Забивной голубятник
Одним из увлечений Юрия, кроме футбола, были голуби. Откуда оно взялось Геннадий Иванович не может пояснить, но голубям Агиенко уделял тоже много внимания. Хотя не особенно выглядел атлетом, в нападении иногда мог сотворить такое, что маститые защитники чесали «репу» после его проходов…
В 51-м он уже игрок Тюменского «Локомотива-2» и становится победителем Первенства города во 2 группе вместе со своим другом – Геной Хомутовым. Фото этих победителей – на станице «Тюменского курьера» от 18 марта 2011 года (www.tm-courier.ru). В это время эти друзья работают в Дистанции связи Тюменского отделения Свердловской железной дороги монтёрами связи. Чего в той работе для них было важнее – больше сделать, или вовремя, к играм вернуться с перегонов – история умалчивает. В связи с этим событием Геннадий Иванович вспоминает курьёзный случай при награждении победителей этой самой второй группы – «Локомотива-2», который сотворил тогдашний председатель городского комитета физкультуры товарищ Башкиров. Ничего лучше не найдя и не придумав, сей начальник Тюменского городского спорта вручил победителям – пацанам в большинстве, в качестве призов – вы не поверите – портсигары! Для тех, кто не знает что это такое, поясню – это такая металлическая раскрывающаяся коробочка для хранения и переноски… папирос (сигарет) в кармане. Это был приз молодым футболистам!
Затем Юрий Агиенко выступает в первой команде «Локомотива» на первенство города и области, и забивает, забивает мастерски. В этой команде он запечатлён на фотографии в газете от 31 марта.
Вернувшись из Советской армии, Геннадий Хомутов друга не застал – тот ещё служил, причём в Северной Группе Советских войск в Польше, где, конечно же, выступал за сборную этой самой группы, причём очень удачно. Настолько, что после службы домой не вернулся, а был в 1958 году приглашён в команду класса «Б» - «Металлург» Красноярск. Там он проявил себя как нападающий, умеющий «делать игру», если ему оказывалось доверие. Но с этим делом, как видно из данных статистики, полученных от нашего главного по этой части – Николая Фигурова, были проблемы. Юрий играл довольно редко, но… метко: в сезонах 1959, 1960 и 1961 года он забил 16 голов.
Есть сведения, например, о том кому именно он забивал в 1959 году (22 игры): «Металлургу» Сталиногорск – 1, «Сибэлектромонтёру» Томск (предшественник нынешней «Томи») – 2, «Иртышу» Омск – 1, и «Урожаю» Барнаул – 1; всего пять. Кажется, что не много. И сейчас уже ни у кого не узнать, в чём было дело: но есть мнение, что парню не в полной мере доверяли. Кстати, в это время, по непроверенным сведениям, Юрий Агиенко заводит в Красноярске семью – есть даже его домашний адрес, но на мои запросы оттуда ни разу не было ответа…
Так или иначе, но по приглашению старшего тренера Тюменского «Геолога» Мизинова в 1962 году Юрий Агиенко прибывает в родной город, как бы уже «легионером», из Красноярской команды. Видимо, в надежде на то, что тут, на родной поляне, ему окажут большее доверие. В принципе, так и случилось: нападающий Агиенко выступал в родном городе целых три сезона – с 1962 по 1964 годы. Играл много – не менее 26 игр в сезоне, забивал многим командам: Кирову, Каменску-Уральскому, Кемерово, Зеленогорску. Всего его «урожай» за команду родного города (с 1964 года – «Прибой») – 18 голов! Таким образом получается, что за время своей профессиональной карьеры Юрий Агиенко (детское прозвище – малопоэтичное – «Козёл», за прыгучесть и вредный характер) «наколотил» в ворота соперников 34 гола!
Теперь немного о прозе его судьбы. Юрий не остался в родном городе – вернулся в Красноярск. Его поиски пока не дали никаких результатов, кроме ответа болельщиков о том, что его местонахождение не известно. Слава Богу, что у кого-то там нашлась личная карточка футболиста с фотографией – иначе не было бы и такого, плохонького портрета этого незаурядного нападающего. Так бывает и с теми, кто никуда не уезжал из Тюмени. Я считаю, что мне ещё очень повезло, что имеются такие обширные сведения об этом футболисте, и мы можем о нём узнать хотя бы что-то. Бывает гораздо хуже…
Думаю, что стоит сказать, что Ю.А. Агиенко не был особенно «своим парнем» - это был человек со сложным характером - любитель подшутить, иногда едко, «уколоть». Не все в команде понимали его шуточки. По словам вдовы коллеги Юрия – нападающего В. Токарева – Валентины Токаревой, это был очень самолюбивый, даже слегка самовлюблённый человек. Иногда вёл себя просто нахально по отношению к своим товарищам по команде. Она же утверждает, что поэтому его в коллективе не слишком уважали… Сколько людей – столько и мнений…
Да – все эти наши мастера прошлого, начального периода становления Тюменской команды мастеров, были личностями. Со всеми недостатками и положительными моментами в своих характерах. Но они были командой, а Юрий Агиенко – забивал. Т.е., выполнял свои прямые обязанности на поле, и выполнял здорово! Чем и заслужил право на добрую память о нём у Тюменских футбольных болельщиков.
Свидетельство о публикации №211040300800