Пастух на один день

      Мы иногда недооцениваем  людей, их личные качества. Вот и наш плотник Николай Иванович* – в душе художник. Только не дают размаху его широкой и разносторонней натуре. Он очень многое может. Приходилось в детстве ему и корову пасти. Мне это искусство знакомо, поэтому его рассказ меня сильно не удивил, только напомнил мне эпизоды моего детства.


     Пастух – не профессия, пастух – это как оброк. Приходилось мне самому не раз нести этот крест и мне вполне понятно чувство, которое испытал Филя, когда услышал теткины слова:
 –  Ты завтра, Мыкола, погонишь корову на выпас, а поэтому ночувать будешь у мэни. Мый ноги и ложись,  бо завтра рано вставати, у шесть утра.


      Это  распоряжение тетки прозвучало для Коли, как приговор.-У нас на Украине у всех перины та-а-к-и-и-е-е,–молвил Николай Иванович, разводя широко руки. -Бани не у всех, а перины у всех,–вставил я.
–Да, там у каждого перина, – подтвердил Коля.
«Вот,–подумал я,–кто в мире больше всех уток поедает. Сколько же надо съесть уток, чтобы сделать такую перину?»


      Николай Иванович продолжил свое повествование: -Ну, так вот. Лег я  в постель, а перина подо мной прогнулась, обволокла меня всего, поглотила и надо мной сомкнулась. Лежу и думаю, как бы не обоссать таку дорогу вещь. И сразу представил, каким будет теткино лицо, если я нечаянно не стерплю.

 
     -А сколько же тебе лет тогда было? – спросил его я.-Да, наверно, лет десять, прикинул он.-Ну, в общем, я лежу и думаю, как бы не обоссать теткину перину, и сон не шел ко мне. Долго очень не мог заснуть. А потом как-то сразу уснул, и снится мне, что иду я в огороде в туалет и, так запросто, как наяву…расстегиваю штаны, а писать очень хочется. Ну, и я с таким удовольствием расстаюсь с содержимым мочевого пузыря... Внизу сразу такое приятное ощущение –  облегчение, и вдруг, я просыпаюсь, и меня постепенно, по мере ощущения холода мокрой перины, охватывает ужас,- продолжил он дальше.


      Николай Иванович сразу представил желтое мокрое пятно в разводах размером с крышку круглого
теткиного стола и её расстроенное лицо, и ему показалось, что сделает тетка что-то ужасное.

     Что? Он еще не представлял, но ему думалось, что тётка сделает что-то очень необычное и поэтому очень пугающее.-продолжал свой рассказ Коля.

     -Утром я, конечно, забыл про завтрак. Тихо, как мышка, вылез из-под одеяла. Прямо на мокрые трусы натянул шаровары, надел рубашку и, хлебнув вчерашней  заварки прямо из заварного чайника, да сунув кусок хлеба в карман, стремглав вылетел из хаты, а затем и со двора, выгоняя впереди себя коров.


      - Коля- сынку,  если увидишь мою Лыску, шо вона будэ в горох лiзти, ты на нее гаркни, да палкой вдарь, – пропела ему вдогонку теткина соседка бабка Марыся.


      До обеда день прошел быстро. Колька  незаметно съел хлеб из кармана. И вторая половина дня пролетела незаметно. День неумолимо приближался к вечеру. Был  какой-то животный страх от ожидаемой расплаты за содеянный грех. Этот случай иначе, чем как грех, Коля тогда не воспринимал. В нем одновременно боролись голод, чувство вины и ужас от тёткиного наказания за совершенное.


     -Я помню, что хотел всячески оттянуть время возвращения к тетке домой, –продолжал Николай свое повествование. Ему тогда было не понять, что никто не властен над временем, и оно неумолимо приближало его к встрече с тётей. Мокрую перину он представлял сохнущей на проволоке, и она белой пеленой стояла у него перед глазами.


      -Я огородами подогнал корову к дому и впустил ее в ворота, намереваясь слинять,–излагал Коля историю дальше. Перину, как и ожидал, я увидел висящей на проволоке. Пятно только было несколько больше, чем представлялось. А тут и тетка появилась с палкой в руках.


     -Заходь, заходь, Коля, – напевно протянула тетка.
«Э-э-э-э…нет»,–подумал я.
Николай Иванович улыбнулся и продолжил:-Я решил не пойду добровольно на экзекуцию. Лучше спрячусь в траве, да пережду гнев тетки. А в брюхе урчит, в желудке сосет, но лучше голод, чем стыд.


     -Коле представилось…Темный, холодный вечер, ощущение мокрых трусов… и щемит в груди от величия мира и ощущения в нем себя маленькой, никому, кроме тетки, не нужной песчинкой. И так ему было от этого горько!

     Он присел в траве, прислонился к кочке и почти заснул, как теткин голос разбудил его: -Коля, сынок, иди, борщ стынет. Ее добрый голос внушил пацану доверие, и он вышел к тетке, держась стороны противоположной руке с палкой.

    А тетка, выгнав палкой гусей из огорода, поставила ее в угол у умывальника и помыла руки из рукомойника и пошла к дверям. Они зашли в хату. Тетка вытерла руки о фартук и подала Коле тарелку вкусно пахнущего борща:- Как ты мог подумать ? Я же говорила, сходи, пописай, а ты? – незло упрекнула тетка Филю.
    
 -Подвел ты меня своим саньем. Сегодня гости должны приехать, куда же я их теперь положу?

     При этом она достала большое гусиное яйцо и сделала яичницу з салом на всю сковороду. Потом тетка принесла кружку вкусного компота с большим куском мягкого белого хлеба.

     У-у-у-ф,–издал Коля, трубный звук, отвалившись от стола. Обращаясь к тетке, он сказал: -А я как увидел тебя с палкой, сперва  было подумал, что ты меня за перину лупить будешь.

      -Шо тЫ! Шо ты! Дытыну? Як так можно?- Взволновано молвила тетка.
-Уже не помню, чем закончилась наша беседа с теткой,–завершил свое повествование Коля,–но я еще часто вспоминал мой грех с периной при виде сохнущего белья на проволоке и деревенской тетки с палкой.


03.04.2011г.    г.Мурманск

.Базюк Николай Иванович- работал в моих фирмах разнорабочим. На работу его я взял по просьбе завскладом РСУ Мурмансого рыбного порта -Максимовны. Коля был мастером на все руки.

.


Рецензии