Наша церква не хуже других

из рассказа прадеда
 
Так говаривали в старину доброхоты, жертвуя на храм. Все прихожане любили свою церковь, даже гордились красивым и дорогим облачением попа, украшением своей церкви, богатыми колоколами.
Гордились голосистым дьяконом и хорошим церковным хором, и все это организовывали, добивались. Вот в соседнее село заказали и привезли колокол 400 пудов. И вот наши позавидовали, постановили: во что бы то ни стало заказать колокол 450 пудов, доказать, что мы тоже не лыком шиты.
Пригласили, и приехал подрядчик. Посмотрел положение на месте, договорился с обществом, дал чертежи приготовить козлы. Церковь была деревянная - такую тяжесть не выдержит, а нужно было отдельно повесить на козлы.
А доставить? От железной дороги до села по большаку километров 9-12. Но дорога только по низким местам сделана как небольшая насыпь, а в остальном обыкновенный просёлок грунтовая дорога.
Договорились везти силами народа. Летом 1912 года колокол и доставили на платформе вагона, к этому времени изготовили повозку под колокол: тяжелые дубовые дроги, колеса толстые, дубовые чурки для осей оковали железом, как было указание, и доставили к месту погрузки на лошадях в разобранном виде.
На месте погрузки собрали повозку и погрузили колокол. Повозка весила 150 пудов и колокол 450 пудов, итого 600 пудов, груз был большой. В назначенный день в воскресенье собрали людей в своем селе, а дворов было 450, всех мужиков и много было трудоспособных женщин, попросили помощь с соседних сел.
Люди отозвались, почти все трудоспособные мужчины пошли, откуда-то привезли и привязали 12 канатов метров по 200. Народ берётся по команде за канаты и тянет.
Впереди процессии идут монахи, поют молитвы, а народ тянет. За повозкой все время шли три подводы со смазочным материалом, и все время дёгтем мазали оси повозки, а на остановках мазали капитально.
Всей этой процессией руководил поп. Он ехал на повозке сзади. Особенно, когда была слабая грунтовая дорога, было тяжело везти. Тогда на колокол забирались два-три хороших горлопана и кричали народу – «Давай-давай!!».
Из-за тяжести и дороги делали остановки для передышки, и люди переменивались. На больших привалах народ угощали водкой по стопочке, тут уж сзади шли несколько подвод и везли водку. Закусывать каждый должен был свои продукты иметь.
Но вот дело пришло к вечеру, и осталось немного расстояния. Пошли по влажным лугам, и колокол с повозкой порядком завяз. Как горлопаны ни кричали «Давай-давай!!!!», сколько ни пели монахи, а дело остановилось.
Тогда один из хороших песенников подходит к попу и просит: «Батюшка, разрешите спеть «Дубинушку» и как вытянем, пообещай по стакану водки». Попу пришлось пойти на такие условия..
Вот быстро огласили условия, запели «Дубинушку» - «Во, зеленая сама пойдет, подернем да ухнем», - и колокол подчинился народу - вытащили, только след остался на долгие годы. Что касается смазки, дегтя все же не хватило, осталось каких-нибудь метров двести, оси повозки погорели и поломались, но народ на палках повозки все же колокол к месту принезли.


Рецензии