Бизника

            
-----------------------------------
  ...Моей старшей сестре Марии
       Алексеевне Нестеровой
         посвящается...
-----------------------------------


        Паслён – родовое название некоторых трав, кустарников и полукустарников
(например: картофеля, помидоров, табака, белены), образующих особое семейство.
Из Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова.

        Был обычный субботний день лета 1960 года. Во дворе «баушки» по отцу моего племянника Сергея топилась баня.
Взрослые: это мой старший зять – дядя Саша Нестеров с братьями Иваном и Петром, играли в подкидного, женщины готовили ужин, а дети: я, Сергей и ещё пара ребятишек играли во дворе.

       Ко двору примыкал огород. Что там росло, у меня в памяти не отложилось, я запомнил только, что в огороде росло несколько кустов паслёна, а «баушка» разрешила с некоторых из них пособирать и съесть плоды.


      Дома у нас в огороде паслён рос как сорняк, и мать его вырывала с корнем. И потом нас детей было так много, что не всем доставалось урожая с кое-где уцелевших кустов паслёна.


      А тут – раздолье. Остальные ребята не очень, а я, наверно, слаще морковки ничего не ел, потому вволю поесть паслёна для меня было в диковинку.


      За играми незаметно подкрался голод и желание есть все чаще заставляли меня забегать в огород, чтобы съесть одну-две горсти паслёна. Руки, наверно, не мыл и вскоре в животе забурчало.

      Я несколько раз наведывался на летнюю кухню, но ужин был ещё не готов и к столу никто не звал. Вода в колонке сырая и какая-то противная. Перевесившись через стенку бетонной ямы, я пил прямо из крана.
      - Не пейте воду из крана, она плохая,  для питья вода на кухне из «бетона»,– предупреждала «баушка» Мария.


      «Баушка»– свекровь моей старшей сестры Марии Алексеевны, была маленькой, худенькой, сгорбленной старушкой, в зеленом цветастом платочке. Это была сама доброта. По внешнему виду она напоминала одного из ангелов из своего многочисленного иконостаса.


       Это была очень набожная  старушка, а ее отношение к Богу у меня не вызывали враждебности. Она никогда не повышала голоса и была образцом человеческой добродетели.
      –Сереженька, не бегай быстро, вспотеешь, –  напевно  обращалась «баушка» к моему племяннику, а к своему внуку.


       Я не выдержал переборов урчания в животе и, улучив минутку между играми, спрятался в высоких кустах картошки, чтобы опорожнить желудок.
      – Женя, ты где? – раздался в огороде голос Любочки Сусретовой.
Я присел ещё ниже. Как случилась ошибка, я, наверно, не заметил, только один из взрослых, игравших в карты скривив нос, саркастически заметил:

      -Э-э!– Это от тебя, Гришок, что ли пахнет?
      –Не-е-е, –  протянул я неуверенно и быстро исчез с кухни.
      –Ма-а-а, исть хочу,– заныл Сережка.
     – После бани! Ужин скоро будет готов. Му-у-жи-и-ки-и! Собирайте ребятню и айда в баню,- пригласила Мария Алексеевна.


      Вот мужики после первого пару зазывают пацанов в баню. Я захожу последним. Ошибка из огорода была замечена грустным  Иваном Нестеровым.

      –Ну, ты что же стесняешься? С кем не бывает, давай замоем штаны. Эх, ты, а ещё в казаки – разбойники  играешь. Какой же ты казак, если стесняешься. Мне стало стыдно и очень обидно,и я расплакался.
–  Ну, а это вовсе не к чему. Давай-ка я тебя  попарю.

      Баня была жаркая, и я даже устал, а, может быть, я устал еще до бани. А после бани было  хорошо, было ощущение легкости и какой-то невесомости.


      На ужин ели вареники с творогом и сметаной, а потом пили чай с конфетами и вареньем из крыжовника. «Баушка»  каждому нашла свой гостинец, а мне на ночь шепнула:
     - Это все бизника, она слабит. Ну, ничего, ты в следующий раз много не ешь. Спи, Гришенька, утро вечера мудренее.




2004 год                г.Мурманск


Рецензии
У нас тоже много росло паслёна. И в селе, и в полях нашего овощесовхоза. Ситуация знакомая. В детстве всё обиды острее. Для меня каждая казалась крахом жизни. Хорошо, что больше людей добрых. А вот с моей сестрой случилась настоящая беда. Она наелась семян белены. Мальчики сказали. что это смородина. Еле спасли.
Очень откровенно и сильно. Спасибо, Григорий.
С уважением.

Любовь Скоробогатько   20.08.2021 22:10     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Любовь.Буду чаще бывать на Вашей странице.
С уважением и признанием, Григорий Ерохин

Григорий Ерохин   20.08.2021 22:20   Заявить о нарушении