Нина Бойко - Тропинин. Портрет Пушкина
Нина Бойко
«Портрет А. С. Пушкина». 1827 г.
Александр Сергеевич Пушкин, шесть лет отбывавший ссылку «за вольнодумство, непозволительное поведение в обществе» и дружбу с политически неблагонадежными людьми, был возвращен в Москву 8 сентября 1826 года, в сопровождении фельдъегеря, «свободно, под надзором, не в виде арестанта».
Возвращение было обставлено так таинственно, что Пушкин кинул в печь все свои бумаги, когда ночью в Михайловское прискакал военный человек с приказом: срочно собираться в путь! Дружба поэта с декабристами ни для кого не являлась секретом, он не участвовал в тайном заговоре, но у каждого заговорщика были его стихи. Александр Сергеевич был уверен, что его ожидает ссылки в Сибирь.
В Москве Пушкина сразу повезли к царю. «Я впервые увидел Пушкина, после моей коронации, когда его привезли из заключения ко мне в Москву совсем больного, –– рассказывал позже Николай I. –– Что сделали бы вы, если бы 14 декабря были в Петербурге? – спросил я его, между прочим. –– Стал бы в ряды мятежников, –– отвечал он. На вопрос мой, переменился ли его образ мыслей и дает ли он мне слово думать и действовать иначе, если я пущу его на волю, он очень долго колебался прямым ответом и только после длинного молчания протянул мне руку с обещанием –– сделаться другим».
Приезд Пушкина взволновал московскую общественность. Его имя повторялось в каком-то общем гуле, а, увидев его в театре или на улице, тотчас возле него собиралась толпа. Время было тяжелое: после казни пятерых декабристов людьми овладели глубокая безнадежность и общий упадок духа. Одна лишь «звонкая и широкая песнь Пушкина звучала вольно; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла художественными звуками настоящее и посылала свой голос в будущее».
Александр Сергеевич привез с собой драму «Борис Годунов», поразившую тех, кому он читал ее, сильным национальным характером и глубиной постижения истории. Пушкин представлялся каким-то гением, ниспосланным оживить русскую словесность! Университетская молодежь обратилась к нему за поддержкой в желании иметь свой научно-литературный журнал, поэт горячо откликнулся, и с января 1827 года в первопрестольной стал выходить «Московский вестник».
Жил Пушкин в доме своего друга С. А. Соболевского, на Собачьей площадке, куда на встречу с поэтом стекалась вся литературная Москва. «Вот где болталось, смеялось, вралось и говорилось умно!» –– вспоминал Соболевский. Используя случай, он решил заказать Тропинину портрет Александра Сергеевича.
–– Я недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие теперь появились. Хотелось бы сохранить его изображение, как он есть, как он бывает чаще. Пусть будет в домашнем халате, запросто, с заветным своим мистическим перстнем на большом пальце.
Тропинин очень любил Пушкина. В своих произведениях Александр Сергеевич воспевал русское, близкое, простое. А сколько чудных картин русской природы описано Пушкиным!
Василий Андреевич пришел к нему, предварительно уговорившись письменно, и застал поэта возившимся с датскими щенками. Быстрый поворот головы, блестящие, умные глаза –– всё выразительность и подвижность! В этюде, который Тропинин написал по первому впечатлению, Александр Сергеевич предстал именно таким, каким был в действительности: художник уловил его подлинные черты.
Затем Тропинин сделал карандашный эскиз будущей картины. Горделиво взметнулась голова поэта. Задрапированная складками халата, фигура полна величия, –– но Пушкин не царственен, –– он прост и понятен каждому.
После нескольких сеансов портрет был выполнен маслом. «Сходство с подлинником удивительное! –– восклицали современники. –– Тропинин продумал детали до мельчайших подробностей: нет ничего нарочитого, ничего привнесенного художником. Даже перстни, украшающие пальцы Александра Сергеевича, выделены настолько, насколько придает им значение сам Пушкин. Не совсем совершенно схвачены только быстрота взгляда и живость выражения лица. Впрочем, физиономия Пушкина настолько изменчива, что трудно предположить, чтобы о д и н его портрет мог дать о нем настоящее понятие».
Но странная судьба постигла портрет. Неизвестно кем он был подменен и пропал аж до 1856 года, когда его, по случаю, купил у кого-то князь М. А. Оболенский –– известный московский собиратель и поклонник искусства Тропинина. Он принес художнику изрядно попорченное полотно и попросил восстановить его. Очень горько было Василию Андреевичу видеть свой вдохновенный труд в таком жалком виде! Но коснуться полотна, подновить его, он не посмел –– слишком велико было его благоговение перед Пушкиным. Он только бережно вымыл портрет и покрыл лаком, говоря, что не может коснуться кистью того, что было написано в присутствии самого Александра Сергеевича.
История исчезновения портрета до сих пор загадочна.
© Copyright: Нина Бойко, 2010
Свидетельство о публикации №21008160079
http://www.proza.ru/2010/08/16/79
Свидетельство о публикации №211040201637
Нина Бойко 03.04.2011 17:51 Заявить о нарушении
Пушкинский Ключ 04.04.2011 10:10 Заявить о нарушении
Нина Бойко 04.04.2011 19:26 Заявить о нарушении