Гл. 19-1. Железная дорога Благодарный - Буденновск

НА ФОТО: Бригадир комсомольско-молодежной бригады СМП-334 Владимир Афонин. 1986 год. Город Благодарный.

ФОТО Н.И. Сидорова.

***

Глава 19 - 1 из книги «Солнце в зените».

Железную дорогу «Буденновск – Благодарное» начали строить в 1939 году.

В подтверждение этого приведу официальный документ, постановление бюро крайкома ВЛКСМ «О шефстве над строительством Невинномысского канала и железных дорог края» от 25 апреля 1939 года.

«…Учитывая большое народнохозяйственное значение строительства Невинномысского канала «Кубань – Маныч» и строительства новых железных дорог (Баталпашинск – Микоян-Шахар (Карачаевск), Буденновск – Благодарное, Ворошиловск – Невинномысск), бюро крайкома ВЛКСМ постановляет:

1. Взять шефство Орджоникидзевской комсомольской организации над строительством Невинномысского канала «Кубань – Маныч» и строительством железных дорог (Баталпашинск – Микоян-Шахар, Буденновск – Благодарное, Ворошиловск – Невинномысск).

2. Обязать Черкесский, Карачаевский обкомы и Невинномысский райком ВЛКСМ развернуть на строительстве массово-политическую работу среди комсомольцев и молодежи.

Повести решительную борьбу за укрепление трудовой дисциплины, организацию труда, повышение производительности труда.

Возглавить социалистическое соревнование пятилетки, мобилизуя всех рабочих, служащих и ИТР на большевистское выполнение и перевыполнение планов и графиков строительства…

Секретарь Орджоникидзевского крайкома ВЛКСМ Васильев». (Л 39)
 
Выполнению грандиозных планов социалистического строительства помешала начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война.

И вот, через сорок пять лет, в третьем квартале 1984 года строительство железной дороги «Благодарное – Буденновск» началось.

***

На строительстве дороги работали коллективы строительно-монтажных поездов СМП-205, 169, 334 треста «Орджоникидзетрансстрой».

На участке «Станция Благодарное – Станция Бурлацкая», подконтрольном Благодарненскому райкому партии, дорогу строил участок №3 СМП-334.

    Полтора года строили дорогу медленно, но в середине 1986 года на нее обратили внимание. Для этого были две веских причины:

    Первая. Приближался большой  юбилей – 70 лет Великому Октябрю. И железнодорожникам и краю нужны были красивые трудовые подарки и рапорты о победах к празднику.

    Вторая. После пуска участка «Благодарное – Буденновск» перебросить строителей на участок железной дороги «Песчанокопская – Передовая».

Сконцентрировать на этом объекте силы и средства с тем, «…чтобы в 1988 году завершить сооружение объектов первой очереди и открыть рабочее движение на участке Песчанокопская – Красногвардейское, а в 1989 году – до станции Передовая». 

Цель строительства: связать село Привольное – малую родину Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева со столицей страны – городом Москвой.

***

       В мае 1986 года в Благодарненском райкоме партии состоялось совещание краевого штаба по руководству строительством железной дороги «Благодарное – Буденновск», важной ударной комсомольской стройки.

Открыл совещание заместитель председателя крайисполкома И.С. Брагин.

Были заслушаны отчеты заместителя начальника Ставропольского отделения Северо-Кавказской железной дороги по строительству Б.Д. Бинштока и управляющего трестом «Орджоникидзетрансстрой» М.А. Баркинхоева.

На совещании выступили первый секретарь Благодарненского райкома партии В.Е. Лесниченко, начальник Северо-Кавказской железной дороги Ф.М. Котляренко и другие. 

Валентин Егорович Лесниченко настаивал на том, что наряду с укладкой полотна и строительством производственных объектов, не следует затягивать строительство железнодорожного вокзала и жилых домов.

Из двух запланированных, начать строить в этом году первый 60-ти квартирный дом.

Начальник Северо-Кавказской железной дороги Ф.М. Котляренко отметил, что руководством района многое сделано для создания нормальных культурно-бытовых условий работникам, занятым на стройке.

   Об этом говорил и прораб участка СМП-334 О. Комаровский: «…Для рабочих созданы хорошие жилищные условия. Несемейные рабочие  занимают общежитие, где к их услугам – газ, вода.

Для семейных рабочих и специалистов имеются отдельные благоустроенные домики. Решены вопросы с питанием, обеды для рабочих доставляются из кафе «Мелиоратор».

Еженедельно на участок приезжает автолавка с промышленными и продовольственными товарами. Не забывают нас и работники Домов культуры.

Перед рабочими выступили агитбригады Благодарненского, Александрийского, Сотниковского ДК. Приезжали с концертом студенты из Болгарии. Такое внимание нас радует». 

В то время на строительстве работали всего две бригады, 45 человек.

В бригаде строителей, которой руководил Н.Д. Ковалев, хорошо работали В.Ф. Ярных, Н.В. Победин, братья – Сергей и Владимир Орловы.

В бригаде путейцев Н.Д. Подопригоры  высокой выработки добивались рабочие М. Коропов и А.Б. Грипич.    

На совещании прораб Олег Комаровский говорил о проблемах строительства: «…Участку нужна техника, строительные материалы, трудовые ресурсы.

Общую численность рабочих надо, как минимум, увеличить в два раза. Только при таком условии будет обеспечен нормальный ритм производства, выполнены планы и социалистические обязательства по досрочному пуску дороги».

    Штабом были намечены меры по ускорению хода строительства, как самой дороги, так и производственно-технических и социально-культурных объектов.

Приняты обязательства: освоить в 1986 году 11 млн. рублей при плане - 8,5 млн. рублей.

На заседании майского штаба я не присутствовал, так как работал директором совхоза «Новый», а вот в дальнейшем участвовал во всех важных мероприятиях по строительству и открытию железнодорожной линии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

2010 г.     г. Благодарный   


 


Рецензии
В те времена железнодорожные перевозки считались наиболее эффективными и по скорости доставки грузов и небольшой стоимости. Сейчас перевернулось сног на голову. Автомагистрали перегружены, ж/д - наоборот.
С уважением!

Геннадий Захаров   06.06.2011 15:31     Заявить о нарушении
Добрый день!
Спасибо!
Нам без железной дороги не обойтись!
Сто тысяч тонн зерна надо вывезти в другие регионы.
Удобрения завезти - объемов не знаю!
Работает крупнейший на ЮГЕ птицекомбинат. Продукцию отправляют вагонами в крупные города!

Хотя некоторые объекты инфраструктуры ЖД, построенные в те годы - порушены.
Так как некоторые службы ликвидировали или перевели в другие города, укрупнили!

Владимир Пузиков   06.06.2011 15:48   Заявить о нарушении