Рассказ Дитман Эмиля о его жизненной школе

 

   Семья Дитман жила в деревне Рудня - Фасова. Вместе жили несколько поколений. Сколько помнит себя Эмиль, а он родился в 1934 году, с детских лет с ними вместе жила его бабушка по линии отца, сестра по линии отца и сестра по линии матери. Жили все вместе очень дружно, помогая друг другу во всём и всегда. Младшая сестрёнка Эмиля, рождённая в 1936 году, в семье была любимицей. Бабушка была грамотной женщиной, в те времена это было большой гордостью, если человек мог писать, считать... Эмиль рос крепким мальчиком, здоровеньким и и проявлял большой интерес к знаниям. Это видела бабушка и стала его учить грамоте. Вначале он быстро изучил азбуку, а потом стал сам складывать слова и быстро научился читать. Он всё читал подряд: книжки, газеты.
   Деревня Рудня - Фасова была большой, и разделяла её пополам речка. На одной стороне, в Рудне, жили председатель и другие руководящие работники колхоза, там же жили конюхи, скотники и доярки.А в Фасове жили простые колхозники-земледельцы, учителя школы. На этом же берегу стояла большая школа - десятилетка. Она была всегда полной, так как посёлок Рудня - Фасово был немаленький, и население в нём было немалое. Эмиль мечтал стать грамотным и скорее пойти в школу. Будучи ещё маленьким, он вместе с сельскими старшими детьми каждый день пас домашний скот, так как в их семье он был один мужчина. А скот нужно было пасти по очереди, от каждого двора кто-то должен был выделен постарше для присмотра за скотом, но были и детки поменьше, чтобы помогать взрослым держать скот вместе, чтобы не разбредался.и не потерялся.
   По весне, когда ещё школа работала, Эмиль всегда с завистью смотрел на школьников, шагающих в школу или со школы. Он слушал внимательно их разговоры, раскрыв рот впитывал все рассказы детей. Ему было интересно  всё, что связано со школой, и очень хотелось вместе со всеми пойти в школу, самому увидеть классы, где они учатся, послушать  учителей. И вот однажды, когда вся семья была в сборе, Эмиль попросил:
 - Мама, отпусти меня со всеми детками тоже в школу! Я так хочу тоже учиться! - На что мать отреагировала отказом:
 - Куда тебе в школу...Ведь тебе нет ещё и шести лет...
 - Ах, мама, я ведь буквы уже все знаю, а бабушка меня научила и слоги складывать и читать...Ты ведь сама тоже в свободное время со мной занималась, учила меня цыфры складывать и считать..Мне так хочется со всеми детьми в школу, ну пожалуйста, мама, отпусти!Для меня что, школа отпадает?    
  Эмиль со слезами на глазах смотрел на маму, просясь в школу, но мать строго сказала, что он ещё мал, что его не примут, так как годами ещё не вышел.На этом весь разговор был закончен.
  Прошло лето, а с наступлением осень ребята опять заговорили о школе. То тут, то там все только и вели разговоры про школу, как все уже соскучились за ней, что все уже книжки приобрели, готовятся и считают дни до первого звонка.Эмиль опять заговорил дома о том, чтобы мама его отпустила со всеми детьми в школу, но мать была неумолима. Тогда в разговор вмешалась бабушка и сказала:
  - Иди, внучик, раз сильно хочешь учиться. Тебя возьмут в школу, хоть тебе всего шесть лет.
   Эмиль побежал на поле, где пасся скот, а там собрались опять все детки и разговор вели один и тот же, про школу. Тут он не выдержал и громко спросил их:
  - А возьмите меня тоже в школу с собой? Меня бабушка отпустила.- Дети посмотрели на него сверху вниз, на его решительный вид, и согласились взять с собой. Чтобы лишний раз никого из домашних не волновать, он ничего им не сказал,
 и вместе с остальными ребятами первого сентября пошёл в школу. В первом классе  учитель спросил Эмиля:
  - А сколько тебе лет, мальчик? И чей ты сын? - он отчиканил коротко, по-солдатски:
  - Я сын Дитман, хочу учиться, я уже и читать могу и считать...-Учитель, глядя на его маленькую фигурку, спросил:
  - А сколько тебе лет, Дитман?
  - Мне уже шесть лет.
  - А ты правду говоришь?
  - Да, я говорю правду.
  - Тогда скажи мне, как называются эти буквы? - Учитель указкой стал показывать на стенде разные буквы Алфавита. Эмиль чётко и громко их произносил. А потом так же громко сказал на весь класс:
  - Я уже и читать могу...
  - Хорошо, - сказал учитель, - я сегодня же зайду к вам домой и поговорю, чтобы тебя они отпустили в школу. Через несколько дней пришёл к ним в дом учитель и вёл разговор с мамой, чтобы та отпустила мальчика учиться, что он очень способный и имеет огромное желание учиться. С большим трудом он маму уговорил, и Эмиль со всеми ребятами стал посещать школу. Он был очень рад и учился с большим прилежанием. В 1941 году он закончил школу очень хорошо.Вот здесь уже и мама была очень довольна успехами сына. Всем соседям с гордостью рассказывала, какой у неё способный мальчик.
   Было воскресенье, вся деревня пошла в церковь, а после богослужения все соседи шли вместе домой и зашли в сад, где было очень уютно, стояли столы, лавки.Соседи предложили пообедать у них в саду, все расселись, стали беседовать. Рядом бегали Эмиль с сестрой  и соседские трое деток. На коленях соседа сидела  маленькая девочка, его дочка, она ещё не могла хорошо ходить, и отец её всю  дорогу из церкви нёс на руках, а здесь присел сам отдохнуть, и она прижавшись сидела, наблюдая, как дети постарше резвятся, бегая по саду. Запыхавшись, Эмиль тоже подбежал и сел рядом с соседом, спрятавшись за его спину, а девочка весело пищала от радости, смеялась громко, видя, как Эмиль прячется от ребят.
  Мирный воскресный отдых и беседу нарушил сильный свист, а потом громкий  взрыв совсем рядом.  Когда Эмиль очнулся, то увидел, что рядом лежит тот сосед, в груди  у него рана, оттуда сочилась кровь, девочка, его дочь, лежала рядом. Она была мертва. Некоторые детки были ранены осколками. Жене соседа ногу оторвало.Но её мать была в это время  доме, что-то там готовила к обеду, и осталась жива. Вся семья Дитман тоже была рядом, но они остались живы. Только Эмилю осколок попал в ногу, а сестре осколком повредило ягодицу. Вот таким был им всем воскресный обед.
  Мама скомандовала всем немедленно бежать домой. Вокруг было много взрывов, все поняли, что это началась война. Вся семья в доме залезла под пол. В подвале просидели до вечера. Всё это время были слышны взрывы, вся земля дрожала. Дети в панике плакали, от страха мама и бабушка не знали, как успокоить их  и совладать с собой. Бабушка молилась и просила помощи от Бога. Когда немного стемнело, все тихонько выбрались наружу и увидели, что вокруг всё было уничтожено. По темноте вся семья решила пробраться в соседний посёлок, там жила сестра отца. Идти в темноте было очень трудно, но всё же до утра благополучно добрались. Родственники рассказывали, что у них пока всё тихо. Они только слышали со стороны  посёлка Рудня взрывы, и по слухам знали, что там бомбили и, что там делается. Прожили Эмиль со своей семьёй у родственников  около десяти дней. Когда выли сирены, все прятались в погреб, чтобы не погибнуть. В один из таких дней, Эмиль сидел в тёмноте и думал: "Вот у нас нет папы, и у тех соседских детей тоже теперь нет отца...Как трудно и мамам и нам, детям, без отцовской помощи и поддержки. Всё приходится тащить на своих плечах маме, мы, как можем, помогаем ей, но в основном, вся тяжесть на ней лежит. Вот и сейчас как нам трудно. Вокруг война, взрывают всё и всех... Кто нас защитить? Кому мы нужны? Как спастись?"
  Главу семьи Дитман забрали в 1938 году. Утром его вызвали в сельский совет на работу, и больше его никто не видел и не знает, куда он подевался. И больше о нём никто из  семьи ничего не слышал и не узнал.Всю жизнь мама Эмиля надеялась, что получит какую-нибудь об отце весточку, но ожидания её были напрасны. Прожили семья Дитман у сестры отца некоторое время, но возвращаться нужно было домой, в свю Рудню. По возвращению, увидели, что их дом весь покосился, окна были пустые, жить в нём было невозможно. Их приютила семья Белкевич. Их дом чудом сохранился. У них уже жили две семьи соседские, и семье Дитман тоже нашлось местечко. Получилось, что в одном доме жили четыре семьи. Деревня Фасово была наполовину разбомблённой. Школа тоже была разрушена. А в деревне Рудня всё разрушено подчистую, да ещё и всё сгорело. Много жителей погибло под бомбами, многие остались в своих домах сожжёнными заживо. Там семья Дитман прожила до 1943 года. Всё детство Эмиля кончилось сразу, как и началось. Кончилась его школа, кончилось его образование, о котором он мечтал. Началось сплошное горе...
   В 1943 году, осенью, объявили выезд в чужую страну, так как они остались во время войны в окупации, и теперь должны были отправиться  вместе с отступающими немецкими частями в Германию. Они были пленные немцы, гнали их пешком через всю Украину, Польшу.Иногда ехали на телегах, запряжёнными лошадьми. Дорога была очень тяжёлой, кушать было нечего, одеться было тоже не во что,ноги все были сбиты, в кровоподтёках. Иногда лежит Эмиль в телеге ночью и вспоминает, как было дома хорошо, уютно. Мама всегда с бабушкой старались хозяйство держать, чтобы было в доме чисто, скот всегда был накормлен, детей по утрам ждала кружка парного молока на завтрак и свежий хлеб. А теперь бы хоть кусочек того хлебца попробовать. Думал Эмиль, вспомилал свою прошлую жизнь в деревне, да так и засыпал голодный. А утром, чуть свет, нужно было готовиться идти дальше в неизвестнось. Что там их ждёт? Иногда налетали самолёты и бомбили их, а иногда шли спокойно, как - будто и нет никакой войны. Дети вели себя по-детски, начинали бегать от одной подводы к другой, стали знакомиться семьями, дети садились то в одну телегу по нескольку человек, то в другую. Как могли занимали себя, играли.  Так они шли полгода, всю осень, зиму. Прошли Брянские леса, потом долго шли степями, по Карпатам прошли во время зимы, и только весной 1944 года они дошли до Польши. Преодолели дождь, снег, ветер, морозы. Преодолели голод, нищету. Остановились в Польше в маленькой деревушке. Осталось от всех эвакуированных семей около тридцати или того меньше. В деревне было два хозяина, которым эта деревня принадлежала. Всех распределили на работы и дали место для проживания. Мама Эмиля попала на работу к жене хозяина. У них было трое детей такого же возраста, как и Эмиль с сестрой. Он быстро научился разговаривать по польски, подружился с их детьми. Часто все вместе  бегали на речку, но там они не купались, так как вода в реке была красной от крови. Здесь уже не бомбили, не стреляли, но потоки воды с кровью шли со стороны России.
   Работать маме у хозяина нравилась, она могла всё делать и справлялась со всеми дамашними делами. За это получала вся семья еду и кое-какую одежду с хозяйского плеча. Так прожили они до того времени, как подошли русские  войска. Нужно было идти дальше, в Германию. Мама Эмиля сказала:
  - Всё, мне эта дорога надоела, я больше никуда не пойду, останусь здесь с детьми. А вы, если хотите, то идите в Германию. - Так и порешили. Мать с Эмилем и сестрой Ирмой остались в Польше у хозяина батрачить. А бабушка и сестра отца ушли в Германию с немецкими солдатами. В Польше же осталась и мамина сестра, которая от трудных переходов заболела и умерла. И остались из родных в Польше только мама Эмиля и его сестра Ирма.
   Пришло время осени 1945 года. Был получен приказ, возвращаться домой, в Россию. По поведению мамы не было видно что она довольна, но не видно было, что она и недовольна вернуться назад. Была возможность им с мамой  уехать на Запад, так как к тому времени бабушка, её мать, и брат мамы нашлись в Германии. Они звали её переехать к ним, но она отказалась.
   И вот опять дорога назад, на родину, только теперь они едут поездом, а не пешком. Когда их сажали в поезд, то сказали, что маршрут лежит в Среднюю Азию. Но, когда привезли в Москву, то направили в Ивановскую область. Довезли  их на поезде до Кинешмы, а потом посадили на открытые  баржи и поплыли по реке Волге. Время было уже осеннее, начались дожди и ветра в перемежку со снегом. Одежды тёпой не было. Многие люди замерзали, многие заболевали и умирали. По утрам трупы выбрасывали за борт баржи в реку. И вот привезли всех до пристани. Она находилась где-то в лесу. Выгрузили их и приказали идти пешком к посёлку, который находился от места высадки очень далеко. Нести вещи не было сил, да и вещей - то особых не было. Самому от бессилия невозможно было идти, а тут ещё и котомку нести нужно. К ночи сделали привал. На несколько телег, посадили детей и отправили их в посёлок, а взрослым нужно было заночевать в лесу до утра.  Развели костры и заночевали тут же под открытым небом. А утром добрались до колхоза Ведрова. Там располагались вместе и лесное хозяйство и колхоз. Жители, в основном лесорубы, занимались заготовкой леса. А остальные колхозники занимались выращиванием зерновых. Было время поздней осени, с полей урожай не успели убрать. Всех приезжих отправили на заготовку леса. К началу зимы люди не были готовы, не было тёплой одежды. Урожай кортошки и пшеница  остались в поле неубранными. Но, благодаря этому, многие жизни были спасены. Председатель колхоза сказал вновь прибывшим:
  - Если хотите есть, то идите на поле, копайте себе картошку, собирайте  неубранное зерно и кормитесь!
  Когда выдавались погожие дни все люди шли на поле и копали картошку, хотя она и была уже подмёзлая, но всё же это еда. Так и прожили зиму до весны. В школу никто из детей не ходил. А весной питанием была первая крапива, летом ходили в лес, то, что находили там, а это были грибы, всякие травы, ягоды. Эмиль помнит, как парила мама крапиву, потом что-то туда мешала, как она говорила, что это были отруби, а потом пекла лепёшки. Уже было намного легче пережить голод. Лето 1946 года прожили хорошо, а с приходом осени, наступили ранние холода, морозы были до сорока градусов. Добавилась ещё одна проблемма Эмелю и его сестре. За время пребывания на Западе, Эмиль с сестрой почти разучились говорить по- русски.  Ему было уже двенадцать лет, когда он пошёл опять  в первый класс. Было зимой так холодно, что из - за отсутствия тёплой одежды, пришлось школу опять бросить. И опять Эмиль остался без школы, опять срывается его мечта учиться.
  Мама ещё надеялась что-то узнать про отца и написала письмо в Житомирскую область, на Украину, к бывшему соседу Белкович. Она сообщила ему, что она с детьми живёт в Ивановской области. А он в свою очередь сообщил адрес папиной сестры,  Эмиля тёти, что они живут в Актюбинске. Мать была рада общению, писала письма, так как больше писать было некому.
   Прошла зима 1946 и 1947 года, а весной Эмиль пошёл работать якобы в бригаду матери, чтобы получить рабочую карточку. Приняли его как малолетку. Проработал он до осени, и опять пошёл в первый класс. Но проучился недолго, 9 сентября его мама умирает, и опять для него школа окончилась. Эмилю нужно было думать, как выживать самому и его сестрёнке. Но ей повезло, она попала в хорошую семью нянькой. Там были такие же почти по возрасту детки, за которыми она присматривала и питалась вместе с ними же. Эмилю тоже повезло. Он ходил по домам и помогал людям чистить навоз от скота в сараях, там же,  в семьях он находил пропитание. Прожили они и эту лютую зиму 1947 года, и пришла весна 1948 года. Пошёл Эмиль домашний скот пасти, а с ним в напарниках был ещё один парнишка. За летнее время они хорошо заработали. Был у них и хлеб, и другие продукты питания. Этот весь список заработанного председатель вручил бригадиру и сказал:
  - Иди, Эмиль, с бригадиром в склад и забери это всё, что  положено. Часть зерна смели на муку, а часть на крупу.
 Эмиль всё так и сделал, привезли эти продукты туда, где они жили, но попользоваться ими так и не пришлось. Осенью приехала милиция и Эмиля с сестрой отвезли в детский дом "30 лет Октября", в Ивановскую область, Юревецкий район.Детский дом был очень богатый, находился в глухом лесу, самый близкий посёлок от них находился на расстоянии двенадцати километров, а сам Район Юревец располагался ещё дальше, на расстоянии девяноста километров. Дом, где их поселили, был двухэтажный, кругом капитальные постройки. Здесь же были два барака для учителей и работников. Здесь же был дом для директора детского дома. Свой скотный двор снабжал детский дом продуктами.На скотном дворе дети делали всё сами. Они доили коров, их было 24 головы, был молодняк, две пары волов, рабочие быки, три свиноматки. Питание  для детей было очень хорошим, мясо кушали каждый день на обед. Все дети были сыты и одеты. Для Эмиля и его сестры Ирмы настали добрые времена. Все дети постарше помогали по хозяйству. Они косили сено для скота на зиму, сажали и убирали  картошку, морковь, свеклу и другие растения. Но их  рабочий день длился всего два часа, работа было по очереди. Это было для них огромной радостью - помогать взрослым ухаживать за скотом или работать в поле.Эта работа заменяла им всякие детские игры. И от этого труда они видели ещё и большую выгоду.
    Дом, где они жили, состоял из 28 комнат. На первом этаже 14 комнат, и на втором - столько же. При детском доме в то время имелась своя электростанция, хотя и жили они в глухом лесу.Стоял дом на границе Костромской области. Местность богатая лесам, а нём много всяких ягод, живности всякой. Ягоды ребята запасали на зиму, сушили и варили варенье, собирали грибы, сушили их и мариновали. Жили  здесь Эмиль со своей сетрёнкой до 1951 года.  По возрасту выпустились  весной из детского дома шесть человек. Двоих забрали в Новосибирск, двоих забрали в Среднюю Азию, а Эмиля с сестрой Ирмой направили в Актюбинск, в Казахстан.
   Детский дом стал хлопотать, чтобы Эмиля и его сестру отправили к ближайшим родственникам в Актюбинск.От детского дома до железнодорожной станции идти нужно пешком, шли в сопровождении работника детского дома.  Ночевали где придётся, очень уставали, в день проделывали по тридцать километров. В одном из посёлков жили родители преподавателя, который их сопровождал. У них сделали отдых на  два дня. Те истопили баню, вымили их, накормили, а потом сдали в милицию. В районной милиции продержали их два дня, а потом купили им билеты и отправили в Москву, а оттуда -  в Актюбинск, к родной тёте. Радости не было конца. Все мытарства по свету закончились, на станции Бакай Эмиль остановился, отдохнул пару недель и пошёл работать. Да так и проработал на станции с 1951 до 1992 года. 
    Там же Эмиль и познакомился со своей супругой, она была из ближайшего совхоза, справили они свадьбу в 1954 году на Восьмое Марта. Долгое время работал Эмель бригадиром, был на хорошем счету у руководства, ему доверяли рабочие и уважали. Его жена и он  там проработала до пенсии. Родились дети, а потом пошли внуки. И вот все засобирались переселяться  в Германию. Нужно было собирать документы и данные о семье. Нужна была информация об отце. Он сделал запрос в ИНВЕДЕ УКРАИНУ. Получили ответ, что отец Эмиля был растрелян по имени...Жаль, что мать умерла, так и не узнав, что муж был растрелян.
    В 1995 году, 24  Марта, вся семья Эмиля приехала в Германию на постоянное место жительства. И посажено теперь здесь Древо Дитман Эмиля, и увеличивается оно вширь и в высоту внуками и правнуками. Будьте все здоровы, берегите друг друга, сохраняйте свою крону и ствол для других поколений. 


Рецензии
Звмечательная работа! Захватывающе и талантливо отображены все образы героев повествования.
С теплом,

Валентина Кайль   18.03.2017 13:29     Заявить о нарушении
Валентина, здравствуй! Благодарю за прочтение...рада тебе и скучаю очень...С теплом Галина.

Галина Раздобарова   26.03.2017 19:38   Заявить о нарушении
Привет, Галиночка! Я тоже по тебе скучаю, красавица ты наша! Никак не раскачаюсь сесть за рассказ о "Первой любви". Связалась с интернет-конкурсами. Ни сна, ни продыху!-)))

Валентина Кайль   26.03.2017 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.