Благородный металл


     Утром, в ванной, почувствовав на зубах инородное тело, я вспомнил предупреждение стоматолога платной поликлиники «Дента»: -Мы, конечно, подлечили ваш зуб, но на него нужно ставить коронку, а то он может у вас развалиться.


       Присмотревшись в зеркало, я убедился: зуб действительно треснул, и тонкая часть зубной ткани откололась. На месте зуба осталась только пломба.
В этот день мы отмечали день рождения нашего ветерана – Георгия Александровича Балунского, и я поведал о своей беде собравшимся.


     - Вот, вот! У меня точно такая же история была, –  вступил в разговор Коля, наш мастер на все руки. – Я до сих пор в кармане пиджака ношу половинку зуба. Хотя, наверное, нет… Я же пиджак постирал и, наверное, ту половинку выкинул.


     -Это ещё что! –  вступил в разговор прораб Кибишев Володя.–Вот Коля Новицкий рассказывал, как он пьяный ехал в поезде. Вышел в тамбур и задел огромного мужика, а тот, долго не разбираясь «прямым» ему в лицо и выбил передний зуб. Коля – в вагон, а мужики в купе увидели его беззубую улыбку. Тот сказал, что он зуб потерял. Все кинулись в тамбур, нашли зуб.

        Коля достал мятый носовой платок, протёр зуб и вставил на место, потом снял ботинок, а у него на каблуке подковка была. Он рот открыл, и этой подковкой по зубу так аккуратно постучал, вгоняя его глубже. Так я его минут пять всё время спрашивал: «Ну, как Коля зуб-то твой?»– Даже не шатается,-отвечал Коля.


     -Ничего с твоим зубом не случится, –   вступил в разговор Балунский,- он у тебя ещё молочный.
-Да уж нет, рано я начал пломбы ставить, много их у меня. Просто нужно два раза в год к доктору на осмотр, а я пренебрёг этим правилом, – оправдывался я.


     - Вот- вот, я раньше тоже на профилактику к зубному врачу ходил, –  удивил меня необычной информацией Коля Базюк.


     - Не верится мне, чтобы ты, Коля, на профилактический осмотр к стоматологу ходил. Ты, кажется, зубы-то не чистишь. А я по «блату» хочу из дорогих материалов зуб починить.


    - Моя жена тоже по «блату» зуб делала. Две недели в очереди простояла, только два раза к врачу попала,– удивил меня Балунский.
     -Да, да! К врачу не попасть! Народу много, а талончиков мало. 

               
     - Нужно только первый раз к врачу  в регистратуру –  за талоном, а на повторный приём доктор сама назначает время, –   возразил я ему.


–  Вот, на первый приём жена и попала  пятого мая, а вторично врач ей назначила на двадцать седьмое. Потому и пришлось ей спозаранку стоять в очереди в первую поликлинику за талонами, чтобы все зубы вылечить.


     - Мужики в четыре утра в поликлинике на Буркова очередь занимают, и в тот же день им зубы лечат, –вставил своё слово Володя Кибишев.
     – Там же и протезируют.
     - А я без всякой очереди шесть золотых коронок себе поставил, –  сразил всех Базюк Николай Тванович.
      
 
     - Это как? – Не понял я его. – У тебя ещё и золотые коронки есть?..
     - Да, было как-то, не хотел я на работу идти. Дай, думаю, на осмотр к врачу схожу, сачкону  –продолжил Коля.
     – Вон видишь шесть коронок, –  Коля разинул рот и отвернул его в бок от слушателей, тыча кончиком пальцев в сторону зубов.

     - Пришел я в нашу стоматологию к восьми утра. Разделся, сел себе на стул. – Выходит такая крутая полная чернявая тётка с открытым ртом, полным золотых коронок и сходу вопрос:
     - Кто здесь в очереди на установку коронок из благородного металла?
     - Я посмотрел вокруг – никого нет,  только я один…Дай, думаю, рискну, встал и тётке: «Я»,- говорю.


     -Проходите в кресло, –  сказала тётка в белом халате и посторонилась, пропуская меня в перёд. Короче, «ты-ры, пы-ры», - повествовал Коля.
– Вы аванс сможете заплатить?- спросила меня врач.
–  А у меня полный карман облигаций. Скажем так: завтра розыгрыш, а сегодня она спрашивает. Жалко терять возможность выигрыша. Тогда не обманывали как сейчас, раньше многие выигрывали.


    - Смогу двести рублей заплатить, – предложил Коля.
    - Ваша работа стоит  сто шестьдесят рублей, –говорит она и называет пробу: сто девяносто третья.
–  А у меня в кармане как раз статья про благородные металлы: какая проба, куда используется. Я только прочитал об этом. Я ей:
–  Нет, –  говорю, –   проба 190.
–  А вы откуда знаете? –  спросила тётка, от удивления и неожиданности подпрыгнув.            
–  А вот отсюда, –  я вытащил из кармана таблицу и показал тётке.
–  А теперь смотрите внимательнее, –  сказала тётка.
Коля продолжал:
–  Тогда ещё электронных весов ни у кого не было, а у неё уже были. Ложит она что-то на весы, и цифры побежали. Тут я дал промашку, не уследил и говорю так ей:
–  Вы сами смотрите, а то, если обмануть захотите, то всё равно обманете.

 
     -Тут тётка как взъеренится, да как заорёт:- Это вы что себе позволяете: «если захотите обмануть»?
–Еле – еле я успокоил её. Заплатил я девяносто рублей авансу, сначала она  мне обточила, а через две недели поставила.

     - Вот смотрите – из благородного металла, удивил Коля всех своей новостью, но на этом не успокоился. Он ловко сунул в рот оставшиеся пол – куска торта, измазав пальцы и подбородок в креме.


     - Правда, потом у меня прорвало один зуб под коронкой. Я пришёл к другой, а она щипцами разорвала коронку и швырнула её в плевательницу. Вид мой не внушал доверия, и она думала, что с напылением.- Вы куда выбрасываете, она золотая.


-А она так удивлённо на меня посмотрела, а потом достала и помыла металл. Вот так и выбрасывают.
– А куда ты его дел потом? – спросил я Колю,- а зуб вылечили и снова поставили. Лет пятнадцать прошло, а я до сих пор хожу –  благородный металл!- Убедительно подытожил Коля тыча указателным пальцем в зубы.
 При этом Коля засунул в рот полусогнутый указательный палец и сделал им вращательное движение, очищая зубы от остатков пищи.


      Много людей погибло в погоне за этим благородным металлом: от сурового Магадана до далёкой Калифорнии, в жарких африканских и перуанских рудниках, из-за него развязывались войны и уничтожались целые народы… А это совсем не благородное деяния.


      Из Колиного рассказа мне не совсем понятно было, почему тётка-стоматолог так возмущалась: то ли она слишком честная была, и её оскорбляло недоверие ко всем тем, кто занимается золотом: от менял- до барыг, от мастеров-ювелиров- до протезистов. То ли всё - таки пользовалась разницей в весах при взвешивании золота, при отпуске со склада на механических или аптекарских весах.


      Такие уж мы русские люди: недоверчивые, и в то же время –  Кулибины не только в смысле изобретения, но и домысла…


       Счастливый человек Коля! Так сложилась его судьба: не попроси меня
в своё время покойная Максимовна, чтобы я взял дядьку к себе на работу-всё: либо он помер  бы уже от водки, либо бичи за благородный металл размозжили ему кирпичом голову. А так:живет себе с благородным металлом во рту.


19 июня 2004г                г.Мурманск


Рецензии