Легенда о Быковой Горе
Род Нарышкиных возвысился при царе Алексее Михайловиче, породнившись с царской семьей через Наталью Нарышкину, которая стала матерью Петра Великого. С тех самых пор Нарышкины всегда состояли при дворе на царской службе.
К XVIII – XIX векам разросшийся Нарышкинский род владел вотчинами в Шацком, Моршанском, Козловском и Кирсановском уездах Тамбовской губернии. Со временем многие земли были для носителей этой фамилии потеряны. Так, в 1850-х годах они продали Пашкову самое крупное имение Каменку в Моршанском уезде, а после смерти Сергея Кирилловича Нарышкина вотчины Борки и Кермись в Шацком уезде перешли к его племяннику Башмакову. Однако в том же Шацком уезде, (теперь Рязанская область) оставалась еще Быкова Гора, принадлежавшая Эммануилу Дмитриевичу Нарышкину.
В каком году на Горе начали строить дом-замок, сейчас, не располагая документальными материалами, пока сказать сложно. Очевидно, Эммануил Нарышкин построил его для своей первой жены Екатерины. Известно, что к началу 1870-х годов дом на Горе уже существовал, а в 1870 году построили быковогорскую церковь, освященную в честь святой великомученицы Екатерины. По воспоминаниям современников она была «небольшая по размеру», имела «красивую архитектуру снаружи и благолепное украшение внутри, дубовый резной иконостас, изящные рисунки икон высокой художественной работы».
После смерти первой жены Эммануил Дмитриевич женился вторым браком на Александре Николаевне Чичериной, которая позже, в 1882 году, сделалась последней хозяйкой Горы. Лишившись супруга в 1900 году, Александра Нарышкина приезжала сюда летом и осенью. Жила уединенно, в окружении слуг, однако деятельная, кипучая натура ее не терпела покоя, а жаждала деятельности. Наверное, этот лесной край (от Выши до Шацка лес так и называли Нарышкинским) преобразился под ее влиянием, и свет с Горы проник в самые темные уголки его.
Удивительным и необычным кажется сейчас: разве может один человек столько сделать, сколько сделала хозяйка Горы? Судите сами. Вот Никольский Черниев монастырь – самый древний в губернии, известен с 1573 года, с 1912 года женский. К его западной стене примыкает добротное, красивое двухэтажное здание из красного кирпича – средняя школа, а в 1912 года – мастерская и приют для девочек, устроенная на средства Нарышкиной. В 1913 году в Шацке открывают епархиальное женское училище, и Александра Николаевна становится его почетной попечительницей, обеспечивает бедных воспитанниц калошами и ботинками, присылает в училище с Быковой Горы две коровы. На ее средства строится церковная школа в селах Эммануиловке и Желанном. Она жертвует на Вышинскую пустынь и даже хочет устроить там больницу. Саму Гору Александра Нарышкина обустраивает как рачительная хозяйка: к 1917 году открыты четыре промышленных заведения, построены 106 жилых и 46 нежилых построек, разведены стада коров и лошадей.
Все сведения о Быковой Горе и ее хозяйке хранятся в Тамбовском архиве, но нашим современникам они почти ни о чем не говорят, – просто информация, и только. Даже само существование загадочной Быковой Горы порой вызывает сомнение.
Мысль посетить Гору, пришла в голову следопытам из исторического клуба «Скимен». В июле 2003 года шестнадцать человек высадились в Новотомникове, чтобы начать «восхождение» на Гору. Шесть дней ушло на то, чтобы добраться до нее через поля и леса, форсируя небольшие реки и переправляясь через заросли осоки и камыша. Особенно тяжелым выдался переход от Черниева до Борков, когда шли почти весь день под палящим солнцем, пытаясь обойти многочисленные в тех местах оросительные каналы. Да и участок от села Ялтуново через лес оказался тяжелым, так как даже сами местные жители не смогли указать точную дорогу на Вышу – пришлось идти, что называется вслепую. Но все трудности остались позади и, добравшись до Вышинской пустыни, мы воспользовались гостеприимством монахинь, переночевав в одном из корпусов монастыря.
Нынешний хозяин Быковой Горы – Вышинский Успенский женский монастырь. Он обустроился здесь еще в начале 1990-х гг., но лишь недавно часть монахинь-сестер начала перебираться в саму пустынь.
В Выше невольно вспомнились сведения о том, что в сентябре 1886 года сюда приезжали великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной и братом – великим князем Павлом Александровичем. Они гостили у Нарышкиных и 13 сентября с Быковой Горы пешком ходили в пустынь. Мы повторили в точности их путь от моста, полем через сосновый лес, от которого, собственно, и начинается подъем на Гору.
Сама барская усадьба расположена на вершине горы, которая как будто обрывается к берегу реки Цны. Дальше, до самой реки, простирается широкий луг. Отсюда открывается великолепный вид на усадебный дом, темные контуры которого виднеются на фоне буйно разросшегося парка. Дом и вправду представляется небольшим деревянным замком о двух этажах, с одной башенкой, двумя балконами-лоджиями и глубоким каменным подвалом. Он неплохо сохранился, хотя совершенно открыт и любой желающий может войти в него.
Большие комнаты с облупившимися стенами еще хранят память о бывших хозяевах дома. Ведь вещи и предметы при желании могут «говорить». Так и кажется, что вот сейчас перед подъездом остановится коляска с молодыми князьями и княжной, только что вернувшимися из Выши, где ласково были приняты настоятелем – архимандритом Аркадием (он, кстати, до конца жизни хранил в своей келье подаренные ими портреты). Или неторопливо подъедет возок с тамбовским архиепископом Кириллом (Смирновым), посетившим Быкову Гору в 1913 году, чтобы отслужить литургию в быковогорской церкви и панихиду по Эммануилу Дмитриевичу (в тот год отмечалось 100 лет со дня его рождения). Все эти личности – часть легенды о Быковой Горе, которая, будто тихая, едва уловимая песня, слышится в шуме листвы, в вое ветра и щебетанье птиц – легенды об иной реальности, об ином мире, где жили иные люди непонятной нам жизнью. Ничего от них не осталось, только, быть может, фотографии, обрывки каких-то рукописей, дневников – всего того, что интересно порой бывает лишь одним историкам. Но странно! Попадая в этот уголок, ты как будто ощущаешь их присутствие во всем: быковогорский дом снова наполняется жизнью и на мгновенье, пусть на мгновенье, ты начинаешь понимать реальность иной, ушедшей эпохи, как будто чувства и мысли тех людей остались здесь, в доме-замке.
Мы провели на Горе один день и ночь.
Ночью, когда уснули самые младшие участники похода (с нами было 12 подростков), трое взрослых покинули комнаты и пришли на полянку перед усадебным домом. С того места была видна Цна, огни соседней деревушки Николаевки и часть парка, за которым проглядывался черный силуэт усадьбы Нарышкиных. Мы разожгли костер и долго обсуждали перипетии прошедшего похода: что удалось узнать и понять, что нет, какие самые яркие впечатления почерпнули, и как здорово было бы совершить куда-нибудь экспедицию в следующем году. Над нами, в ночном небе, мерцали звезды, плыли темные облака, и слабый ветерок шелестел в листьях деревьев. Стал накрапывать дождь. Мы забросали костер песком и отправились спать. В ту ночь нам снились новые дороги, леса и села. Нам снились будущие странствия по безбрежным просторам России, которая скрывает много сказочных мест…
2006 г.
Свидетельство о публикации №211040401328
Владимир Репин 04.04.2011 20:03 Заявить о нарушении
Олег Лёвин 05.04.2011 08:51 Заявить о нарушении
Владимир Репин 05.04.2011 15:20 Заявить о нарушении