Нина Бойко - Тропинин. Портрет Пушкина

Тропинин. Портрет Пушкина

Нина Бойко
 
 «Портрет А. С. Пушкина».  1827 г.

     Александр Сергеевич Пушкин, шесть лет отбывавший ссылку «за вольнодумство, непозволительное поведение в обществе» и дружбу с политически неблагонадежными людьми, был возвращен в Москву 8 сентября 1826 года, в сопровождении фельдъегеря, «свободно, под надзором, не в виде арестанта».   
      Возвращение  было обставлено так таинственно, что Пушкин кинул в печь все свои бумаги, когда ночью  в Михайловское прискакал военный человек с приказом: срочно собираться в путь! Дружба поэта с декабристами  ни для кого не являлась секретом, он не участвовал в тайном заговоре, но у каждого  заговорщика были его стихи.  Александр Сергеевич был уверен, что его ожидает  ссылки  в Сибирь.
      В Москве Пушкина сразу повезли к царю.  «Я впервые увидел Пушкина, после моей коронации, когда его привезли из заключения ко мне в Москву совсем больного, –– рассказывал позже Николай I. ––  Что сделали бы вы, если бы 14 декабря были в Петербурге? – спросил я его, между прочим. –– Стал бы в ряды мятежников, –– отвечал он. На вопрос мой, переменился ли его образ мыслей и дает ли он мне слово думать и действовать иначе, если я пущу его на волю, он очень долго колебался прямым ответом и только после длинного молчания протянул мне руку с обещанием –– сделаться другим».
      Приезд Пушкина взволновал московскую общественность. Его имя  повторялось в каком-то общем гуле, а, увидев его в театре или на улице, тотчас  возле него собиралась толпа. Время было тяжелое: после казни пятерых декабристов людьми овладели глубокая безнадежность и общий упадок духа. Одна лишь «звонкая и широкая песнь Пушкина звучала вольно; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла художественными звуками настоящее и посылала свой голос в будущее».
      Александр Сергеевич  привез  с собой драму  «Борис Годунов»,  поразившую тех, кому он читал ее, сильным национальным характером и глубиной постижения истории. Пушкин представлялся каким-то гением, ниспосланным оживить русскую словесность! Университетская молодежь обратилась к нему за поддержкой в желании иметь свой научно-литературный журнал, поэт горячо откликнулся, и с января 1827 года в первопрестольной стал выходить «Московский вестник».
      Жил Пушкин  в доме своего друга  С. А. Соболевского, на Собачьей площадке, куда на встречу с поэтом стекалась вся литературная Москва. «Вот где болталось, смеялось, вралось и говорилось умно!» –– вспоминал Соболевский. Используя случай, он решил заказать Тропинину портрет  Александра Сергеевича.
      –– Я недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие теперь появились.  Хотелось бы сохранить его изображение, как он есть, как он бывает чаще. Пусть будет  в домашнем халате, запросто, с заветным  своим мистическим перстнем на большом пальце.
   Тропинин очень любил Пушкина. В своих произведениях Александр Сергеевич  воспевал русское, близкое, простое. А сколько чудных картин русской природы описано Пушкиным!   
    Василий Андреевич пришел к нему, предварительно уговорившись письменно, и застал поэта возившимся с датскими щенками. Быстрый поворот головы, блестящие, умные глаза –– всё выразительность и подвижность! В этюде, который Тропинин написал по первому впечатлению, Александр Сергеевич предстал именно таким, каким был в действительности: художник уловил его подлинные черты.
     Затем Тропинин сделал карандашный эскиз будущей картины. Горделиво  взметнулась голова поэта. Задрапированная складками халата, фигура полна величия, –– но Пушкин не царственен, –– он  прост и  понятен каждому.
    После нескольких сеансов  портрет был выполнен маслом. «Сходство  с подлинником  удивительное! –– восклицали современники. ––  Тропинин продумал  детали до мельчайших подробностей: нет ничего нарочитого, ничего привнесенного художником. Даже перстни, украшающие пальцы Александра Сергеевича, выделены настолько, насколько придает им значение сам  Пушкин.  Не совсем совершенно схвачены только быстрота взгляда и живость выражения лица. Впрочем, физиономия Пушкина настолько изменчива,  что трудно предположить, чтобы    о д и н   его портрет  мог дать о нем настоящее понятие».
      Но странная судьба постигла портрет. Неизвестно кем он был подменен и пропал аж до 1856 года, когда его, по случаю, купил у кого-то князь М. А. Оболенский –– известный московский собиратель и поклонник искусства Тропинина. Он принес художнику изрядно попорченное полотно и попросил восстановить его. Очень горько было Василию Андреевичу видеть свой вдохновенный труд  в таком жалком виде!  Но коснуться полотна, подновить его, он не посмел –– слишком  велико было  его благоговение перед Пушкиным. Он только бережно  вымыл  портрет и покрыл лаком, говоря, что не может коснуться кистью того, что было написано в присутствии самого Александра Сергеевича.
  История исчезновения портрета до сих пор загадочна.




© Copyright: Нина Бойко, 2010
Свидетельство о публикации №21008160079
http://www.proza.ru/2010/08/16/79


Рецензии
Я очень рада этой публикации. Писала я для людей, вот и пусть читает их как можно больше. Спасибо!

Нина Бойко   03.04.2011 17:51     Заявить о нарушении
Ну вот и замечательно!!!

Нина Бойко   03.04.2011 21:22   Заявить о нарушении
Нина, если у Вас будут ещё материалы по портретам пота, не забудьте нас. Вопрос принципиальный: куда поместить Вашу работу? Есть два варианта. Первый - оставить там, где он и стоит, второй - перенести в папку "Изобразительная пушкиниана". Можно продублировать активной ссылкой. Это, кстати, хорошая идея. Зайдите, взглянуть.

Пушкинский Ключ   04.04.2011 10:10   Заявить о нарушении
ПОЭТА -сорри

Пушкинский Ключ   04.04.2011 10:20   Заявить о нарушении
Большое спасибо, но у меня, к сожалению, больше ничего о Пушкине нет.

Нина Бойко   04.04.2011 19:26   Заявить о нарушении