Ещё раз о соборности...

Одиночество, субъективизм и соборность

Два человека не имеют общего тела, а значит и души. Можем ли мы говорить о единодушии или единомыслии в этих условиях? Единодушие или единомыслие здесь понимается, как единственное тождественное для обоих индивидуумов место и время сущности, которую иначе называют коллективной. Даже для сиамских близнецов наличие коллективной сущности проблематично. Однако при всей различности тел и душ есть возможность рассуждать об общностях. Например, некоторый единственный предмет может восприниматься одним и другим человеком, а значит мы имеем право рассуждать о тождественности познавания этого предмета. Точнее может быть говорить о предмете в сознании того и другого индивидуума, конкретнее об образе предмета. Тождественен ли образ предмета хотя бы у двух человек? Только в этом случае, если тождественен, очевидно представление об объективном образе предмета.

Объективность образа предмета не очевидна как только мы допустим малейшую разницу их у каких-то двух индивидуумов. Сразу же возникают вопросы о причинах различия, которые вынуждают искать ответ на своё происхождение. Так одним из поводов думать о различии может быть единственность образа предмета, потому что она была бы абсолютным критерием различия. Являясь нам в образе, предмет не может вступать в иллюзорность своего существования, при котором образ мог бы множиться (например, двоиться). В этом смысл адекватного отражения реальности. Остальное из области душевных недугов, бреда или галлюцинаций. Иногда однако мы вынуждены принимать и недуги в расчёт. Тогда и возникает актуальность в единственности, взаимной однозначности образа и предмета в сознании индивидуума.

Итак, малейшая разница образа предмета двух индивидуумов ставит вопрос о субъективности представлений предмета в сознании. Принято выводить из религиозного опыта, что божественный предмет воспринимается субъективно. В этом заключается наше человеческое одиночество, которое может восприниматься обострённо и приводить к инцесту, как способу снизить остроту восприятия одиночества. Преодолевшие инцестуозность индивидуумы подлинно свободные личности. Просвещённые Святым Духом, они достигают соборности, в которой объективное представление о божественном предмете адекватное реальности составляет Церковь и даёт всем вместе любовь Божию.

Вне Церкви любовь Божия искажённая, не полная, не питается Святым Духом. Мы понимаем любовь Божию как взаимное однозначное, объективное отражение в сознании предметной сущности, которое можно называть коллективным сознанием. В психоанализе К.Г.ЮНГа говорится о «коллективном бессознательном» как о наследуемом от предков. И.А.Ильин опровергает истинность подобных утверждений и теорий, говорит о их надуманности. Ссылки на то, что бред, шизофренические галлюцинации и прочие недуги должны подтверждать существование «коллективного бессознательного» безосновательные, так как опираются на непонятые ещё явления душевной жизни человека. Успехи паллиативных способов лечения душевных недугов не должны нас обольщать в наших заключениях о существовании «коллективного бессознательного», как некоторой «коллективной души». Коллективное сознание однако черпает свои основания в глубоком религиозном опыте, который К.Г.ЮНГ не до конца проанализировал на примере мифов и прочих источников (алхимии, например). Именно религиозный опыт даёт нам в сознание Божественную истину о человеке, его целей существования, будущего. Истина эта доступна для коллективного восприятия в Церкви, поэтому мы ищем в Церкви опору в своём одиночестве, которое при этом лишается признаков ужаса, наделяет на покоем и умиротворённостью, вселяет в нас любовь, обеспечивает стойкость в нашей свободе.

Таким образом, научное богословие может решить проблему просвещённого восприятия в коллективном сознании догмата Церкви, её символов и учения. При этом оно отбросит ложные наукообразные теории о «коллективном бессознательном», заключит о наследовании через  таинство крещения даров Святого Духа. Аминь.


Рецензии