Выгодно ли экономить

                ЭКОНОМИКА И ЖИЗНЬ

     Утренний поезд везёт меня снова в дальние края. Побродить по Покровскому лесу, попрощаться до следующего лета со старыми дубами, обойти прибрежный сосновый бор, полюбоваться осенним нарядом природы. Но в пути одолевает что-то иное.

     Всё лето и всю осень идёт замена главных путей железной дороги. Это очень дорогое мероприятие, напоминающее строительство БАМа. В окна бегущей по новым рельсам электрички светит взошедшее солнце. Избегая его ярких лучей, редкие утренние пассажиры иногда пересаживаются в «северные купе». Но с потолка вагона продолжет литься свет из многочисленных светильников с неэкономными лампами накаливания. Неужели изобретённые более ста лет назад фотоэлемент и фотореле не внедрены на железных дорогах? Да, не внедрены. Ртутный свет люминесцентных ламп – только в новых поездах. Нажимаю кнопку связи с машинистом – можно выключить освещение вагонов. Часто действует мгновенно. Но однажды вместо молчания или благодарности за напоминание по громкой связи получил в ответ – тебе больше всех надо? Я это воспринял как пощёчину. Да, мне надо. Надо, чтобы энергия экономилась, чтобы проезд дешевел, а не дорожал. Чтобы всем жить было лучше. Кстати, при торможении состава вырабатываемая энергия до сих пор обогревает атмосферу – на крышах вагонов установлены баластные нагрузки. Рекуперация – возвращение энергии в питающую сеть тоже давным-давно придумана, но массово не внедрена на железных дорогах России. Потребитель заплатит за всё. Цена вопроса – в цене билета. Внедряются турникеты, обучаются кадры для ловли и обилечивания «зайцев». Вместо экономии, в первую очередь, в потреблении электроэнергии.

     Та же картина – в жилищно-коммунальном хозяйстве. Практически не осталось многоквартирных домов без домофонов, без стальных, надёжно запертых магнитом стальных дверей в подъездах. Всё бы хорошо, но выключатели наружного освещения подъезда и двора, как правило, остались за дверью, внутри подъезда. Редко кто из жильцов, выходя из дома, обратит внимание на невыключенное освещение и вернётся в подъезд, чтобы поправить дело. Много лет назад, когда не было ни домофонов, ни стальных дверей, по утру дворник в первую очередь обходил дома и гасил свет внутри и снаружи подъездов, гасил дворовое освещение. Сегодня дворники, как правило, гастарбайтеры. Им не дают ни коды домофонов, ни точ-мемори – ключи от подъездов. А за освещение мы с вами заплатим по тарифам на содержание и ремонт дома. И чем больше заплатим, тем больше перепадёт тем структурам, через которые идут живые деньги, ведь конторы и банки живут на проценты от проходящих платежей. Кстати, с ноября все льготники Железнодорожного будут стопроцентно оплачивать услуги ЖКХ наличными – это ж какая выгода тем же конторам и банкам!

     Все городские ЖРЭУ стали коммерческими ООО. А главная уставная задача что «Управляющей компании», что «ЖилКомАльтернативы», что любых других обслуживающих жилые кварталы организаций – получение максимальной прибыли. Не управление, не качество услуг, не обеспечение экономии потребления ресурсов в жилом секторе, а прибыль любым законным путём. Потому и не внедряются в подъездах и дворах те же фотореле, сенсорные устройства, люминесцентные лампы, позволяющие жителям экономнее пользоваться электроэнергией в общих местах. Ведь для этого надо тратить прибыль ООО не на себя, любимое, а неизвестно на кого. После чего поступление денег от населения может сократиться. Зато установка общедомовых счётчиков, предусмотренная программой капремонтов многоквартирных домов, ничего не даёт для обеспечения конкретной экономии ресурсов ни жителям, ни конторам. Больше расходов одним – это больше доходов другим. С такой экономической политикой далеко не уедешь. То есть отстанешь. Вот и отстаём.

     2009 


Рецензии