Певец высокой простоты

ПЕВЕЦ ВЫСОКОЙ ПРОСТОТЫ
(Эскиз литературоведческой увертюры
к сборнику стихов с робкой попыткой
отобразить силуэт автора)

Творческий потенциал Александра Куцего, автора лирических стихов на русском и украинском языках, огромен. Он – и друг природы животворного океана, и рецензент всех 20-ти разделов всех 447-ми статей с научно-практическими комментариями «Уголовного кодекса Украины». Так же, как Чехов, Вересаев, Булгаков – не только медики, но в то же время и писатели, так и кандидат юридических наук, заслуженный юрист Украины А. Куцый – одновременно и лирический поэт, воспевающий живую природу украинской земли радугой своих сокровенных поэтических чувств, палитрой эмоций, живописной искренностью переживаний.
Говорят, чтобы испробовать, ощутить аромат и вкус вина, не следует выпивать целый бутыль или графин, достаточно и двух-трёх глотков. И совсем не обязательно знакомиться с многочисленными стихами поэта для того, чтобы определить и убедиться, что автор – подлинный поэт или же, наоборот, заурядный автор набора слов. Александр Куцый прочёл мне наизусть всего лишь три-четыре свои стихотворения, и я понял, что передо мной – поэт большой человеческой души, очень требовательный у себе, с нестандартным мышлением, певец красоты мира с её ароматами, музыкой, красками и звуками, которые он воспринимает сердцем, божественным даром своей чистой души. Он пишет о детстве, о весне. В его стихах небо цветёт васильками, летают ласточки, щёлкает соловей, жужжат пчёлы, гудят мохнатые шмели, квакают лягушки, величаво плывёт по воде лебедь, рыба бьёт по воде хвостом, а над водой струятся запахи лилий. Цветёт сирень. Поэт пьёт ароматы цветов в саду...
Когда читаешь стихи Александра Куцего, невольно возникает ощущение, будто пьянеешь от его слов, они чаруют, завораживают, и, охмелев от их звуковой красоты, заслушиваешься. Автор словно нанизывает ожерелье аллитераций, звенит ими и играет. Будто слышится флейта, льются водопады звучащих строк, переходя в серебристые ручьи, замирая в сердце. При этом наш автор хорошо понимает, что слова – это не только звуки, и, взвешивая каждое слово, беря на себя ответственность за каждую строчку, он неустанно заботится об их логической природе, не только любит слово, но и глубоко уважает его, весьма осторожно обращаясь как со словом, так и с его смыслом, подвергая себя самодисциплине, постоянно размышляя над стихом. И хотя, конечно, с помощью одних лишь размышлений стихов не создашь, но всё же можно проверить их силу и внутренностную необходимость без щегольства, без бенгальских огней, без злоупотребления драгоценными камнями, без мишуры. Стихи его просты и незатейливы, как звенящее ведро у колодца, как нежно качающийся под ветерком клевер, как бегущая речка и сладкая боль души.
Стихи Куцего вызывают экзистенциальный интерес к личности и «неуловимой душе» этого писателя. Попутно замечу, что экзистенциализм считает, что предметом философии является человек как духовное начало. Застенчивый, тихий, ласковый, ко всем очень внимательный, духовно сосредоточенный, он производит большое впечатление. И если бы таких людей, всегда изумительно ровных, добрых и верных себе, было на нашей земле больше, нам было бы легче жить. После беседы с ним всегда помнится полное отсутствие не то чтобы взгляда сверху вниз, а просто чувства высокого служебного положения (ведь Александр Артёмович – генерал!) к неизвестно что собой представляющему человеку. Однако в стихах его нет ничего генеральского: не шумит, не кричит, не командует, а возвышается до простоты, поднимается до обыкновенного, глубоко и любовно проникая в небо обыденности, как певчая птица, воспевающая красоту жизни.
Несмотря на то, что Александр Артёмович – генерал, сам себя он называет рядовым, простым солдатом стиха, потому что стихотворение его вовсе не нуждается в золотых эполетах: оно просто либо существует, либо ещё не сложилось.
Я видел его рукописи, которые сплошь испещрены его бисерным почерком с многочисленными правками, напоминая некоторые рукописи его великого тёзки Александра Пушкина. Но Александр Куцый говорит, что он – не поэт, что пишет стихи для себя. Однако, несмотря на то, что он – заслуженный юрист Украины, мне вдруг подумалось, что главная его «специальность», которую, на мой взгляд, невозможно приобрести ни в одном из вузов, специальность, которой одарила природа и которую можно было лишь всосать с молоком матери, – всегда была и остаётся лирическая поэзия. Можно сколько угодно говорить о рифмах, о ритмике строк, об их атмосфере, которую ощущаешь, об образной системе, разговор такой будет бесконечным и бессмысленным. Хочется просто читать его стихи. Казалось бы, все рифмы давно уже найдены, открыты и изучены, а всё-таки ещё далеко не у каждой давно использованной рифмы, не у каждого стиля есть столько жизненной силы, энергии, солнечного света, неутолимой жажды и любви к слову, которое Александр Куцый измеряет на вес золота самой высокой пробы, невольно отражая в нём чистое золото своей души. Живое слово поэта мерцает, как путеводная звезда, трепещет, звенит, переливается, играет и светится. В нём дерзкая свежесть. Оно летит стрелой Купидона, и нет в нём места для холода и равнодушия. Оно динамично и непредсказуемо. Ничего в стихах Куцего не происходит просто так, ничего не случается понарошку. Читая стихи этого скромного сборника, который уговорили издать друзья, ощущаешь, что автор заключает в себе огромный мир поэта-самородка, яркого и талантливого лирика, человека доброго и отзывчивого, мудрого и доверчивого, темпераментного и открытого. И хочется пожелать ему всяких благ и попутного ветра в творчестве. Так пожелаем же этому всегда ищущему, всегда недовольному собой поэту новых творческих успехов. И пусть вдохновенной жар-птицей крылато работает его простая шариковая авторучка в унисон с добрыми и отзывчивыми ритмами сердца, подчиняясь не командирскому голосу автора, а нежному, доверчивому шёпоту любви и зову лирического вдохновения!

Анатолий Яни,
академик Международной Славянской Академии науки, образования, культуры и искусства Великобритании и Ирландии.


Рецензии