Лестница

                С Е Р Г Е Й   М О Г И Л Е В Ц Е В



                Л Е С Т Н И Ц А

                комедия

        Лестница, стоящая на сцене, и два человека, один поднимающийся по ней наверх,
        а другой спускающийся вниз, символизируют два начала – небесное и земное, -
        которые неразрывно связаны между собой, постоянно меняясь местами. Абсурд
        диалогов г е р о е в только подчеркивает это единство.


   В е р х н и й.
   Н и ж н и й.

        На сцене, напротив зрителей, лестница, уходящая вверх. У подножия лестницы
        Н и ж н и й,  на верху -  В е р х н и й.
        В е р х н и й  спускается вниз,  Н и ж н и й  наблюдает за ним.

   Н и ж н и й (показывая наверх). Вы оттуда?
   В е р х н и й. Оттуда.
   Н и ж н и й. Ну и как там?
   В е р х н и й. Где?
   Н и ж н и й. Наверху.
   В е р х н и й. Да в общем ничего, не хуже, по крайней мере, чем внизу.
   Н и ж н и й. И не капает ничего сверху, и не протекает, и ветра в атмосфере крыши 
        не сносят?
   В е р х н и й. Нет, нет, все в порядке, ничего не капает, не протекает, и ветра  не
        особо сильные, так что все крыши на месте.
   Н и ж н и й. И ураганы не свирепствуют жестокие, и холод космический не убивает
        все наповал?
   В е р х н и й. Да говорю же вам, что все абсолютно нормально, в смысле ураганов и
        космического холода; нормально и приемлемо, и  никто особо не жалуется.
   Н и ж н и й. А как на счет радиации, радиация там в норме, или все же повышена?
   В е р х н и й. В абсолютной норме, можете мне поверить; если бы была не в норме,
        все бы оттуда давно сбежали, и переселились в другие области, не такие высокие
        и опасные. Но никто, как видите, не бежит, все остаются на месте, и особого
        исхода сверху не наблюдается. Вы видели, чтобы оттуда кто-нибудь спускался
        назад?
   Н и ж н и й. Нет, не видел, вы первый, а кроме вас никто пока не спускался.
   В е р х н и й. Разумеется, кому же охота от хорошей жизни спускаться вниз, всем и
        там хорошо, тем более, что ничего не капает, и не протекает.
   Н и ж н и й (подозрительно). А вы сами-то отчего спустились, если там все так
        прекрасно?
   В е р х н и й (не очень убедительно). А я ненадолго, всего лишь на пару часов,
        максимум дней, доделать кое-какие дела, и забрать пару забытых вещей. Есть,
        знаете-ли, такие дела, которые человек обязан доделать, и такие вещи, которые
        он должен забрать. Маленькие такие пустячки, можно даже сказать побрякушки,
        воспоминания о которых, тем не менее, тревожат тебя по ночам, и заставляют
        возвращаться к ним снова и снова.
   Н и ж н и й (соглашаясь). Да, мне знакомо это чувство; я сам, если честно,
        привязываюсь иногда к таким пустякам, на которые бы другие не обратили
        никакого внимания; вроде старого брелока со связкой ключей, которыми уже
        ничего не открыть, или плюшевого медведя с оторванной лапой, которым
        когда-то играл в детстве; привязываюсь к ним, и таскаю за собой, как дурак, по
        всему миру, так что самому временами становится стыдно!
   В е р х н и й (внимательно глядя на него). В этом мы с вами очень похожи, я имею в
        виду милые пустяки, к которым привязываешься, а потом таскаешь с собой по
        всему миру.
   Н и ж н и й. Или спускаешься за ними сверху, чтобы забрать, и тотчас вернуться
        назад.
   В е р х н и й. Да, или спускаешься за ними сверху, чтобы тотчас вернуться назад.
        (Внимательно смотрит на  Н и ж н е г о.) Но, впрочем, вы, кажется, что-то
        забыли?
   Н и ж н и й. В каком смысле?
   В е р х н и й. В смысле пустяков, которые были дороги вам когда-то. Вроде старого
        брелока с ненужной уже связкой ключей, или медведя с оторванной лапой. Если
        вы их забыли, то советую все же вернуться, а уже потом начать восхождение. В
        противном случае вы рискуете расстаться с этими вещами уже навсегда.
   Н и ж н и й. Почему?
   В е р х н и й. Потому, что сверху вниз отпускают не очень охотно. Не так, во всяком
        случае, охотно, как снизу вверх.
   Н и ж н и й. Вы так думаете?
   В е р х н и й. Помилуйте, я в этом уверен! если бы не был уверен, то уж точно сейчас
        не стоял рядом с вами.
   Н и ж н и й. Вы стоите не рядом со мной, а выше меня.
   В е р х н и й (соглашаясь). Да, это правда, это истина, с которой трудно поспорить,
        и, следовательно, это истина в последней инстанции.
   Н и ж н и й. Истина в последней инстанции известна только Господу Богу!
   В е р х н и й (испуганно). Не упоминайте всуе имени Бога!
   Н и ж н и й. Я и не упоминаю, я только говорю, что истина в последней инстанции
        нам неизвестна. Вы можете думать, что стоите выше меня, но все относительно,
        и через какое-то время мы вполне можем поменяться местами.
   В е р х н и й. Вы хотите подняться наверх?
   Н и ж н и й. Возможно.
   В е р х н и й. Возможно, или однозначно, выражайтесь яснее!
   Н и ж н и й. Яснее не могу, ибо не пришел еще к определенному мнению.
   В е р х н и й. Вы сомневаетесь?
   Н и ж н и й. Как будто.
   В е р х н и й. Или вас что-то гнетет?
   Н и ж н и й. Меня гнетет сомнение относительно того, следует ли это делать
        поспешно?
   В е р х н и й (соглашаясь). Да, пожалуй, поспешно это делать не стоит.
   Н и ж н и й. И тем не менее, я принял решение!
   В е р х н и й. Преклоняюсь перед вашим мужеством, мне в свое время такое же
        решение далось нелегко!
   Н и ж н и й. Вы тоже сомневались, или вас одолевали тревоги?
   В е р х н и й. И то, и другое, а также, возможно, нечто третье, о чем я бы предпочел
        умолчать.
   Н и ж н и й. Молчать всегда выгодней, чем говорить.
   В е р х н и й. Да, молчание – это золото. Так вы поднимаетесь наверх?
   Н и ж н и й. Если вы уступите мне дорогу.
   В е р х н и й. А вы уверены, что я должен вам уступить?
   Н и ж н и й. У вас нет иного выхода.
   В е р х н и й. Иной выход есть всегда.
   Н и ж н и й. Только не в этом случае.
   В е р х н и й. Вы считаете, что ваш случай так уникален?
   Н и ж н и й. Я ничего не считаю, все уже посчитано до меня.
   В е р х н и й. Кем?
   Н и ж н и й. Вы знаете, кем.
   В е р х н и й. И все же вы говорите загадками.
   Н и ж н и й. Возможно, но это ничего не решает. Уступите дорогу, ваше
        время уже истекло!
   В е р х н и й (язвительно). Безумец, наверху нет времени, там властвует одна лишь
        вечность!
   Н и ж н и й (скривив губы). Что вы знаете о вечности?
   В е р х н и й. Не меньше, чем вы.
   Н и ж н и й. Я пока что не знаю о ней ничего.
   В е р х н и й. Ну так поднимитесь наверх, и узнаете все!
   Н и ж н и й. Вы уступаете мне дорогу?
   В е р х н и й. Я подчиняюсь обстоятельствам.
   Н и ж н и й. Не переживайте слишком сильно, я вернусь, когда в долинах
        распустится сакура.
   В е р х н и й. За милыми безделушками, забытыми в сарае на старом деревянном
        столе?
   Н и ж н и й. Да, за милыми безделушками, забытыми в старом деревенском
        сарае!

        Молча проходят о д и н  мимо  д р у г о г о.
        Н и ж н и й  ложится на землю у подножия лестницы, и замирает, свернувшись
        небольшим калачиком.
        В е р х н и й  доходит до верха лестницы, который в этот момент неожиданно
        освещается, так что становится виден большой деревянный крест, которым
        она заканчивается. Повисает на этом кресте.
        Освещенная верхняя часть лестницы резко контрастирует с темным ее низом.

   К о н е ц.

   2011
          
       


Рецензии
вы уверены, что это комедийный жанр???

Кристен Ти   02.04.2011 23:04     Заявить о нарушении
А какое это имеет значение? Главное ведь содержание, а не определение жанра. Это комедия абсурда, и, следовательно, действительно комедия.

Сергей Могилевцев   02.04.2011 23:20   Заявить о нарушении