Хайям. Рубай-ят 1-5

Гияс-ад-Дин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим эль-Хайями эн-Нишапури.

                (18 мая 1048 — 4 декабря 1131)


*****

1.
Из тех, кто жемчуг смысла премудростью сверлил,
О сущности кто бога слов много обронил,
Никто не докопался до главной тайны нити,
Поговорили всуе, всех сон затем сморил.

2.
Тот, кто  избранником для мира выступает,
О нём с заоблачных высот кто размышляет,
В познаньи сущности его дугой согнулся,
Поник, растерян и главой своей качает.

3.
И молод кто, и стар,- все мир сей покидают.
Ведь царствие его навек не обещают.
Пред нами все ушли, потом и мы уйдём,
И новые придут, - их то же ожидает.

4.
Если роз для нас нет, и шипов нам довольно,
Не дойдёт до нас свет, и костра нам довольно.
Если шейха и хырки, ханаки нам нет,
Подпояшем зуннар , пусть звонит колокольня.

5.
Всевышний ! Ты глину мою замесил , что мне делать ?
И ткань ты соткал , шерсть для неё сучил , что мне делать ?
Всё злое и доброе , что я творил  - ты хотел ведь .
С рожденья ты мой мне маршрут начертил , что мне делать ?

*****






*Ханака - суфийская обитель, место собраний дервишей.
*Хирка, хырка - суфийское одеяние из грубой ткани.
*Зуннар - пояс определенного цвета, который были обязаны носить христиане, подданные мусульманских государей ; зуннарами назывались также волосяные пояса, которые носили христианские духовные лица для умерщвления плоти.





*************************************************




Перевод с подстрочника : Омар Хайиам. Рубайиат. Подготовка текста, перевод и предисловие Р.М.Алиева и М.Н.Османова. М.,1959. Ч.2.


Рецензии