Шляпа

     - Бойся пижона в шляпе! - не уставал повторять Сан Саныч. – Особенно, если он на «Москвиче».
    
     Сан Саныч  – инструктор вождения автомобилей в автошколе ДОСААФ. Человек с железной выдержкой, стальными нервами и огромным арсеналом военно-морских шуток. В первые годы Перестройки блондинки за рулём были редкостью. Им, как правило, права просто покупались, чтобы не мучать инструкторов и преподавателей курсов, что было достаточно гуманным в то шальное время, когда милиционера от бандита отличало только наличие формы, а кадровым офицерам ВМФ приходилось уходить в запас и добывать кусок хлеба нелёгким трудом на курсах вождения. Основными клиентами курсов были мужчины или барышни бальзаковского возраста, в которых, благодаря перекиси водорода на волосах и обилию золота в ушах и на пальцах, легко определялась принадлежность к сословию завмагов, а значит можно было не стесняться в выражениях - завмаги матерились не хуже офицеров запаса и от их шуточек временами краснел даже Саныч.
    
     - Нормальный человек в такую жару никогда не наденет фетровую шляпу, - вещал Сан Саныч, - он даже кепку не наденет. И уж точно снимет её в салоне автомобиля, хотя бы потому, что она в крышу упирается. Если за рулём сидит мужик в шляпе, то он точно из деревни. Нет, он не дурак, просто в деревнях правила дорожного движения понятие очень абстрактное, и, когда он выбирается в город, он настолько напуган, что забывает снять шляпу и это его выдаёт. Он в ужасе и страшно напряжён. Никогда не знаешь, чего от него ждать, куда повернёт, когда затормозит и затормозит ли вообще. Ка-те-го-ри-чес-ки не советую ему сигналить, не нужно его пугать ещё больше.  Вон, видишь?
    
     Саныч ненавязчиво придавливает инструкторскую педаль тормоза, чтобы сравняться с кирпичного цвета «Копейкой». За рулём раритета сидит мужичок небольшого роста, по-гусиному вытянув шею, чтобы хоть немного ощутить габариты чуда итальянского автопрома. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, как он напряжён. Шея красная, с дорожками от капель пота, проторёнными по морщинкам на коже.  На голове выгоревшая фетровая шляпа с обвисшими полями. За бортом тридцатиградусная жара при стопроцентной влажности. Стекло на водительской двери поднято и зафиксировано отвёрткой, загнанной между стеклом и уплотнителем.  Машина ревёт мотором, как болид Формулы-1 на финишной прямой.
    
     - Похоже он от самого поста ГАИ на въезде в город тащится на второй передаче, – бурчит в усы Сан Саныч. - И это ещё не «Москвич». Тот зверь страшней. Давай-ка от него подальше!
    
     Я благодарен Санычу за школу вождения. Многое из его инструкций столь прочно засело в память, что почти дословно передаётся уже сыну, в том числе и «Бойся пижона в шляпе». «Москвичей» и «Копеек» почти не осталось, но пижоны в шляпах не перевелись, только сидят они теперь за рулём «Патриотов» и «Калин».
    
     Наличие водительских прав в кармане и машины в гараже  не освобождает от обязанности хоть иногда пользоваться общественным транспортом. Как минимум для того, чтобы узнать, сколько стоит проезд. История, ради которой я все это вспомнил, произошла в те давние времена, когда в ходу были талоны на проезд. Пожалуй, это был последний год существования талонов, очень скоро они исчезли, вместе с компостерами, и на маршрутах снова появились  кондукторы с сумками.
    
     Для тех, кто забыл, напомню. При входе в автобус нужно талончик вставить в щель компостера, надавить на ручку этого агрегата (иногда на кнопку) и на девственно чистом талончике образуется затейливый рисунок из дырочек. В каждом автобусе-троллейбусе-трамвае он свой. Этот рисунок должен совпадать с шифром, изображённым на стекле транспорта. Подсказка для контролёра. Нет совпадения – плати штраф. Есть совпадение – талончик надрывается, и можешь ехать дальше. Наивный, не думай использовать его второй раз в том же автобусе! Во-первых, рисунок из дырочек иногда меняют, и, во-вторых, контролёры каждый раз надрывают талончик в разных местах, и подсунуть сегодня то, что прокомпостировал вчера, не получится, надрыв не тот. Хотя, иногда удавалось.
    
     Откровенно говоря, одну остановку можно было пройти и пешком, но Светило в тот день задалось целью расплавить остатки асфальта, чтобы он стёк в море и больше уже никогда не думал появляться на улицах города. Кроссовки оставляли следы на асфальте, как на снегу, и было опасение, что в очередной шаг я просто прилипну к тротуару. Перспектива лишиться счастья свободного передвижения на привокзальной площади не прельщала, слишком уж много маргиналов ошивалось  вокруг, и человек засасываемый асфальтом, как трясиной, стал бы незаслуженно лёгкой добычей.
    
     Двери «Икаруса» на конечной остановке 31 маршрута обманчиво манили зайти в прохладу автобуса, обещая кондиционированный воздух и компостеры последней модели. Обманули и в том, и в другом. Духота в автобусе была ничуть не меньшая, чем снаружи, а компостеры были самой примитивной модели – вставляй талон в щель сверху, дави на ручку сбоку, вынимай талон и спи спокойно. Дверь водитель открыл только одну, по центру «Икаруса» с кишкой. Да, собственно, этого было достаточно. В воскресный день на остановке почти никого не было, в автобусе по теневой стороне сидело от силы человек двадцать. Прямо напротив входа, точно под компостером, расположился классический пижон в шляпе, только без машины. Для усиления эффекта он был ещё и в пиджаке.
    
     Вы бывали в ситуации, когда в компании незнакомых людей оказываешься с расстёгнутой ширинкой? Да ладно, признайтесь, что бывали. Будь то друзья или подруги, кто-нибудь обязательно указал бы на оплошность. Совсем другое дело незнакомая компания. Ты сразу почувствуешь, что-то не так. Но что именно – никто никогда не скажет, компания-то незнакомая. На тебя будут таращиться молча, заставляя краснеть за несовершённый грех и мучиться в поисках причины столь навязчивого внимания.  Интерес к расстёгнутой ширинке в незнакомой компании неизбежен, как взятки ГАИшникам.
    
     Захожу в автобус и сразу чувствую, что все очень внимательно наблюдают за мной. Именно так, как будто у меня ширинка расстёгнута. Нет, пожалуй, не так. Ощущение, что я вообще забыл надеть джинсы и в одних плавках вломился  в приличный автобус среди белого дня. Не ощупывать же себя на глазах у публики и пижона в шляпе. Сидит, гад, и пристально так на меня смотрит. Как будто ему поручили охранять компостер над головой, а я его хочу отвинтить и продать на металлолом.
    
     - Чего уставился? – подумал я ему прямо в лицо.
    
     - Да вот, сижу, компостер охраняю, - мысленно ответил пижон в шляпе и скорчил свирепую рожу.
    
     - Дался мне твой компостер, - рычу ему в ответ зелёными глазами, - мне талон зубами пробивать прикажешь?
    
     В напряжённой тишине, под прицелом хищных взглядов, вставляю талон в щель компостера и нажимаю ручку. Она ни с места! Заело там что-то и, видимо, давно. От усилия сотен, а может и тысяч, рук рычаг уже согнулся. Я надавил сильнее – рычаг упирается. Вкладываю всю силу, рычаг предательски срывается с места и моя рука со всей силы погружается в шляпу пижона.
    
     - Да сколько же можно! – отчаянно вскрикивает пижон в куске фетра, срывает бесформенный предмет с головы и ударами кулака пытается придать ему естественную шляпную форму.
    
     Судя по всему, я был далеко не первым, кто воспользовался компостером над головой несчастного пижона. Именно этого шоу и ждали зрители. И дождались, честь им и хвала за терпение. Извинившись, присоединяюсь к толпе зрителей, благо интерес ко мне потерян, все замерли в ожидании следующей сцены спектакля «Компостер, шляпа и пижон».
    
     Количество неизменно переходит в качество. Так учили нас на лекциях по философии. Вот, кажется, что мешает пересесть в полупустом автобусе на другое место? Принципы? Какие? Видимо мой удар что-то сместил в голове под шляпой, но недостаточно, чтобы заставить пересесть. Пижон стал перехватывать руки желающих воспользоваться компостером и принялся пробивать талоны сам.  Лишил зрелища, редиска!
    
     Автобус, наконец-то, двинулся с площади и медленно поплыл к следующей остановке. Оказывается, наш герой терпел все издевательства над любимой шляпой и, судя по всему, над нелюбимой головой, ради того, чтобы проехать всего одну остановку. Он вышел, а точнее выскочил, из автобуса первым, я шёл последним и уже на выходе успел заметить, как на место, ещё хранящее форму пижонского зада, села дама в соломенной шляпке с огромными полями в розочках…
    
     Из автобуса меня вынесло взрывом хохота.
    
     Канули в лету компостеры. Их не жалко, ломаются часто. Нет, ни миллениум определяет наступление новой эпохи, я это точно знаю. Новая эпоха наступит с исчезновением пижонов в шляпах. Их жалко.  Может создать «Общество защиты пижонов» и раздавать им бесплатно фетровые шляпы, исключительно для того, чтобы обмануть время?


Рецензии
Александр, спасибо за удовольствие от прочтения. Улыбался, сочувствовал автору, повспоминал время компостеров. Написано легко, весело, от души. Включаю Вас в список своих избранных авторов. Пишите, пишите и пишите. Успехов Вам.

Ави -Андрей Иванов   21.06.2017 20:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей!

Александр Симушкин   21.06.2017 20:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.