Письмо о музыке

Ткачёву Валерию


DICHTER VON KADETTENKORS
ДИХТЕР ФОН КАДЕТТЕНКОР
(Перевод с немецкого.)

EIN  BRIEF  UBER  MUSIK
ПИСЬМО  О  МУЗЫКЕ

«Славьте Господа на гуслях и тимпанах.»
(Псалтирь)

  Дорогой друг, если с достаточного удаления, например, с Луны, посмотреть на Землю умными глазами, вооружёнными современным практическим и мистическим знанием, то нашему взгляду предстанет не уютный голубой шарик, вращающийся в чёрной космической бездне, а удивительно сложная и живая конструкция, представляющая из себя как бы сказочную луковицу или волшебную матрёшку, состоящую из ряда сфер, начиная с относительно небольшого, компактного ядра, и заканчивая, например, радиосферой, т. е. искусственным электромагнитным излучением в радиодиапазоне, которое осуществляется на Земле всего около века, уже сравнимо по мощности с излучением радиозвезды и распространяется со скоростью света по всей небесной сфере в безграничные просторы дальнего космоса. Итак, планета Земля – это своеобразное чередование, наслоение различных сфер: ядро, слой расплавленной магмы, плавающая на ней литосфера, омывающая её аквасфера, окутывающая и согревающая всё нижележащее атмосфера, а ещё фотосфера, магнитосфера, радиосфера, гравитационная сфера и т. д. А ещё – пронизывающая многие земные слои и преобразующая всё и вся биосфера и во всём этом и одновременно надо всем и повсюду – самая загадочная и уникальная земная сфера, о которой нам поведали такие провидцы, как академик В. И. Вернадский и Тейяр де Шарден. Речь идёт о ноосфере – сфере ума, или сфере разума.
  Со времени своего появления на Земле человек утвердился на двух опорах или столпах. Это ум и свобода воли. А объединяет эти столпы в одно мощное основание, превращая ум в творческий разум а свободу воли в гуманистическое право выбора, дар божественный – гармония, чувство прекрасного, которое транслируется человеку из ноосферы.
Чем тоньше, эфемернее материальный состав земных сфер, тем сложнее их комплексный состав. Уже атмосфера состоит из многих подуровней – тропосферы, термосферы, стратосферы, мезосферы и. д. Биосфера, или сфера жизни, ещё сложнее. А уж о качественном составе ноосферы на современном уровне мы можем судить весьма и весьма приблизительно. Но о некоторых её составляющих подуровней уже можно говорить. Это сфера звука, или фоносфера, сфера речи, или лингосфера, и сфера музыки, или, если угодно, музосфера.
  Я назвал эти три подуровня ноосферы именно потому, что они неразрывно связаны друг с другом, постоянно взаимодействуют, подпитывают и даже обуславливают друг друга. Это своеобразное триединство, триипостастность земной ноосферы. Но речь идёт о музыке, поэтому погрузимся в фоносферу, т. е. поговорим о звуке.
  Конечно же, музыка – это не только искусство звука, потому что многие люди напевают в уме молча и даже не раскрывая рта, а у некоторых в душе звучат целые симфонии. И всё же звук музыке необходим хотя бы в качестве транслятора, передатчика музыки от, так сказать, творца к потребителю, т. е. слушателю. Так что же такое звук?
  Ещё с младых ногтей мы знаем, что звук – это определённым образом организованное движение материи. Для возникновения звука необходимо существование материальной среды, будь то воздух, вода, железо или, допустим, газ метан.
  Те мизерные 4 процента энергии и материи нашей Вселенной, которые распределены в бесконечном пространстве, представляющем из себя космический вакуум, показывают, что в большом космосе звука нет, потому что в межзвездном пространстве нет носителя фононов – материи. Напрасны были грёзы гениального Иогана Кепплера о музыке небесных сфер, о музыке, которую источают планеты, двигаясь по своим гармоническим орбитам. Увы, в небе музыки нет! Вселенная молчит, холодно и безразлично, и лишь один звук наполняет её, не нуждаясь для своего существования в материальной среде. Это – Слово Божие!
  Но кроме вещества, материи для осуществления звука, в том числе и музыки, необходимо наличие ещё как минимум двух компонентов. Это производитель, или творец звука и потребитель, или слушатель звука. Здесь вступает в силу антропный принцип сотворённой Вселенной:  где нет жизни, там нет звука, а где нет человека разумного, там нети музыки. И если, не дай Бог, конечно, мы так и не найдём в космосе собратьев по разуму, то Земля окажется единственным уголком во Вселенной, где звучит бесценный дар Создателя – музыка.
  А то, что музыка является именно промыслом Божиим, непредвзятому человеку видно хотя бы из истории музыкальной культуры, да и просто на бытовом уровне. Многие представители различных нехристианских народов просто влюблены в так называемую классическую музыку, но вот среди христианского люда очень затруднительно отыскать любителей музыки китайской или, скажем, малагасийской. Язык человеческий подыскал для определения высот музыкальных достижений очень верные слова – божественная музыка. И когда классическую музыку называют достижением европейской цивилизации – это всё от лукавого! Все высоты музыкальной культуры, в том числе и классической – это, в первую очередь, дар Божий народу своему и, с другой стороны, это, конечно же, творческий труд самих христианских народов на путях Божьих. И если народы эти начинают сбиваться с путей Господних, то это сразу становится слышно по мерзкой какофонии, с дьявольской расторопностью наполняющей звуковую среду.
  Когда великий Глинка сказал, что музыку создаёт народ, он был, конечно же, неправ. Как-то трудно мне представить себе народ немецкий, который вкусив штруделя и почесав затылок, сказал себе: “А сочиню-ка я сейчас Лунную сонату!” - и немедля сочинил-таки. Нет, музыку сочиняют единицы, творцы, избранники Божии, которые получают своеобразный доступ в ноосферу, А в ноосфере, этом неисчерпаемом кладезе информации, знаний, образов и пр. и пр. есть всё! Там уже есть все звуки, все слова, вся музыка и все образы и эталоны гармонии. И это естественно, потому что Бог творил человека для райского существования и поэтому создал для него всё необходимое как в физической области, так и в духовной. Так уж случилось, что человек впал в грех, но ведь всё сотворённое для него осталось в бытии, вот только доступ до него стал уделом избранных по Божьему произволению. Когда Колумб открыл Америку, она ведь существовала уже миллионы лет, а когда астрономы открывают новые звёзды и галактики, они ведь не извлекают их из небытия! Эти объекты существуют себе уже миллионы и даже миллиарды лет.
  Итак, музыку создают избранные творцы, вернее, они таинственным образом извлекают её из ноосферы, из одного из её подуровней – музосферы и материально фиксируют её тем или иным способом. Они как бы слышат её внутри себя, но вот выразить её достойным образом, донести её до слушателя, не расплескав драгоценного сосуда, они, творцы, зачастую, не могут, потому что их канал доступа в ноосферу ограничен. Вот тут-то и выступает на сцену третий непременный участник музыкального триумвирата – исполнитель. Именно исполнитель, обладая широким доступом в ноосферу, а именно в фоносферу и лингосферу, является тем передатчиком, медиатором, который способен выразить всю красоту и гармонию музыкального произведения наилучшим образом, чем сам её, так сказать, сочинитель.
  Здесь можно было бы остановиться на проблемах и результатах  взаимодействия с подуровнями фоносферы и лингосферы, обсудить музыкальность языка человеческого, его слова и , в частности, искусства поэзии, которое занимало меня уже много лет, но пусть эта тема станет поводом для другого письма, дал бы Бог времени и заинтересованного друга-читателя.
  Так что же такое музыка? Вглядимся в этот предмет попристальней. Сразу же на ум приходит звук. Конечно же, музыка – это искусство звука, но этим она не исчерпывается, иначе все звуки вообще были бы музыкой, и мы чувствуем, что в музыке есть что-то ещё, кроме звука. А что, чем она ещё наполнена? Может быть, образность? Но образы категорически зависят от социума, культурного контекста, возраста индивидуума и создаются, кроме всего прочего, умом человеческим, за редким исключением. Значит, музыка – это не искусство образа и не физиологическое и не психологическое явление.
  Что ещё мы можем разглядеть, вернее, расслышать в музыке? Что именно мы можем взять из признаков, характерных именно для музыки? И тут мы приходим к музыке как процессу. Музыка длится во времени, она – искусство времени, но опять же не только. Во времени длятся и некоторые другие виды искусства, например, спектакль, танец или кинокартина. И всё же в этом подходе что-то есть. Нужно только внимательнее присмотреться к этому процессу, к тому, не как или сколько он длится, а чем эта временная длительность заполнена.
  А заполнена музыка гармоническими звуками, появляющимися и тут же исчезающими, непредсказуемыми и неповторимыми в данный момент, потому что этот момент уже прошёл. И количество вариантов и комбинаций этих звуков математически бесконечно. Это как на геометрической прямой находится бесконечное количество математических точек, но между двумя соседними точками всегда можно поместить третью и через каждую точку можно провести ещё бесконечное количество прямых. И все эти точки появляются и одновременно исчезают, как бы тяготеют друг к другу и одновременно уничтожаются, пытаясь исчерпать бесконечное пространство, создавая некое виртуальное геометрическое бурление и кипение.
  Вот именно таким процессом во времени, процессом непредсказуемого бурления и кипения гармонических звуков, появляющихся и одновременно исчезающих, характеризуется музыка, и этот процесс называется становлением. Становление являет нам   не результат какого-либо процесса, а сам этот процесс в его неповторимом и непредсказуемом формировании, как бы жизнь его. Именно поэтому духовное переживание от музыкального произведения по своему эмоциональному наполнению несравнимо ни с каким другим.
  Итак, становление является краеугольным камнем музыки, именно становление характеризует музыку как вещь в себе, собственно говоря, музыка и есть становление. И этот тезис неопровержим. Все другие искусства, строящиеся на устойчивых, конкретных, стабильных образах, не могут изображать самой стихии становящегося бытия. Именно не картин бытия, а без-образную образность стихии жизни. Без этого никак нельзя объяснить тех удивительных переживаний, которые доставляет музыкальное произведение.
  Из этого же тезиса о музыкальном становлении как динамическом тяготении одного музыкального момента бесконечности к соседнему, а потому и ко всей бесконечности в целом, следует, что каждый такой момент совершенно свободен, поскольку он тождественен всей бесконечности, за пределами которой вообще ничего не существует. Но именно  поэтому каждый момент бесконечности ею же и предопределён. И потому каждое подлинное музыкальное произведение всегда рвётся вперёд, и при том всегда именно в бесконечность, а вместе с тем из этой бесконечности некуда вырваться, а потому всякий отдельный момент этого стремления безвыходен, поскольку он предопределён. И тогда получается, что каждый музыкальный феномен есть только искание того, чего нельзя найти, одновременно с самого начала являясь тем, к чему он сам ещё только стремится.
  Но почему это так важно? Да потому что становление определяет ещё один фундаментальный феномен – Время. Становление есть время в чистом виде, бескачественно протекающее время. Что это такое? Ну, например, когда мы говорим, что два плюс три равно пять, не подразумевая, чего два, а чего три, то мы имеем дело с математикой в чистом виде, с бескачественной математикой. Так и становление является временем в чистом виде, характеризуя его всеобъемлемость, процессуальность и бесконечность. Именно  становление есть основа бесконечной музыки и бесконечного времени.
  Но есть ещё один феномен, основой которого является становление, но который, к великому сожалению, конечен. Это – жизнь. Жизнь с её кипением фактов и событий, непредсказуемых и неповторимых, их одновременным появлением и исчезновением, рождением и смертью.
  Именно музыка связывает нашу конечную жизнь с бесконечным временем, поскольку, как мы выяснили, все эти три феномена имеют общую основу. Именно музыка устремляет наши смертные глаза в бесконечное Время, внушая нам страх Божий перед смертью, трагизм конечности земного существования, и, одновременно, даруя надежду, веру в жизнь вечную, катарсис.
Перевёл Нестеренко Борис.
Сентябрь – ноябрь 2006г.      



«И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1, 27)

Весь Универсум – это я,
Весь мир объемлет мысль моя.
Сквозь бездны Космоса стремится
Алмазной светоносной птицей
Она к пределам бытия,
Чтобы и их преодолеть,
Чтобы отринуть слово «смерть».

Я – Божий лик, мой вещий зрак
Насквозь пронзает вечный мрак,
И мысль одна в мозгу язвится
Стальною раскалённой спицей,
Мне подавая тайный знак:
Я – Божий образ и подобье
И не лежать мне под надгробьем…

Пусть распадусь я на корпускулы,
Пусть мои нервы, кости, мускулы
В земной утробе растворятся,
В природе газом испарятся–
А я по слову Иисусову
Земной кончины не страшусь.
Я не умру. Преображусь.

У Павла к Римлянам написано:
Мы – не умрём. И эта истина
Сквозь все напасти и поветрия
Сияет два тысячелетия,
Нам возвещая дар немыслимый
Небесной радостною вестью:
Христос – воскрес, и мы – воскреснем!

октябрь 05


Рецензии