в рукописи его сонеты, писал: “Если бы музы знали по-английски, они стали бы говорить изящными фразами Шекспира”... Сегодня в это трудно поверить, но подлинный интерес в мировой культуре к творчеству великого англичанина возник в 18 веке, а массовому читателю в России сонеты Шекспира открыл ... С.Я.  Маршак! Конечно, переводы отдельных сонетов публиковались в печати, но воспринимались как источник сведений об авторе или изящная, но пустая забава гения...
    Еще одна загадка: найдено завещание Шекспира, но не сохранилось ни одной рукописи, ни клочка бумаги, написанной его рукой, ни одной книги из его библиотеки,  ни одного прижизненного портрета. И, вопреки традиции, ни единого поэтического отклика на смерть драматурга и поэта... Не верится, но вся его семья, даже дети, были неграмотными, сам он не закончил даже городской начальной школы. А в произведениях звучит голос эрудита, личности высокообразованной, владеющей иностранными языками, знающей быт высокопоставленных кругов... Загадки. Несоответствия. Слухи. На кого только из знатных вельмож, его современников, ни примеряли ризы Потрясающего копьем...
Но пусть об этом продолжают размышлять  и спорить литературоведы. Для нас же Шекспир - это томики его комедий, трагедий, сонетов, в которых сокрыто (или лежит на поверхности?) столько мудрости, столько знания жизни. Какую пьесу ни возьми, везде взывают к тебе вечные проклятые  вопросы... Все было подвластно ему - и глубочайший трагизм жизни, и радость и красота бытия.
    И, наверное, не столь уж важно, насколько автобиографичны его сонеты (кто юный друг, кто смуглая возлюбленная) ведь в каждой их строке отражено душевное состояние автора: сколько сонетов - столько и ликов, настроений. То ликующий и ироничный, то униженный, то гневный или меланхоличный, то страдающий, но  всегда подкупающе искренний. Шекспир ввел нас в мир духовной красоты. И только от нас зависит, что мы увидим в них, что вынесем из них.
Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье...
   Разве не нашего времени портрет “запечатлел” поэт четыре с половиной столетия назад?
Шекспир научил нас любить, подарив самую поэтичную, самую светлую в мировой литературе трагедию о Ромео и Джульетте. Для которых легче умереть, чем предать. Он показал любовь, очищающую душу. И капризы любви, и что может сделать с человеком жажда страсти, и как порой комично поведение влюбленных...
    На страницах его драм видно, как рушится вера автора в торжество возрожденного духа. На смену искрометным, жизнеутверждающим комедиям приходит горькое осознание несоответствия реальной жизни идеалам. Суровая действительность разбила надежды на всеобщую гармонию.
И звучит иной, трагический, мотив - одиночества гуманистической личности среди пустыни общества, в котором нет места ни справедливости,  ни разуму, ни достоинству.
Понять его Гамлета - первого в ряду “лишних” людей, первого рефлектирующего героя в мировой литературе, переживающего состояние отчуждения,  пытались многие светлые умы. И в разные эпохи корни его трагедии воспринимались по-разному.  Он и ”велик и силен в своей слабости, потому что сильный духом человек и в самом падении выше слабого человека в самом его восстании”, он и “герой, богатый умом, никому не приносящим пользы”. Он и погиб, по словам Гете, “под бременем, которого не мог ни нести, ни сбросить”. Но мир восхищается его благородством,  жаждой справедливости и мужеством сопротивления судьбе.
Его король Лир за истинную мудрость, обретенную в страданиях, заплатил жизнью... Разве стал лучше этот страшный мир, в котором надо ослепнуть, чтобы увидеть действительность такой, какая она есть? И когда смерть - единственное избавление от пыток жизни? “В наш век слепцам безумцы вожаки”. Перевернутый мир, в котором может защитить только каменное сердце или безумие. Текут столетия, только не меняется человек, из века в век совершая одни и те же ошибки, идя на поводу своих страстей...
     Шекспир жил в годы смут, заговоров, казней. Завершив свой творческий путь философскими фантазиями, он, как волшебник Просперо из “Бури”, ломает свой магический жезл, прося отпустить его... И снова загадка. Почему он замолчал, когда мог еще столько сказать? Понял, что магия искусства не беспредельна?
    Гениев не судят. Они так много дали миру. Они мыслили и страдали. И то, что было открыто им, пытались донести до нас. Надеясь, что поймем.


Рецензии