Ещё минута и... смерть!

Ещё минута и …. Смерть!   


       Это случилось в начале сентября 1981 года. По указанию сопровождающего работника Нижегородского аэропорта пассажиры заняли указанные в билетах места.
-  Уважаемые товарищи пассажиры! Наш самолёт Ту-154 следует рейсом Нижний Новгород – Куйбышев. Командир корабля пилот первого класса Виталий Дмитриевич Скоробогатов и экипаж желают Вам приятного полёта. Прошу пристегнуть ремни и не покидать своего места до полного набора высоты. Полёт будет проходить на высоте 10 тысяч метров.
   Пассажиры послушно пристегнулись ремнями, понимая, что полёт на самолёте – это не прогулка на катере или езда на поезде. Бортпроводник обошла пассажиров, проверила исполнение пассажирами просьбы и вернулась на своё место.
-   Товарищи пассажиры сейчас будет предложены напитки.
    По разрешению диспетчера руления Виталий Дмитриевич Скоробогатов вырулил на исполни-тельный старт и самолёт начал разбег. Когда скорость самолёта достигла 310 км/час самолёт начал подъём, нос корабля приподнялся, автоматически включилась система регистрации параметров полёта самолёта МРСП-64, продублировав ручное включение регистрирующей системы. После набора высоты и выхода на маршрут, некоторые пассажиры привычно отстегнули ремни, откинули спинки сидений и занялись своими делами. Кто читал книгу, кто разговаривал с соседями, кто решил поспать.
    Для командира и экипажа, как и для любых других специалистов, существует специальное руководство на производство полётов. Оно обеспечивает последовательность операций, выполняемых каждым членом экипажа, и обеспечивает безопасность полётов. 
    Скорость полёта достигла 850 км/час. Командир В.Д. Скоробогатов передаёт управление самолётом второму пилоту, который вводился командиром самолёта Ту-154. Тем не менее, командир корабля строго следил за действиями второго пилота, готовый в любое время вмешаться в управление полётом. Полёт проходил нормально. В.Д. Скоробогатов включил автопилот и сказал второму пилоту, что проверит состояние салона и пассажиров, и вышел из кабины. Через некоторое время он вернулся на своё место.
   На высоте 10 километров бортинженер Прончатов Владислав включает тумблер “Резервное питание”. Дальнейшие события оказались полной неожиданностью: произошёл завал авиагоризонта, перекладка рулей высоты, нос самолёта резко опустился и самолёт под собственной тяжестью  в нескольких сотен тонн и тяги двигателей устремился к земле. Скорость превысила звуковую. Командир, стюардессы и несколько пассажиров поднялись над полом и оказались в состоянии невесомости. Ещё несколько минут и … смерть. Секунды экипаж находился в растерянности. Главный штурман ГОАО, проверявший работу штурмана самолёта, прощается с землёй, бортинженер пытается вернуть тумблер, вызвавший завал авиагоризонта и перекладку рулей высоты. Однако результат по выведению самолёта из аварийной ситуации не дал положительного эффекта. Автоматика заблокировала действия ручного управления, так как в работу вступил автопилот. И командир самолёта В.Д. Скоробогатов принял единственно правильное решение – перейти на ручной режим управления, то есть отключить автопилот. Но для этого необходимо было расцепить рулевые машинки с рулём высоты и переключить управление непосредственно со штурвала на рули высоты. Плавая в кабине, командир дотянулся руками до штурвала, подтянул тело и сел в кресло, поставил ноги на педали управления и, упираясь ногами о педали, потянул штурвал на себя, пытаясь преодолеть усилия рулевых машинок, связывающих руль высоты со штурвалом. Виталий Дмитриевич преодолел тяговое усилие в 75 кГм*м, разорвал механическую связь рулей высоты с рулевыми машинками. Автопилот отключился, и самолёт перешёл на ручное управление. Напрягая все мышцы тела, рук, ног, спины и живота, огромным напряжением всех сил и с помощью гидроусилителей вывел рули высоты в горизонтальное положение, и самолёт почти у земли перешёл в горизонтальный полёт, проседая на сотни метров вниз. Остаётся принять последнее решение. Своевременно командир доложил диспетчеру управления полётом  на землю о случившемся, с разрешения пошёл на посадку аэропорта взлёта. На взлётную полосу прибыли пожарные машины, скорая помощь и командование ГОАО. Когда экипаж вышел на землю, то этих людей, мужественных и привычных ко всяким неожиданностям, поразило состояние самолёта. Самолёт представлял собой гофрированную трубу, к которой прикреплены гофрированные крылья.
    Прибывшая комиссия выявила серьезные замечания со стороны экипажа и завода, на котором проводился ремонт самолёта:
-   среди имеющихся в эксплуатации самолётов Ту-154 на территории СССР были выявлены ещё шесть самолётов, прошедших ремонт на ремонтном заводе ГА, в которых были реализованы три несовместимые системы электроснабжения.
    Несмотря на героизм, В.Д. Скоробогатова был наказан. Бортинженер переведён на временные работы в цех трудоёмких регламентов. Уволены несколько человек на ремонтном авиазаводе.


Рецензии