Дафнии

      

      Витька Матреночкин был также неказист и тщедушен с виду, как и силен духом. Казалось, его энтузиазму не будет конца. По своей инициативе он развел дома  аквариумных рыбок. Кота Тимофея, пытавшегося поймать лапой меченосца, Витька на неделю закрыл в погребе. Тимофей сначала орал как вепрь, а потом смирился с потерей свободы и переловил всех живых существ в подземелье.


     Витька! Где кот? – кричала на Витьку мать. – Зачем ты его в подвал посадил? Сейчас же выпусти!
     -Ладно, –  покорно соглашался Витька, нехотя плелся к погребу и выпускал кота.

     - Сходи сегодня за дафнЯми, – услышал я новое слово из уст тети Маши, – сходи, сынок, пока светло.
Витькиными рыбками увлеклась вся семья.  Даже его отец, дядя Вася, мог отставить в сторону бутылку водки, если ему нужно было идти за дафнями. Досталось хлопот с аквариумом и  другим детям. Младший брат Сергей носил воду для замены, а старшая сестра Витьки, Галка,мыла аквариум.


      Дафнии водились в зловонных лужицах полупересохшей речки Колпатки. Годы стерли в моей памяти, впадала ли речка в Калпатское озеро, или она из него вытекала. Только летний зной нещадно иссушивал Колпатку, оставляя дафниям небольшие лужицы, а их ловцам увеличивая шансы на удачу.


     -Держи кастрюльку, – командовал мне Витька и высыпал кишащую мелкую красную тварь из сачка в кастрюльку.
      -Ты аккуратнее, смотри под ноги и прыгай с камня на камень, – учил меня дядя Вася, когда я почти по колено одной ногой провалился в вонючую жижу.


      Мелкие рачки-дафнии своим видом напоминали красную лососевую икру, только в значительно уменьшенном виде. Вскоре кастрюлька наполнилась, и дядя Вася, изрядно успев соскучиться по стопке водки, распорядился прекратить это, не очень приятное занятие.


      Дома мы разложили дафней на фанерном листе для сушки, а небольшую часть Витька скормил рыбкам. Кот Тимофей, как будто почувствовав возможность поживиться, крутился возле аквариума, подняв хвост трубой и ласково мурлыкая.


      Я долго тер кирпичом пахнувшие рыбой руки и мыл их под холодной проточной водой из крана во дворе. Потом  пил горячий чай, грея о стакан руки и, наблюдая, как рыбки выпрыгивали из воды, хватая на поверхности воды дафней, прилипших к пузырькам воздуха. Нелепые шлепки падающих обратно в аквариум рыбок о поверхность воды привлекли внимание и кота Тимофея.


      Вместе со мной Тишка наблюдал за поведением рыбок в аквариуме, каждый раз сопровождая головой выпрыгивающих рыбок. Стоило мне отвлечься, как кот лапой смахнул одного карасика с траектории и, радостно замурлыкав, хрустнул рыбными косточками. В воздухе комнаты запахло рыбным запахом.


     - Ах, ты, негодник! Холера ты этакий! Разбойник мерзкий! – закричала тетя Маша на Трифона. А кот, довольно мурлыкая, терся о ее ноги.
Мне стало жалко карасика, и я прогнал кота на улицу. А рыбки? А рыбки продолжали прыгать, вылавливая новых и новых дафней, поднимающихся с пузырьками воздуха на поверхность.

     - Потери они явно не заметили, Витька сначала огорчился случившемуся, а потом позвал меня на улицу. Мы вместе с ним соскребали ножами с фанерной разделочной доски для рыбы высушенных дафень и укладывали их в коробочку.


      -Вот теперь рыбкам пищи хватит на всю зиму, – довольно подвел итог нашему занятию счастливый Витька.


Рецензии