Антиготический манифест. 2005

(публикуется с сокращениями)


В не столь уж далеком 2005-м автор имел удовольствие примкнуть к комьюнити Antigothic.ru, ныне почившем… Спустя год все тот же автор, пребывая в тоске по небывалому, сочинил нечто вроде «манифеста» «антиготического движения»… Поскольку по сути своей являлось «антагонистом» легендарного Gothic FAQ, размещенного на RGP, назван он был, соответственно,

ANTIGOTHIC FAQ
...............
Читать который, возможно, тяжко, скучно и нудно, но, как говорится, для истории:

Вместо эпиграфа

Место действия: некий заполошный продуктовый ларек. За прилавком беседуют две молодые продавщицы: плечи в татуировках, лица в железе. Тематика беседы: музыка, тряпки, татуировки. В дальнем углу ларька, на ящиках с каким-то добром угнездилась хмурая девочка лет семи-восьми. Скорее всего, это младшая сестра одной из девиц. Девочка самозабвенно рубится в тетрис… Одна из продавщиц, прервав интеллектуальную беседу, поворачивается к девочке и, смеясь, спрашивает ее: "А ты, Ленка, что ж у нас немодная такая? Ни одной татуировки! И даже уши не проколоты". Не отрывая глаз от экрана своей игрушки, девочка отчетливо произносит: "Это не мода, это – ДУРЬ".

Вступительная часть
(ибо слово "введение" нам не нравится)

Дабы не прослыть гопниками (впрочем, все бесполезно), сразу же, не издав ни единого звука, предоставим слово авторитетным товарищам – авторам всенародно известного Готик-FAQ-а (РГП). «Готическое мировоззрение характеризуется пристрастием к "темному" восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия, но в целом это <…> замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость <…> мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному <…> не приятие (авторская грамотека сохранена – Антиготик) стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него». (Готик- FAQ, Готическое мировоззрение, Раздел 4.2)

Хмурый взгляд на смешные вещи

Давайте по порядку… Начнем с "темного восприятия мира", хотя мы не совсем понимаем, что это такое, а главное, испытываем очень сильное сомнение в легитимности манифестирования "темного восприятия" как "стержневой конструкции" готической субкультуры. Впрочем, сомневаемся мы также и в самом существовании этой субкультуры, однако, об этом несколько позже. Итак, "темное восприятие"…
"Этот мир болен". "Этот мир неизлечим". "Мир – дерьмо". Где-то мы это уже слышали. Не здесь, не сейчас. Задолго до "готики", фундированной признанием "неизлечимой дерьмовости мира". Вне "готики", наконец… Уверены, что услышим это еще много и много раз: после "готики", когда все, наконец, состоится, но, как всегда, что-то по-прежнему будет мешать ему начаться.
В данном случае нет необходимости долго жонглировать значениями, пытаясь вспомнить, где именно и когда именно мы слышали это "лексическое сочетание" – "темное восприятие". Достаточно лишь немного видоизменить его, и мы получим банальное "послание всего мира на хер", где "Путин – сволочь, Чубайс отобрал свет, аэропланы продырявили все небо, человеческая природа не претерпела за тысячелетия никаких изменений…" и т.д. Но чьи это слова? Возможно, слова уязвимой, сломленной жизнью старухи, охаивающей все и вся по причине неудовлетворенности, прежде всего, самою собой. Той самой неудовлетворенности, что заставляет миллионы, миллиарды людей на планете изо дня в день костерить сначала учителя в школе, затем ректора в институте, затем мужа, свекровь, детей, внуков… Так неужели ЭТО и есть суть вашего мировоззрения, господа готы? В ЭТОМ вы видите "антагонизм с обществом"?
Одной из главных функций межличностного общения, как известно, является выработка взаимоприемлемых решений, устранение противоречий, порождающих вражду и непримиримость, т.е. достижение спонтанной группой статуса конвенционального объединения на основе общих договоренностей и взаимных уступок. Как справедливо замечает в одной из своих работ профессор Шабанов, "современная молодежь пошла в этом смысле «по пути наименьшего сопротивления» – она стала объединяться в достаточно мощные движения, основанные на суррогатных, при этом часто социально индифферентных псевдоценностях, создающих иллюзию полноценной духовной жизни".
Каковы же ценности "готической субкультуры"? Что предлагается взамен "стереотипам" массовой культуры, изолировавшимися от общества? (кстати, "антагонизм" и "изолированность" идут в исходной фразе Готик-FAQ одно за другим). С антагонизмом все понятно… Что же происходит в этой "изолированной среде"? Пусть псевдо-, но все же ценности… Какие именно, хотелось бы узнать? Задача решается, как ни странно, очень просто: ответ – никаких. Ни одной, ни единой!
Пожалуй, уникальность готической субкультуры и состоит в том, что, являясь "субкультурой потребления" (в данном случае мы имеем в виду товарное потребление), потребляет (присваивает, используя чисто дюшановский прием) и чужие идеи. Она ничего не производит, но лишь "называет", приклеивает ярлычки к "похожим" и "близким по духу" вещам: достаточно лишь указать пальцем, назвать, "застолбить участок", – и писатели, художники, целые направления в литературе, музыке, изобразительном искусстве становятся "готическими"!

Готика у каждого своя…

Вероятно, вам часто приходилось сталкиваться с этой сентенцией? Ну, раз своя, то, видимо, она ни к чему и не обязывает? Да нет, ни к чему не обязывает только могила. Обязывает даже РГП... Значит, назвался груздем, полезай… Обязывает? Так к чему же? Здесь мы вновь берем небольшой тайм-аут, и предлагаем вашему вниманию "микс" из постов многомудрых сидельцев форума Gothic.ru.
"Готика – это не мировоззрение, не идеология, даже, собственно, музыка не столь важна по сути. Дело в том, что внутри гот-культуры существует масса тусовок со своими традициями. И если для одних музыка это основное, то для других она может быть и не важна. Имидж важен – это внешняя отличительная черта гота". (Трудно не согласиться с автором данного высказывания: это действительно важно… Вот только для чего? Возможно, самостоятельно сшить себе какую-нибудь готическую тряпку можно и нужно для того, чтобы выглядеть "потруевее" на фоне всевозможного "херья"? Быть "готическим дизайнером" – что может быть круче? Можно даже напустить по этому поводу душного пафоса у себя в дневнике, предварительно отключив комментарии (чтоб свои же не загадили все "проблемное поле").
Некоторые склонны видеть сущность готики "в первую очередь в тусовке", признавая, что "гот-культура не выработала общей для нее мировоззренческой системы". Вероятно, это следует понимать так: у готической субкультуры нет идейной составляющей, и дабы стать (быть) готом, достаточно просто считать себя таковым и проводить свободное время в обществе таких же "самопровозглашенных" готов? Отличная же у нас получается субкультура, где основным структурирующим моментом является… А что им является?

Самоидентификация и Сотона

Готическое "мировоззрение" строится на нескольких расхожих штампах, почерпнутых из авторитетных FAQ-ов, на беглом ознакомлении с готическими романами, словарной статьей "романтизм"… Не желая делать самостоятельные выводы, довольствуясь массовыми поверхностными представлениями о предмете, готы не находят смелости для поиска собственного пути, для нахождения и отстаивания собственных идеалов. Вместо этого они заковываются в броню нескольких несложных понятий, и смело идут по жизни, максимально отгородившись от ее сложностей. Их жизнью становится игра в "готичность", и "романтичность"… Пожалуй, лишь обязательный набор "готического романа" – замки, руины, подземелья, демоны и ужас нездешний – сегодня обогатился – за счет романтизации будущего, которое все никак не состоится, и, в силу этого, всегда привлекательного – ржавыми трубами, сварочными очками да телефонным проводом, торчащим из щеки (впрочем, и это не ново: "эстетику машины" мы уже проходили). Проще говоря, от всей "исходной" готики в имеющейся готеге остались лишь "декоративные" мотивы… С аксиологией же приключилось следующее: мир здесь все так же представляется ареной извечной борьбы противостоящих начал – добра и зла, однако так уж получилось, что в процессе "борения" добро само нарядилось в рогатую каску (традиционное и вполне понятное желание спрятаться за страшной мордой), а зло обзавелось пошленьким нимбом (чтоб совсем уж страшно не было), а сама борьба стала напоминать бал-маскарад, где летают дерьмо да пух, и на тощих шеях болтаются связки католических крестов, пентаграмм, анкхов, и прочий металлолом. Это уже не символы, не знаки – для этих людей они ничего не означают. Впрочем, дело даже не в железяках, а в образе мышления их "хозяев". Мыслят уже не они, а клубное событийное поле, беспрестанно генерирующее бред…
"Нормальный" символ, как известно, создает собственную многослойную структуру, смысловую перспективу, объяснение и понимание которой требует от интерпретатора работы с кодами различного уровня". Что же происходит, когда символов на одной конкретной шее оказывается десяток? По идее, должна открывается безграничная смысловая перспектива? Напротив, она сворачивается, как пыльный коврик! Ибо эти железяки, как уже было сказано, не являются символами для того, кто их носит. И лишь слои смысловых пустот, накладываясь друг на друга, превращаются в вакуумную бомбу, вот-вот готовую ёбнуть! Абсолютно идентичная "побрякушечная" картина имеет место и в ситуации с поэтами, писателями, философами: Ницше, Достоевский, Гете, Шиллер, Жуковский, Байрон, Бодрийяр… Кого только не записывали в "идеологи готического движения", кого только не находили "готичным", и "соответствующим готическому контексту", кого только не вешали себе на шею вместе с крестами и пентаграммами! Откуда же возникает это желание "протащить" все это в свой пыльный субкультурный подвальчик? Видимо, понимая, что все, на что ты претендуешь, это куча черных тряпок, серебряная гунда на шее и антинаучные дискуссии о "границах темной сцены" (хе-хе), ты пытаешься хоть как то оправдать свое Имя, найти себя в своей соотнесенности хоть с чем-нибудь. Читая сообщения на "готических" форумах, не перестаешь удивляться обилию самоидентификационных вопросов: "кто я", "являюсь ли", "можно ли, являясь, быть еще и…" и т.д. Что это как не попытка заполнить коммуникативный вакуум, попытка нащупать почву под ногами?
Согласитесь, офисные работники в разговорах не обсуждают, офисные ли они работники, нефтяники – нефтяники ли они, и, что наиболее важно, НАСКОЛЬКО они нефтяники! Разумеется, в сознании потребителя продукта, чья система ценностей была задана ему «мирком» готики живут и здравствуют в памяти благодарных потомков, как ему кажется, и Достоевский, и Шопенгауэр, но, если посмотреть на ситуацию трезво, окажется, что здесь, сейчас и всегда для него существует только "готика", и все "достоевские" получают право на существование, лишь будучи нагружены префиксальной конструкцией "готик-". В конечном итоге все это "готик-достоевские" спрессовываются в брикеты каши, где мысли уже не отличить от "мюслей" на прилавке "контрультурного отдела" в супермаркете под названием "Культура".

Хмурый взгляд на "хмурый взгляд"

Однако, мы, кажется, увлеклись. О чем мы? Ах, да, о "темном" восприятии, судя по всему, являющемуся тем самым "центральным стержнем" так называемой "готической философии"… Есть мнение, что никакой "готической" философии нет… Принципиальное отличие философской системы от, фигурально выражаясь, лепки воробьев из дерьма заключается в том, что она есть комплекс определенных мировоззренческих и этических установок, на бытовом уровне реализующихся в нормах поведения. Приходится констатировать, что сформулировать ценностную и поведенческую систему "готики" до сих пор никто так и не смог. Почему? Очевидно, не потому, что "все готы – тупые обрыганы"… Возможно, потому, что этого нельзя сделать в принципе? Итак, еще раз: "Мрачный взгляд на жизнь"… Что это? Вчера команда Антиготик-портала в полном составе весь день грузила мороженое мясо, и это сделало наши взгляды на жизнь мрачными… Однако, это не сделало нас готами. Так что же это? Возможно, хобби? На уровне аквариумистики… Увлечение аквариумами подразумевает покупку рыбок, однако при этом не перестаешь кушать суси…

Психиатрия

И еще раз: "Готика у каждого своя". Возможно, в другой ситуации, в контексте рассмотрения другого объекта, эту формулу можно было бы "расшифровать" следующим образом: "Это чем-то напоминает кристалл с множеством граней, где каждая грань – взгляд на предмет отдельно взятой личности". Возможно. Но, видит бог, "мрачный взгляд на жизнь" не тянет, совсем не тянет на роль "связующего"… Ситуация далеко не такая радужная, каковой рисуется она "отцам-основателям" Русского Готического Портала. Все эти "взгляды отдельных субъектов" до сих пор так и не смогли "связаться воедино" (а потому и готика до сих пор продолжает оставаться "у каждого своей"). Так где же общее? Очевидно, что если это "чёрный цвет", то все монахи – готы, подводники – дети тьмы, измазанные мазутом автослесари – квинтэссенция готичности. Если же "готика" – это тоска, то почему "готы" с таким восторгом отплясывают на своих вечеринках, выкушав "неготичного" пивка? По-видимому, это все же нечто из области "настроения" (причем сиюминутно нахлынувшего), нежели течение с незыблемыми "стилистическими канонами". Что ж, в таком случае следует констатировать, что деперессивно-маниакальному психозу (как, впрочем, и ряду других заболеваний) нашлось новое название.
Кстати, до сих пор так и не выяснено что же является критерием элитарности в готической среде? Возможно, полная невменяемость? Разумеется, наши доводы более чем спорны, но, согласитесь, некоторое сомнение все же возникает… Существует гипотеза (договоримся пока воспринимать ее как шутку), согласно которой готика является (или "изначально являлась) "субкультурой душевнобольных", психологически неуравновешенных… Обратив внимание на депрессивных психопатов и шизофреников, новое поколение (те, чей возраст в настоящий момент – от 13 до 18) обнаружило в этой культуре некие привлекательные для себя черты. Считая, что больные ведут себя так лишь потому, что "выдумали себе такой странный имидж", эти молодые впечатлительные люди, пытаются вникнуть "в суть вопроса", понять, не осознавая при этом, что те, кого они пытаются понять, психически больны. Кому-то это "больное мировоззрение" начинает нравиться, и он начинает копировать повадки больного. И постепенно вся эта картина начинает походить на "театр неудавшихся актеров".
Нельзя не отметить, что определенная "логика момента" в гипотезе таки имеется. Попытаемся сформулировать ее несколько иначе. Увидев в "изломанной" субкультуре "дружественную" среду, где свойственная из возрасту депрессивность (со всеми вытекающими) не будет ни у кого вызывать раздражения, подростки устремились в теплые объятья готики. И, по идее, можно было бы махнуть на это рукой, усматривая в готике лишь своеобразный "перевалочный пункт", где подростки "перебаливают" свой переходный возраст. Однако проблема заключается в том, что готический контекст далеко не нейтрален, и "нормальными" из него уже не выходят: "депрессивность" здесь действительно превращается в депрессию. Порезанные руки у огромного количества "готических барышень" свидетельствуют отнюдь не в пользу версии о том, что они не спешат торопить смерть. Разумеется, все эти демонстративные "вскрытия", как уже было сказано выше, лишь способ привлечения внимания, однако в один не-прекрасный момент… Вы понимаете: доктор может ведь и не успеть.
Готика не преследует никаких целей, "почетное звание" "гот" не подразумевает наличия ни каких-либо убеждений, ни вероисповедания, ни каких-либо предпочтений и пристрастий. Это просто пустое слово, обозначающее некую модную сегодня тенденцию. И каждый окрашивает это слово удобным ему смыслом. Как правило, смысл этот оказывается далек от вменяемости.
То, в каком виде предстает перед нами готика, дает основания полагать, что под маской "готов" зачастую скрываются дегенераты и душевнобольные. В таком случае, словосочетание "готическая культура" было бы более корректно заменять на "готическое бескультурье", и даже просто "бескультурье" (без "готического" наполнителя). Это круг социопатов, сознательно дистанцирующихся от "нормальных" социальных моделей, при этом приплачивающее производителям черных тапочек и серебряных цепочек.

Gothic has your money!

Сегодня, когда понятие элитарного и массового теряют всякий смысл, мы видим, что характер распространения и потребления "готических" продуктов также носит индустривально-коммерческий характер. Цитата небезызвестного товарища А. Н. Тарасова, содиректора Центра новой социологии и изучения практической политики "Феникс": "Молодежные субкультуры вообще делятся на две категории. Первая – естественные, возникавшие самостоятельно, как правило, в оппозиции к "взрослому миру", когда тот оказывался в застое. Вторая категория – искусственно созданные субкультуры. Таких гораздо больше и они обычно мельче. Готы как раз из них. Когда в конце 70-х музыкальная постпанк-сцена, с одной стороны, и пост-хэви-метал-сцена – с другой, впали в состояние полной деградации, организаторы шоу-бизнеса решили как-то их реанимировать и "раскрутить". Сделали это путем навязчивой пропаганды в подростковой среде тем средневековья, мистики, вампиризма, таинственности, танатофилии и т.п. Так возникла "готическая тусовка", устойчиво потребляющая атрибуты нового стиля – и, следовательно, обогащающая догадливых дельцов шоу-бизнеса. Специально для готов были предложены музыкальные группы, именующие себя "готическими", специально для них шьются и продаются "готические" одежда и обувь, изготавливается бижутерия и прочие аксессуары, создаются клубы. Готы, строго говоря, это дойные коровы, которые несут и несут денежки тем, кто придумал для них субкультуру. Готы не создали ничего оригинального, новаторского: ни собственной живописи, ни литературы, ни кино, ни танцевального искусства, ни тем более философии. Как субкультура готы безвредны и не опасны. Они способны лишь потреблять". От себя добавим, что отсутствие "стороннего" интереса к своей многоликой персоне готику никак не расстраивает. Российский Готический Проект цветёт и пахнет, сшибая неплохие деньжищи со своей паствы, исправно посещающей их вечеринки. Производители готической одежды, обуви и бижутерии также не в накладе – вечно депрессующие покупатели в чёрном охотно несут им деньги своих родителей. Стадо зомбированных ослов денно и нощно льет сопли в "готических" дневниках, являя собою пример неподражаемой, кричащей уебичности, изредка выползая вкусить говнопива на Чистых Прудах. В общем, праздник удался! Побег от "благополучия буржуазного общества, от пуританства и ханжества общей морали", от "традиций цивилизации потребления"? Да куда же, интересно узнать? А вот туда же!

Креатив!

Цитата: "Характерными чертами готов являются "артистичность" и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов арта)". Действительно, среди готов огромное количество художников, музыкантов, дизайнеров, актеров. И в сотню раз больше бесталанных ущербных бакланов, рвущих себе сфинктер, изображая художников, фотографов, фотомоделей, актёров, поэтов, музыкантов. Почему это происходит? В том числе потому, что, согласно славному и очень, очень, очень авторитетному РГП FAQ, готика это креативность! Что и как "креативить" – вопросы второстепенной важности.

Зоопарк
Все они разные и индивидуальные…. Как попугаи в клетке. У каждого из них имеется свой разноцветный хвост индивидуальных взглядов на мир (хвосты, правда, все сплошь темных тонов, ну да это можно простить). В этом зоопарке много разных клеток… Есть еще обезьяны в просторных вольерах, у каждой, опять же, своя индивидуально-разноцветная жопа… Но зоопарк все равно за оградой, и если бы однажды ветром сдуло красочную вывеску "ГОТИКА", то, возможно, о зоопарке и забыли бы, новые экземпляры перестали бы поступать, имеющие благополучно состарились и умерли бы, а по соседству открыли бы другой зоопарк… Но ВЫВЕСКА пока еще висит.

Культура Не-Вхождения. Вместо заключения

Сегодняшняя "готика", не вдаваясь детали, это продукт недоразумений, связанных с народным представлением о готике. Культура ошибочного восприятия. Псевдоидеология, базирующаяся на увиденном на телеэкране, на сказанном другими, сказанном и не понятом, понятом, но не так. Культура бегства, культура не-вхождения в реальность.
Неубедительно? Истерично? Да. Но, как известно, лучше погибнуть от крайностей, чем от отчаяния… А это значит, уважаемые готы, что мы если и не работаем для вас, то, как минимум, шагаем с вами ногу по мосту, грозящему обвалиться…вместе с нами, вами и вашими сайтами.
Мы считаем, что наиболее точно вашу субкультуру описывают неопределенные местоименные наречия: где-то, кое-как, кое-куда, где-нибудь, как-нибудь… Так почему бы не заменить их местоименными наречиями отрицательными: нигде, никак, никуда, никогда, некуда, незачем?
Наблюдая с галерки очередную сцену этого затянувшегося вечернего спектакля, мы позволим себе немного посвистеть.
Мы отдаем себе отчет в том, что и само наше неприятие готики навязано нам системой, приучившей нас ненавидеть все что, что не похоже на нас.
Мы отдаем себе отчет в том, что все наши попытки "одолеть" готику заранее обречены на провал. Ибо нельзя победить то, чего нет.


Рецензии