Цумтор - швейцарский архитектор

Цумтор, Петер (1946, Базель), швейцарский архитектор. Притцкеровская премия 2008.

* * *
Я работаю только над таким количеством проектов, с которым могу справиться.

Я объясняю заказчику, что результат будет гораздо лучше, если строительство займет на год больше.
Консультанты и маркетологи — это как чума! Продавцы воздуха, я им не верю.

Я убедил жителей городка отправиться в это путешествие вместе с нами: исследовать воду и звук, воду и пространство, взаимоотношения воды, света и тени... Мы поняли, что вода и камень — они как возлюбленные: вода любит камень, а камень любит воду.

Это инвестиции, а не архитектура.

Мой метод прост: я здесь главный.

Современные архитекторы часто просто предоставляют услуги.

О подходе к архитектуре
Существуют здания, в которых есть нечто таинственное. Кажется, что они просто должны находиться там, где стоят. Мы не уделяем им особого внимания, но не можем себе представить это место без них. Я хочу строить именно такие здания.

Я занимаюсь дизайном моих зданий по направлению изнутри наружу, а затем в обратном направлении, а потом снова двигаюсь наружу. И так до тех пор, пока не увижу, что всё в порядке.

Я делаю множество ошибок, но лишь до того, как построю здание. Изготавливаю огромное количество моделей, чтобы изучить все подробности, уйму чертежей, чтобы уменьшить количество ошибок. Не хочу построить здание и увидеть: вот она, ошибка! То, что я делаю, можно назвать «медленной архитектурой», но это, скорее, «тщательная архитектура», когда работаешь очень осторожно: для этого нужно время. Начинаю строить только тогда, когда уверен, что всё правильно.

Сейчас мировые архитекторы с именами-брэндами работают как производители узнаваемых образов. Я не поставляю образы. Я — автор, строю как ремесленник, как инженер, и в то же время работаю как композитор, который пишет музыку. Это означает, что я отвечаю за всё. Во всех проектах, над которыми работаю, решающий голос всегда принадлежит мне. Я забочусь о каждом здании, обо всём его наполнении, и я, совместно с клиентом, руковожу долгим процессом строительства. Мой метод прост: я здесь главный.

О работе с заказчиками
Я сам формирую программу каждой из своих построек и работаю над проектом как поэт, который создает поэму. Мои заказчики не должны разбираться в поэзии, но они должны знать, что поэзия существует. Если они это знают, мы можем работать вместе. Поэтому я отвергаю очень многие заказы — не потому, что мне их предлагают «плохие люди», а потому, что они не понимают, что я делаю. Своих заказчиков я учу, и постепенно до них начинает доходить смысл. Но для начала они должны быть открытыми к пониманию того, что такое хорошая архитектура.

О красоте в архитектуре
Часто сталкиваюсь со зданиями, спроектированными с явным старанием и стремлением найти особую форму, и обнаруживаю, что они мне мешают. Архитектор через каждую деталь без остановки разговаривает со мной, продолжая повторять одно и то же, и я быстро теряю интерес. Хорошая архитектура должна принимать человека, помогать ему прочувствовать архитектурное окружение и жить в нем, но не должна непрерывно с ним болтать.

Лучше, чтобы эмоции рождались в здании, а не от здания… если строение достаточно точно отвечает месту и назначению, оно станет мощным без художественных ухищрений.

Я думаю, что шанс обнаружить красоту выше, если не действуешь прямиком. Красота в архитектуре рождается практичностью. Об этом узнаешь, изучая старые швейцарские фермы. Если делаешь то, что должен, и тебе повезет, тогда в конце концов появится нечто труднообъяснимое, но жизнеспособное.

О материалах
Дерево почти исчезло, потому что считалось слишком дорогим, сложным и старомодным. Я вернул его как конструктивный материал, потому что рядом с ним и в его окружении чувствуешь себя хорошо. Дом из стекла, бетона или известняка ощущается по-другому. Это просто кожей чувствуешь, так же как фанеру, шпон или бревно. Дерево, в отличие от стекла и бетона, не крадет телесное тепло. Если жарко, в деревянном доме будет прохладнее, чем в бетонном, а когда холодно – наоборот. Я сохранил бревенчатую конструкцию из-за того, чем она может одарить тело.


Рецензии