Как выйти из депрессии за 140 минут

Именно таков хронометраж краткого руководства от «Диснея». Я о мультфильме «Рапунцель». Сочетание красоты с элементами психотерапии – убойная смесь для грустных мыслей. Главное, никакой химии. Ну, разве что 3D. 

Две драмы одной дамы

Поиск на то и поиск, чтобы глубоко копать, попутно иронизируя над собой. По крайней мере, в «Рапунцели» дано точнейшее определение депрессии, - застой и страх перемен. Это вдохновляет. Позитивная героиня рисует огоньки, негативная героиня снабжает ее полезными для фигуры продуктами….Для чего? Если вдуматься, перед нами несколько завуалированный архетипичный сюжет о двух ипостасях Женщины: добрая красавица и злая ведьма, которые всегда конфликтуют в душе каждой из дам-с и в сложных взаимоотношениях коих кроется секрет пресловутой женской логики. В «Рапунцели» обе непримиримые героини пытаются найти точки соприкосновения, им это отчасти удается и, что основное, здесь сквозит правда жизни. Женщина тогда благополучна и гармонична, когда обе эти дамы мирятся в ней.   
 
Все мужики – во..ы

    В принципе, Рапунцели было бы неплохо в ее комфортабельном мире, кабы не Он. Мужчина, естественно. Вообще, в мультфильме такое обилие двусмысленных символов, начиная от, простите, башни особых очертаний, дремучего леса, жующе-поющих разбойников,  и заканчивая плотиной, которая прорывается так красноречиво, что рука невольно тянется к соответствующей литературе.
 То, что надо «выпустить» из себя уныние – питательную среду депрессии – понятно. То, что не стоит себя в этот период ограничивать, лишь бы что-то пожелалось, подтвердит любой наукообразный психоталмуд. А вот то, что все мужики, как минимум, воры, - для мармеладных галерей «Диснея» это смысловой прорыв.
     Герой украл корону. Логично. Чтобы быть с мужчиной, надо ее снять с себя. А иначе никак. Он украл молодость (красоту, годы жизни и т.п.). Еще логичнее. Дамы любят бросаться такими обвинениями в пылу спора и, как ни странно, они правы. Когда Ведьма убеждала Рапунцель в душевной нечистоплотности героя, она была искренна и драматична.

Хочешь любви? Приходи в подвал

Нехитрые перипетии сходятся к традиционному хэппи-энд. Свадьба, огоньки и т.п. На самом деле, истинный финал – напряженная и весьма сложная, как для детской мультяшки, сцена возле подпола, куда Ведьма хотела заключить Рапунцель. Если принять, что подвал – подсознание, оковы – намек на узы брака, а луч света – надежда, то Ведьма и скорбела об утраченной красоте, и прятала саму себя в молодости (воспоминания-то остались) глубоко в подсознание, обретая все признаки стервы. Герой здесь, конечно, лишний, и его без лишних околичностей убивают. А все, что дальше, - чистой воды сказка.
Правда заключается в другом: мы действительно «лучи света и счастья», но как-то в процессе жизни забываем об этом. И если женщина ведьма и стерва, стоит подумать, - кто ее сделал такой? Ибо мы всегда становимся такими, какими нас хотят видеть окружающие. 
А огоньки на то и есть, чтобы светить. Не век же сидеть в «темном царстве», пусть оно даже и в башне из слоновой кости.
*****
Психоконтекста в «Рапунцель» хоть отбавляй. Символы сквозят в каждом кадре, что превращает мультфильм в загадку, которую интересно «разматывать»  И если бы не нелепые хохмы, непонятные «откосы» героев от цельности в угоду пародированию «Шрэков», можно говорить о новом стиле «Диснея».  Потому что сочетание красоты с психотерапией – это штучный товар.
P/S/ А разбойник-пианист все же слишком похож на Крокодила-меломана из «Принцессы и лягушки».


Рецензии