Глазами крысы

Знаете, как тяжело живется крысе в подземном мире? Да откуда ж вам знать, вы же никогда не были на моем месте!
Начать хотя бы с того, что есть мне и моим сородичам практически нечего. Того, что раньше я употребляла в пищу, теперь уже не встретишь. Ни крошек, ни насекомых – ничего. Голод вынудил нас перейти на мясной рацион. Умрет какой-нибудь человек (хорошо, если вдали от себе подобных), так мы тут как тут, быстренько обглодаем. Бывает и так, что я, когда в одиночку, а когда и с маленькой группкой молодых крыс, совершаем вылазку на станцию и караулим – вдруг кто-нибудь из двуногих оставит свою еду без присмотра – мы и тут не мешкаем. Правда, такое бывает крайне редко. Это только на первых порах у нас все получалось, а потом люди стали очень бдительными.
На некоторых станциях практикую и такое: стоит мне постоять немного на задних лапках перед детенышем человека, так он сжалится и кинет мне кусочек чего-нибудь вкусненького. А мне так вдвойне хорошо. И подкреплюсь немного, и совесть не мучает, что я еду украла.
Вторая проблема – это отношение людей к нашему роду. Уж не знаю почему, но нас, крыс, они почему-то совсем не жалуют. Не все конечно, но многие. Вроде не уродливые мы существа, очень даже миловидные. Люди-то тоже красотой не отличаются – лысое тело, хвоста нет, куда это годится? Зато больше нас раз в двадцать. Наверное, думают, что самые главные и самые великие. От этого, видно, и такое обращение.
Один раз в меня швырнули сапогом. Чуть не пришибили. Вообще-то в меня часто что-нибудь кидают, но сапог отложился в памяти надолго. Швырялись и железяками разными, и посудой – и ничего. А вот сапог…
Это было как будто бы вчера. Я четко, почти досконально, помню этот эпизод. Я только-только прибежала на станцию. Жутко голодная, решила попытать удачу и либо выклянчить, либо украсть что-нибудь. Но не успела преодолеть и пяти метров, как кто-то закричал густым басом:
- Ах ты, тварь вшивая!
Я на голос обернулась и тут же увидела, что в меня летит сапог, здоровый такой! С большим трудом увернулась. Испугавшись, я бросилась наутек. Бегу, а за спиной слышу:
- Так-то, проваливай давай, и чтобы я больше тебя здесь не видел, поняла?!
Вот до сих пор понять не могу, почему этот эпизод из жизни меня так зацепил. Вроде ничего особенного, в такую ситуацию я не один десяток раз попадала, но как вспоминаю про этого человека, про его слова и про брошенный им сапог, так обидно становится…
Правильно меня бабушка учила: держись подальше от людей. А еще она, когда я была совсем маленькой, а было это лет двадцать назад, наставляла меня, чтобы я даже не думала соваться на поверхность. Иначе, говорит, смерть. И я до сих пор следую ее наказу, боюсь ослушаться. Бабушка давно уже умерла, но мне все время кажется, что она следит за мной. А иногда даже разговаривает со мной, но крайне редко.
Как-то раз я слышала, что мы, крысы, живем около двух лет. Подумала сперва, что это какая-то ошибка. Я и мои подруги вот уже двадцать лет обитаем в подземке. Спросила. Оказалось, что правду говорили – раньше крысы действительно жили совсем недолго, но как только нам пришлось переселиться под землю, что-то произошло с нашим организмом, и срок жизни увеличился в разы. Однако почему так, никто объяснить, увы, не мог. Хотя, в принципе, не все ли равно. Живем себе и живем. А в подробности вдаваться… как говорят люди «меньше знаешь – крепче спишь».
К чему я собственно, все это веду?.. За свою совсем не короткую жизнь я многого натерпелась, всякое повидала, чего мне только не довелось услышать – как от своих сородичей, так и от людей.
Теперь вот решила рассказать вам пару-тройку историй. Может быть, вы все это уже знаете, допускаю. Но очень сомневаюсь, что вам приходилось смотреть на ситуацию глазами крысы…

История 1

Это было давным-давно, когда я еще была совсем молодой крыской и жила вместе с сородичами под землей. Люди называют это место метро или подземка. Я здесь родилась, выросла и до сих пор здесь живу. На поверхности мне побывать не пришлось, как и многим моим сверстникам.
  Первый месяц с момента моего рождения был, пожалуй, самый беззаботный в моей жизни. Еды всегда было в достатке, можно было день за днем исследовать бесконечные пути, иногда удавалось даже покататься на огромных гудящих и шипящих железных штуковинах, которые очень часто ездили по туннелям. Люди нас в то время не боялись и даже не представляли для нас никакой угрозы, не то, что сейчас. Здорово было…
Но очень скоро все изменилось.
Как-то раз, прогуливаясь вместе с подругами в темноте туннеля, я услышала жуткий, душераздирающий звук, который сильно бил по ушам. Он никак не желал стихать и тогда мы ускорили свой бег и выбежали на станцию, благо она была близко. Я думала, что источник этого звука находится именно там.
Оказавшись на станции, мы увидели на ней много, очень много людей. Она вся кишела ими. Одни кричали, другие размахивали руками, кто-то плакал. Но одно у них было общее – они все были напуганы. Я никак не могла понять, что случилось, но ясно было одно – произошло что-то серьезное. Тем более что мне никогда раньше не приходилось видеть столько народа на одной станции.
До моего слуха долетали обрывки фраз:
- …Катастрофа… терракт… ужас…
- …как долго нам тут придется оставаться?..
- …подскажете, что произошло?..
- …да тише ты, дура! Успокойся! Наверняка какие-то учения, скоро все пройдет…
Хотя больше половины слов я не понимала, все же на основании услышанного у меня сложилась определенная картина. На поверхности произошло нечто, что заставило всех этих людей спустится сюда. И это что-то было очень ужасным – достаточно было посмотреть на лица всех этих людей.
Как выяснилось, такая ситуация – на каждой станции. Люди в спешке перебрались под землю. И все до единого были напуганы. Вот только чем, оставалось неясным.
Возможно, на людей напали чудовища, думала тогда я, которые по размерам превосходили их в разы. Хотя и представить себе не могла, какое существо может быть больше человека.
Не прошло и нескольких часов с момента, когда раздался жуткий звук (люди называли его сиреной), как многие из моих сородичей по непонятной опять-таки причине умерли. Не было сомнений в том, что два этих события связаны друг с другом.
Некоторые смелые крысы, которые остались в живых, спустя некоторое время решили выбраться на поверхность, чтобы разузнать, что побудило людей покинуть их мир. Из пяти обратно вернулась лишь одна. То, что она рассказала, долго не могло уложиться в моей голове.
Крыса говорила, что на поверхности теперь обитают страшные, уродливые создания, которые действительно намного больше человека и куда опаснее. Именно эти чудовища сожрали ее спутниц, и только чудом ей удалось выжить. Весь город оказался разрушенным, хотя мне это ни о чем не говорило. Я никогда не видела города и представляла себе, что это такое, только по рассказам бабушки или других крыс-лазутчиц. А еще крыса говорила, что на поверхности изменилось все, даже запах.
Закончив рассказ, она умерла. Стало ясно, что наверх соваться ни в коем случае нельзя. И хотя я сама прекрасно это осознавала, бабушка очень часто повторяла мне, чтобы я туда ни за что не ходила.
Больше в подземке поезда не ходили. Ни разу больше я не слышала, чтобы по рельсам стучали их колеса. А люди остались жить здесь, в метро.
Жизнь изменилась. Сильно изменилась. Как для человеческого, так и для крысиного рода… 

История 2

С того момента, как люди переселились под землю, я постепенно начала понимать их язык. Точнее сказать, догадываться о том, что те или иные звуки, доносящиеся из их рта, означают. То, что они произносили, разительно отличалось от нашего языка, более звучного, мелодичного, а самое главное понятного. Но иногда по интонации, движениям и выражению лица того или иного человека я могла угадать, о чем он говорят.
В первые дни обстановка в метро была напряженной, но более менее спокойной. Люди, конечно же, боялись, однако верили, что еще вернуться на поверхность. Знали бы они, что их надежда в скором времени умрет. Вместе с сотнями людей – теми, кто не смог впоследствии приспособиться к условиям жизни в подземке.
Мы, крысы, тоже поначалу особых перемен не заметили. Непривычно было, конечно, день и ночь видеть людей на станциях и слышать их голоса. Но это были пустяки по сравнению с тем, что ждало нас впереди…
Как я уже говорила, с едой у нас возникли проблемы. Если раньше мы питались насекомыми, которые частенько залетали в подземку, крошками, которые падали с людской еды, тем, что притаскивали с поверхности крысы-лазутчики, то теперь всего этого не было. Приходилось воровать у людей, чтобы прокормиться. А иногда, когда все было совсем худо, доходило до того, что мы ели людей или даже себе подобных.
Но, разумеется, не только нам пришлось нелегко…
Как-то раз я и две мои подруги отправились на станцию с целью поживиться там чем-нибудь съестным. Это был уже далеко не первый опыт в этом деле, поэтому страха мы почти не испытывали. Хотя, конечно, существовала вероятность того, что еду нам добыть не удастся или что нас даже могут убить.
В тот день я и две мои подруги пришли на станцию «Кировский завод», я это знаю потому, что ее так часто называли живущие там люди. Мы старались двигаться незаметно, держались в тени, чтобы нас не могли заметить. Четкого плана действий у нас не было – собирались действовать по ситуации.
Побродив по станции, мы, наконец, нашли то, что искали. На невысоком деревянном ящике стояла тарелка, а в ней что-то дымилось и (я учуяла это уже с большого расстояния) очень вкусно пахло. Мы с подругами, воспользовавшись прислоненной к ящику доской, забрались на него и увидели, что в тарелке лежат маленькие кусочки мяса. Вот уж, думаю, никто из нас на такую удачу не рассчитывал.
Вид еды заставил забыть нас об осторожности. Я даже не удосужилась посмотреть, видит ли нас кто-нибудь из людей. И это было чудовищной ошибкой, которую я никогда себе не прощу…
Только мы все втроем залезли в тарелку и собрались перекусить, как нас кто-то схватил, поднял в воздух и куда-то потащил. Я так перепугалась, что сначала не могла ничего сообразить. А когда пришла в себя, поняла, что мы попались в руки человеку. Куда он нас нес, что он хочет сделать?
Я даже не сразу заметила, что продолжаю держать в лапах кусочек мяса, за который успела схватиться прежде, чем меня подняли в воздух.
От страха или от чего-то еще мы даже не пытались вырываться, а спокойно ждали исхода. Как будто мы просто путешествовали в руках у этого человека. Если бы я тогда знала, что нас ждет, то непременно бы приложила все усилия, чтобы освободиться…
Человек бросил нас в небольшую клетку, втроем там было тесно. Потом он ушел, и мы стали ждать своей участи или подходящего момента, чтобы сбежать.
Перегрызть прутья клетки не удавалось – уж слишком прочные и толстые они были. После многочисленных попыток вырваться за ее пределы, мы поняли, что нам это не удастся. Оставался единственный выход – постараться убежать, когда кто-нибудь откроет дверцу клетки.
Такой момент наступил очень скоро. Человек, тот же, который нас схватил, подошел к клетке, внимательно посмотрел на каждую из нас и открыл дверцу. Мы уже были наготове, но все пошло не так как мы планировали. Человек просунул руку в отверстие, полностью тем самым его закрыв, и крепко схватил одну из моих подруг. Вытащив ее из клетки, он наскоро захлопнул дверцу, так что мы не смогли сбежать. Нам оставалось только с замиранием сердца смотреть, что же сделает этот человек с нашей подругой.
Он ушел недалеко. Сел на ящик в нескольких метрах от нашей клетки, сделав пару движений пальцами, заставил кончик металлической трубы пускать языки пламени, после чего поставил на эту самую трубу какую-то круглую железку.
То, что этот человек сделал потом, было просто ужасно! Он взял нож и… Нет, я не могла за этим наблюдать. Я отвернулась, а когда осмелилась открыть глаза, увидела, как он кидает на круглую железку то, что минутой ранее было нашей подругой.
Спустя некоторое время, он, морщась и что-то бубня под нос,… съел ее…
Через день все повторилось и на сей раз я осталась в клетке одна. Такая же участь ждала видно и меня. И я почти было смирилась, но только во мне вдруг проснулась такая жажда жизни, какую я никогда не испытывала.
Когда этот человек сунул руку в клетку, чтобы забрать меня, я забилась в самый угол, и когда он уже готов был сомкнуть пальцы, в действие вступили мои зубы. Я что было силы сжала челюсти на пальце человека и он, крича от боли, дернул руку, да притом так сильно, что клетка взмыла в воздух. Ее перевернуло несколько раз, прежде чем она приземлилась на пол. Я, хоть у меня и немного кружилась голова, быстро вылезла из клетки и побежала. Куда - неважно, главное убраться подальше от этой станции. Остановилась я только когда  почувствовала, что больше бежать не могу.
Немного передохнув, я сориентировалась в пространстве и спустя некоторое время сумела вернуться домой. Все мои сородичи, разумеется, были удивлены тем, что я пришла одна. Я не стала ничего скрывать и рассказала правду. Меня не стали винить в их смерти, все и так видели, что я пережила и как сожалею, что не смогла ничего сделать для их спасения.
Из этой вылазки я сделала один-единственный вывод. Он хоть и нисколько не утешал и не облегчал моих страданий, но все же теперь все знали, что на станцию «Кировский завод» лучше не соваться…

История 3

В принципе почти все мои приключения начинались с поисков еды.
В очередную вылазку, уже, наверное, сотую по счету, я отправилась одна. На сей раз пунктом назначения была станция «Нарвская». Я частенько туда наведывалась, потому что там относительно безопасно для нашего брата, и было чем поживиться. Надеялась на удачу и на сей раз.
В тусклом свете, которым была освещена станция, был различимы силуэты людей. Они копошились, что-то делали, чем-то стучали и гремели. Их суета была мне непонятна – зачем производить столько звуков сразу, да еще и таких громких? Неужели они таким образом отпугивают своих врагов, пытаясь устрашить их? Как бы там не было, люди, наверное, понимали, что делают.
 И, кажется, им не было до меня никакого дела. Я спокойно могла разгуливать по станции, никем не замеченная. Пару раз, правда, мне чуть не отдавили хвост в суматохе, но все обошлось.
В конце станции, вдали от всех, сидел детеныш человека. В руках у него была небольшая миска с едой, и что в ней было, мне предстояло выяснить.
Я не стала придумывать что-то новое и прибегла к старому, проверенному методу – встала перед человеческим детенышем на задние лапы и жалобно посмотрела ему в глаза. Этот способ не сработал лишь однажды – тогда ребенок сразу же, как только увидел меня, ударил меня ногой. От испуга ли или отчего-то другого – не знаю. Но, все еще помня этот казус, я с замиранием сердца следила за тем, что предпримет этот детеныш.
Он воспринял мое появление вполне спокойно. Долго смотрел на меня изучающим взглядом, будто впервые видел крысу (хотя, возможно, так и было), потом неожиданно спросил:
- Ты голодная, да? Есть хочешь?
Я не знала, что он спросил, но о смысле сказанного догадалась. Ответила ему на своем языке: «Я хочу есть. Угости меня». Но вряд ли он мог понять меня.
Он улыбнулся, оголив свои зубы, и мне на краткий миг показалось, что он захотел меня съесть. Но я, к счастью, ошибалась. Он взял из миски гриб и медленно протянул мне. Я взяла его, с благодарностью посмотрела на ребенка и, отойдя немного в сторону, принялась за трапезу. Мальчик, наблюдая за тем, как я ем гриб, от всей души смеялся – неужели ему это показалось таким забавным?
Покончив с едой, я снова подошла к детенышу поближе в надежде, что он угостит меня еще раз. Один гриб подкрепил меня, но голод окончательно не утолил.
Мальчик взял из миски еще гриб, положил его на ладонь и протянул мне. Но взять второй кусочек у меня не получилось, так как я тут же в ужасе отпрянула назад. Мальчик удивленно смотрел на меня, не понимая, что со мной случилось.
И только догадавшись обернуться, он понял, что испугалась я не напрасно. Мальчик захотел что-то крикнуть, но из его рта вылетело лишь сиплое «Ма-ма».
За его спиной стоял, потирая друг о друга свои передние мохнатые лапы, огромный паук. Таких я еще никогда не видела. Он был раз в десять больше обычных пауков, каких я иногда ем.
Эта громадина почему-то не спешила нападать, видно, упивалась страхом ребенка. А детеныш продолжал сидеть на своем месте, не в силах сдвинуться и все шептал что-то.
Паук не спеша подошел к ребенку, навис над ним своей огромной тушей и оголил свое жало, намереваясь впрыснуть в свою жертву яд.
Все это время я стояла и смотрела на эту ужасную сцену. Передо мной стоял сложный выбор: либо убежать и спасти себя, либо попытаться спасти мальчика. С одной стороны жизнь дороже, однако же человеческий детеныш проявил по отношению ко мне доброту (ни от каждого такого дождешься), и я должна была отплатить ему тем же.
Дальше раздумывать не стала. Я быстро подбежала к пауку, прыгнула как можно выше, в итоге оказавшись на спине чудовища. Тот, почувствовав, что на его теле кто-то есть, стал трястись, пытаясь свалить меня с себя, но я крепко вцепилась своими коготками в его туловище. Постепенно я подобралась к голове мутанта, а затем проткнула своими мощными передними зубами его шею. Мутант зашипел, задергался. Но я и не думала останавливаться; снова и снова вгрызалась в его шею, из ран текла противная липкая зеленая жидкость, попадала мне на язык, но я не обращала на это никакого внимания. В конце концов, паук упал, забился в конвульсиях и после непродолжительного трепыхания, обмяк.
Я спрыгнула с уже мертвого паука на пол и подошла к лежащему на полу мальчику. Он тяжело дышал, было видно, что испуг еще не прошел. Но как только детеныш повернул голову в мою сторону, а потом перевел взгляд на мертвое тело паука, его страх сразу же испарился. Ребенок вдруг подхватил меня на руки (от неожиданности я даже не успела никак на это отреагировать) и легонько прижал к себе. Затем прошептал:
- Спасибо!
Здесь даже знания человеческого языка не потребовалось, чтобы понять, что он только что сказал.
- Эй, Дима, а ну брось эту гадость!
К мальчику быстрыми шагами приближался человек. И, судя по его недовольному лицу, не следовало ожидать ничего хорошего.
- Но, пап, посмотри, - детеныш указал на труп паука, - она спасла меня от этого чудища.
Человек остановился как вкопанный, бегая глазами то по мне, то по пауку. В конце концов, он сказал:
- Все равно, не смей никогда трогать крыс, они заразные и… кто знает, что от них можно ожидать…   
Мальчик хотел было что-то ответить, но суровый взгляд отца дал понять ему, что тот потерпит возражений.
Ребенок аккуратно опустил меня на землю и тихо, чтобы человек не мог услышать, сказал:
- Приходи ко мне еще, я тебя, возможно, угощу чем-нибудь…
Мальчик подмигнул мне, и я бросилась бежать в сторону туннеля, ведущего ко мне домой. Но остановилась на полпути, повернулась и тоже подмигнула в ответ.

История 4

Если вы думаете, что только люди устраивают совещания, вы глубоко заблуждаетесь. Мы, крысы, тоже нередко собираемся вместе, чтобы обсудить насущные проблемы. В основном, разумеется, на таких совещаниях затрагивается тема пропитания.
Шел уже девятый год, как мы безвылазно сидели в метро. Дни тянулись за днями, недели за неделями, в большинстве своем наша жизнь была унылой и монотонной. Бывали, конечно, исключения, но в целом… уж лучше и не жить вовсе.
На очередном собрании мы снова обсуждали, где и кто будет искать себе еду. Территории между собой делили больше шести десятков крыс – подсчетами я не занималась. В итоге мы разделились на группы, в каждой нас было по двенадцать.
Моей группе досталась станция «Балтийская». Появление такого количества крыс одновременно, несомненно вызвало бы у живущих там людей соответствующую реакцию, поэтому стоило действовать осторожно и тихо.
Мы уже были на полпути к «Балтийской» как услышали впереди какой-то жуткий вой. И с каждой секундой источник этого звука медленно приближался к нам. Мне вдруг стало страшно, да и моим сородичам тоже. Разглядеть, что они чувствовали, я не могла, зато по испуганному писку все стало понятно. Мы остановились и стали ждать, что же будет дальше.
За годы, проведенные под землей, наши глаза приспособились к темноте и мы хоть и очень плохо, могли видеть, что происходит во тьме туннеля. Страшные завывания продолжали усиливаться и вскоре мы увидели, кто издавал эти звуки. Человек. Это был человек. Он шел, медленно переставляя ноги, и завывал. А иногда что-то говорил шепотом. Вскоре он почти поравнялся с нами. Скорее всего, он нас не видел, потому что не останавливаясь прошел мимо, при этом продолжая подвывать и разговаривать.
Мои сородичи спросили меня, так как я была единственная, кто мало-мальски понимала человеческий язык, о чем он говорит. Естественно, перевести все я не могла, но главную суть уловила. Он говорил:
- Поганые скоты! Они еще и стрелять в меня вздумали. А что я им сделал? Ведь ничего, ничего. Я только хотел помочь, а они… Чем они мне отплатили? Я ведь им добра желал, думал, что так лучше будет… А теперь остается только помирать как вшивой собаке… Разве я заслужил это? Разве заслужил…
Не в первый раз во мне проснулась жалость к этому человеку. Да, это был не единичный случай. Я нередко жалела людей, если понимала, что они страдают. Почему это чувство не было присуще моим сородичам, ни одному. Почему-то нет в них сострадания, даже к своему ближнему…
Я не знала всех тонкостей проблем этого человека, но поняла, что он страдает из-за того, что хотел помочь. Это было неправильно, очень неправильно. Я чувствовала – этот человек заслуживает сострадания.
Вдруг человек подкосился и упал на рельсы. Больше он не двигался. Мои сородичи тут же подбежали к нему, окружили со всех сторон. Заголосили:
- Давайте съедим его!
- Да, точно, давайте!
- Надо же, такая удача!
Я тоже подошла к человеку, остановилась возле его лица, понюхала, подошла поближе.
- Погодите, он же еще жив! – воскликнула я.
- И что же? Нам теперь ждать, когда он умрет?
- Хотя бы. Вы же не станете есть его, когда он живой?
- Почему? Станем, чего тянуть-то?
Я попыталась воззвать своих сородичей к благоразумию, но они и слушать меня не стали. Набросились на тело несчастного, вгрызаясь в его еще живую плоть. Спустя всего несколько минут от него остался лишь полуобглоданный скелет. Пирушка удалась, но я так и не притронулась к человеческому мясу, даже когда жизнь покинула тело бедняги. Не смогла. Это было выше моих сил, и даже жуткий голод не пробудил во мне животные инстинкты.
Просто я была не такая, как все…

История 5

Расскажу вам последнюю историю из своей жизни, одну из самых моих любимых. Каждый раз, как вспоминаю ее, сразу на душе тепло становиться.
Произошло это недавно, где-то месяц назад. В тот день я просто прогуливалась в тоннеле, о еде причем совершенно не думала. Редкий случай, не правда ли? Наверное, не голодна тогда была…
Шла, размышляла о своем. Мыслей было много. В основном я думала о людях.
Люди – существа странные. Я их почти никогда не понимала. Одни были злыми, жестокими, к себе подобным относились презрительно и неуважительно, убивали ни за что. Такие мне не нравились.
Другие же были полной противоположностью. Добрые, отзывчивые, всегда готовые помочь.
Почему они настолько разные? Люди были и остаются для меня неразрешимой загадкой.
Размышляя об этом, я не сразу успела заметить, что потолок в туннеле начинает осыпаться. Не пытаясь даже выяснить причину внезапно начавшегося обвала, я быстро побежала назад и вовремя – проход в считанные секунды завалило. Я была уже далеко от груды камней, как вдруг непонятно откуда взявшийся камень размером с глазное человеческое яблоко угодил мне прямо по голове. От удара у меня загудело в ушах и перед глазами поплыли туманные разводы. Я сделала еще несколько шагов вперед и остановилась – ничего не видела, не слышала и не могла продолжать идти.
Постепенно слух стал возвращаться ко мне, и разводы исчезли, но зрение еще не восстановилось полностью.
 И вдруг мне в глаза ударил яркий свет, а громкий визг снова ненадолго оглушил меня. Я не могла понять, что произошло на сей раз, и даже не понимала, жива ли. Внезапно я почувствовала необычайную легкость, как будто… меня поднимают в воздух.
- Смотри, Фил, это же крыса. А ты разорался. Если бы я не затормозил, размазали бы ее по рельсе. Что? Ну, Фил, как так можно? Это же живое существо. И, о боже, Фил, посмотри, она нам жизнь спасла! Не затормози бы я, мы бы так и влетела наша дрезина в обвал и сами были бы трупами. Ну спасибо тебе, крыска, выручила!
Человек (а это и не мог быть никто другой) бережно опустил меня на землю и ушел в сторону света.
- Что делать, что делать? Возвращаться надо. Или есть другие предложения?..
Вот оно как получилось. Человек спас жизнь крысе, а крыса помимо своей воли спасла человека. Поистине удивительно.

Вот собственно и все яркие моменты моей жизни. Были, разумеется, и еще, но что-то позабылось, что-то и вспоминать не хочется.
Подземный мир таит в себе множество сюрпризов и как знать, возможно, уже завтра я снова попаду в какую-нибудь передрягу. И если выберусь из нее живой, то непременно расскажу вам очередную историю…


Рецензии