Волки и собаки

               

   Однажды я случайно встретил своего коллегу,
врача- нейрохирурга Леонида Харитоновича Нестеренко, с которым мы знакомы около
сорока лет. Видимся редко, поэтому разговорились
о прошлой и теперешней жизни. Он еще работает, потому как моложе меня, а я уже на пенсии несколько лет.
- Чем занимаешься на пенсии, Юрий Олегович – спросил Леня.
- Да вот, от нечего делать занялся писательской деятельностью – ответил я – даже в союз писателей России приняли. Могу даже сейчас тебе подарить последнюю мою книжонку .
  При этом протянул ему  свои «Невыдуманные рассказы». Он выразил удовольствие и увидев на обложке книги фотографию  волка, тут же рассказал один случай из своей жизни о встрече с волком. Я с большим интересом выслушал его  рассказ и решил поделиться  им с читателями. Вот что рассказал Леонид Харитонович:
  -  В молодости  я  занимался пешим туризмом. Где только не побывал. Любил путешествовать, всякой красоты насмотрелся, по рекам сплавлялся, в палатках и под открытым небом ночевать приходилось. Видел на Карпатах горных коров. Вижу, хотят какие- то телята  пасутся, а мне говорят, что это и есть горные коровы. Маленькие, как телята. А как-то удалось увидеть саламандру. Сантиметров 25 -30 длиной, красивая, шустрая, но, говорят, в руки ее брать нельзя, ядовитая она. Вот и встреча с волком тоже произошла на Карпатах, куда занесло нашу группу туристов.
   Однажды отправились мы группой на Карпаты. Путь был нелегкий, все в гору. Наконец выбрали место для привала и решили здесь заночевать. Кто устанавливал палатки, кто готовил пищу, кто растапливал костер – дело всем нашлось. А я отправился за дровами в лесок, расположенный неподалеку. Набрал охапку хвороста, прихватил довольно увесистую  жердинку и уже собирался возвращаться, как вдруг шестым чувством почувствовал присутствие кого - то еще. Ну мало ли кто  мог оказаться  рядом, может быть кто – то тоже за дровами пришел – подумал я, оглядываясь вокруг. И вдруг увидел совсем рядом  здоровенного красивого волка. Я остолбенел. Волк просто стоял и смотрел на меня, не выказывая никакой агрессии. Я же стал быстро соображать –что делать ?  Если он бросится на меня, то придется пустить в дело эту жердину, которую я держал в одной руке. А может быть  подставить ему охапку хвороста и бежать. Обстановка была напряженной, однако волк не выражал никаких агрессивных намерений и спокойно рассматривал меня. Я же напряженно смотрел на него и думал о своем спасении. Мы стояли друг против друга настолько рядом, что я слышал его дыхание.
    Наконец, я решил использовать затишье и медленно стал пятиться назад, выставляя
вперед  охапку хвороста и крепче сжимая жердину.
Я отошел уже на почтительное расстояние, но волк не сдвинулся с места. На какой - то момент я отвернулся от волка, что бы  наметить путь отступления, а когда повернул голову в сторону, где стоял волк – его уже не было на месте. Я решил, что он делает маневр и хочет обойти меня сзади, но повертевшись на месте, я нигде не увидел волка. Скорей всего, он пошел по своим волчьим делам  дальше, а я со всех ног пустился бежать к  месту привала. Отдышавшись, я поведал о своем приключении  своим спутникам.
Одни приняли мой рассказ с юмором, другие
сказали, что волк, к моему счастью, был сыт и поэтому не напал, а третьи просто не поверили моему рассказу. Но я до сих пор вспоминаю эту встречу. Да!
Волк был прекрасен – громаден, мускулист, гордо держал голову и спокойно смотрел на меня. Как много прекрасного создает природа – закончил свой рассказ Леонид Харитонович.
   Выслушав рассказ Леонида, я тоже не остался в долгу и рассказал свой случай с  собакой:
   Многие Новосибирцы помнят, что с семидесятых годов и до настоящего времени в Горную Шорию еженедельно ходит поезд «Горный». Раньше он
был очень популярен и  шестнадцать вагонов , переполненные лыжниками – туристами, отправлялись на станции Лужба, Тенеш, Чугунаш
и другие красивейшие места Горной Шории, где
под руководством инструкторов лыжники расходились по маршрутам на многие километры,
а  любители гор  находили себе  подходящие склоны, и целые дни катались с этих гор.
   Бывали случаи, когда несколько  человек без инструктора  самостоятельно уходили  по собственному, им неизвестному маршруту, и нередко приходилось организовывать поиски, которые, слава богу, заканчивались благополучно.
   А однажды моя жена Тамара и ее приятельница   Галя Гончарова  отправились на прогулку вдвоем .
Обнаружили присыпанную снегом   старую лыжню и пошли по ней. Им казалось, что  времени еще немного и идут они недолго и недалеко. На землю уже ложились сумерки, надо возвращаться, и тут навстречу им идет группа лыжников. Остановились.
Лыжники оказались не с поезда и спросили:
- А куда это Вы путь держите ?
На что Тамара ответила:
- Так домой уже, на поезд.
Однако один из лыжников сказал:
- Так ведь поезд то в другой стороне, вон там – и указал палкой совсем в другую сторону.
Ребята предложили проводить наших непутевых лыжниц и как только свернули на  лыжню, ведущую к поезду, один из лыжников обратил внимание всех:
- А вот, ребята, видите следы ? Это следы волков. Здесь недавно прошла стая волков. Так что  тут по одному ходить опасно.
   Что пережили в этот момент Тамара и Галя –
словами не выразить. С ними был настоящий шок.
Мало того, что заблудились, так еще чуть с волчьей стаей не повстречались.
  А от поезда уже шла группа лыжников на поиски Тамары и Галины. Пожурили их немножко, но больше
они от коллектива не отрывались и ходили в походы  с группами и инструкторами.
   Поскольку мы с моей женой Тамарой ездили врачами на этом поезде, то на некоторых станциях у нас завелись знакомства. Вот, например, на станции Тенеш познакомились  с тетей Олей, работницей  железнодорожной станции. В одну из поездок  тетя Оля  пригласила нас и Валю Козлову к себе домой на ужин. Конечно , мы согласились и в назначенное время появились около ее дома. Зимой темнеет быстро и мы пришли уже в сумерках. Приблизившись к дому, мы услышали злой лай огромной собаки.
Остановились, присмотрелись. Собака была привязана на толстую цепь за забором , которым был огорожен земельный участок, принадлежащий тете Оле. В заборе была калитка. А прямо за калиткой
гремела цепью громадная злая собака. Она скалила на нас зубы и угрожающе рычала на нас. Впечатление было такое, что если бы она сорвалась и добралась до нас, то от нас бы и косточек не осталось.
На лай вышла тетя Оля, прикрикнула на собаку ,но та
продолжала угрожающе лаять на нас.
- Да Вы проходите , она не достанет до Вас, я цепь то укоротила. Она у меня очень злая, ее все боятся в округе. Я даже не спускаю ее с цепи, а то дел может натворить, не дай бог. Проходите, проходите.
  Тамара и Валя , прижавшись к стене дома наконец проскочили  злощастную калитку и вместе с тетей Олей вошли в дом. Я же заинтересовался собакой.
Действительно огромная, рыжая,  лохматая, злющая собака. Хвост  ее  торчал вверх и делал полтора оборота, что позволило мне распознать в ней лайку.
Я остановился у калитки и спокойно рассматривал это прекрасное животное. Собака продолжала на меня лаять и  злобно скалить  свои крепкие и здоровенные зубы. Немного постояв у калитки, я облокотился на нее и стал мягким голосом говорить всякие слова.
- Вот видишь, как ты плохо встречаешь гостей?
Разве можно так вести себя с гостями. Ведь мы пришли к тебе в гости а ты . . . .
  При этом я заметил, что злобы у собаки поубавилось,  она перестала лаять  и рычала уже потише и не так злобно. Я продолжил беседу:
-  Ну вот, уже лучше. А если бы ты протянул мне лапку, то было бы еще лучше….
  При этом собака  перестала лаять и скалить зубы, в ее глазах появился какой - то интерес, она поворачивала голову то в одну, то в другую сторону,
как бы изучая меня со всех сторон,  активнее стала помахивать хвостом. И вот тут я решил протянуть ей руку, ожидая всякое. Но к моему удивлению в моей руке оказалась собачья лапа.
Хвост махал, как веер в жаркую погоду. Я открыл калитку и приблизился настолько, что пес встал на задние лапы, передние положил мне на плечи и
готов был лизать мне лицо , ибо перед моим лицом
находилась огромная  голова собаки, рот ее был широко открыт и она часто дышала, высунув  язык наружу. Наверное, мы оба улыбались в этот момент, во всяком случае,  мне казалось, что пес улыбался. А я уж точно улыбался.
И тут вышла тетя Оля.
- Юрий Олегович, ну где же Вы  …….. – и не смогла
дальше произнести ни слова. Вероятно, с ней случился шок. Она увидела, что самая злющая и самая большая собака на станции  Тенеш стоит на задних
лапах, положив передние на плечи Юрия Олеговича, и они мирно беседуя, обнимают друг друга.
-  Да как же это Вам удалось, Юрий Олегович ? –
со страхом в голосе вопрошала хозяйка дома – к
нему подходить то близко боятся люди, когда приходят ко мне, а Вы . . . .Я ведь боялась, что он Вас . А Вы вон как с ним . . .
Ну, Юрий Олегович, Вы, наверное, очень добрый человек, раз Джек Вас подпустил. Вот кому расскажу, ведь не поверят….
   После ужина я вынес Джеку большую косточку с мясом, которую мне дала тетя Оля, и уж с этого момента мы с Джеком стали закадычными друзьями.
    Этот случай научил меня многому., в частности тому, что на собаку нельзя махать руками, как это делают многие и не могут понять, чего это она так прицепилась, нельзя показывать свой страх как перед злыми собаками, так и другими хищниками, не следует бежать от них, а нужно продемонстрировать свое дружелюбие и отсутствие агрессии. Собака – это мыслящее существо, это тот же человек, только в другом обличии, и с ней нужно вести себя как с людьми. Тогда и они к Вам отнесутся по человечески.
   С тех пор прошло много времени. Мне уже 76 лет
И у нас уже три года проживает песик по имени Барсик. Это маленькая собачка, смесь английской терьерши и сибирского дворняги. Но как он красив!
Он все понимает, даже человеческие слова. Так, например, когда мы возвращаемся с прогулки, я говорю ему:
- Барсик, надо будет лапки помыть, а то грязи нанесем домой и нам попадет.
  Выслушав все это, Барсик  тут же бросается наутек и… под кровать. Уж очень не любит он мыть лапки.
Иногда приходится его купать. Купаться он тоже не любит и когда скажешь ему:
- Барсик, давай ка сегодня помоемся в ванночке…
Он уже под кроватью и вытащить его оттуда трудно.
Иногда мне нужно пойти  по делам в город или в магазин. Он хорошо это чувствует и начинает тоже собираться – суетится, подбегает к двери, смотрит на ошейник…… Но я серьезным голосом говорю:
- Нет, Барсик, ты остаешься дома за главного. И следи, что бы был порядок.
  Пыл его стихает, он удаляется на кровать и оттуда
провожает меня жалостным взглядом. А уж когда «Пошли гулять!» - тут все  радости и  восторги, вплоть до лизания моего лица.
  А однажды мы с Тамарой и Барсиком сидели на диване и смотрели фильм. Тамара говорит:
- Я там в тарелочку Барса положила кашки, масла, колбаски, так может быть он пойдет и поест ?.
   Я все это повторяю Барсику:
- Барсик, Тома в твою тарелочку положила кашки, масла и колбаски, сходи на кухню, поешь.                Барсик пристально смотрит на меня, как бы осмысливая услышанное, затем  спрыгивает с дивана, медленно направляется на кухню и . . . прямо к чашке.
  Значит, он понимает слова,  потому что никаких жестикуляций не было. Только слова и он их понял.
  Не зря говорят, что собака – друг человека.
Мы всей семьей так уже привыкли к Барсику, что считаем его членом нашей семьи. Он для нас человек, только в другом обличии.

               


Рецензии
Собаки понимают человечью речь-это точно.Очень здорово написали про злую собаку.Сама я собачница и выискиваю тех.кто пишет о собаках.Хорошо,что с хорошим концомУ меня есть 2 миниатюрки о моем пуделе,если будет желание-заходите,буду рада.С теплом.Масюта.

Масюта   17.04.2011 22:06     Заявить о нарушении