Реклама в пространстве и времени

    Что реклама – двигатель торговли, известно уже давно. Сегодня реклама – не только двигатель, а целый современный экспресс, ведущий самостоятельную жизнь, оказывающий услуги оказывающим услуги…

     Начнём с того, что реклама нужна и важна. Отрицать это уже невозможно. Рекламодатели, закладывающие в стоимость своих рекламируемых товаров и услуг издержки на рекламу, никогда не прогадывают – ведь потребитель всё равно всё оплатит. Уже по более высокой цене, чем, если бы без рекламы. Удачная реклама приведёт к повышению спроса, а, стало быть, принесёт дополнительную прибыль. То есть реклама должна повышать рентабельность бизнеса.

     Вот я и хочу, как потребитель, разобраться в том, когда и как, где, в каком виде и почему именно рекламируется то или иное, за что мне приходится оплачивать рекламную составляющую цены. Это с одной стороны. С другой стороны – как влияет реклама на потребителя, что в нём воспитывает, к чему приучает? Есть ещё одна сторона «медали» – почему реклама прерывает то, что не заложено автором в сюжет художественного произведения, нарушая авторское право? Почему потребитель в ущерб своему времени, в ущерб непрерывности просмотра и прослушивания, наконец, в ущерб своим интересам должен смотреть и слушать, я уж не говорю – читать то, что ему мешает, что нарушает его права как телезрителя и радиослушателя? Основная масса телезрителей выключает звучание часто очень громких рекламных роликов, дожидаясь продолжения просмотра видеопроизведения.

     Приведу некоторые примеры вообще вредной рекламы. Хотя федеральный закон о рекламе не считает эти элементы вредными. Но Государственная Дума по «просьбам трудящихся» время от времени вносит поправки в этот закон вопреки рекламному лобби, но не вопреки здравому смыслу.

     «Клинское» споило сегодняшнее поколение. Перенос рекламирования по телеканалам пенных напитков на более позднее время опоздал ровно на столько, сколько реклама пива уже идёт на телевидении. Приходится бороться с последствиями, вводя запреты на продажу несовершеннолетним градусной продукции, закрывая пивные ларьки, снижая до нуля промилле содержание алкоголя в крови водителей, передавая вытрезвители от МВД медикам и т. д.

     Вдруг в 2016 году во время спортивных (!) телепередач вновь появились рекламные ролики пива… За что боролись?

     А вот реклама самогонных аппаратов и крепких спиртных напитков, не дошедшая по здравому смыслу до телепрограмм, осталась на газетных полосах. Одна из наших городских газет (закрыта 1 апреля 2016 г.) как-то в течение целого года еженедельно рекламировала продукцию ЛВЗ «Кучино». Даже был устроен конкурс читателей на новые названия водок. По итогам конкурса победили пятеро горожан, в том числе ваш покорный слуга, предложивших название водки «Рябушинка». И что? Конечно, водка с таким конкретным названием на полках городских магазинов так и не появилась, а вот интересы рекламодателя были удовлетворены на все сто! Конечно, он своей алкогольной рекламой, то есть платой за неё газете, хорошо поддержал коллектив этого СМИ. Доходами ЛВЗ поделился с городским бюджетом, спонсировал отдельные социальные проекты. Но что он дал народу? Россияне пьют больше всех в мире крепких напитков. И не только потому, что у нас суровый климат. А и потому, что эти напитки хорошо рекламируются. Обещала редакция «Аргументов и фактов» с 2010 г. ограничить рекламу спиртного, но, видимо, газета, издающаяся многомиллионным тиражом, без подачек водочных рекламодателей существовать тоже не может. Но и в 2011 г. в каждом номере «АиФ» продолжал литься рекой национальный крепкий напиток…

     Несколько лучше обстоят дела с ограничениями рекламы табачных изделий. Её уже давно нет на щитах и растяжках, нет в СМИ. А в последнее время на каждой пачке сигарет есть даже антиреклама. Но кто верит этому «печатному слову»? Даже курящие корреспонденты не верят. А хотелось бы. Глядишь, здоровее станет нация, бросившая курить.

     Реклама медицинская видео- и звуковая. Последнее время её стало так много, особенно почему-то в часы приёма пищи, что, кажется, мы все уже больны гриппом, диареей, запорами и другими заразами – даже аптек в Кучино прибавилось. В разы больше их стало!

     Была в нашем городе одна интересная фирма «Чистый город». Её название говорит о многом. Основной задачей этой рекламной фирмы – освободить подъезды многоквартирных жилых домов от разного рода несанкционированных объявлений, неоплаченной рекламы, грязных стен и дверей. Часть площади остеклённых и надёжно запертых щитов предназначается для социальных нужд эксплуатирующих жилищный фонд организаций. Ведь последние обязаны оповещать жителей о срочных ремонтных и профилактических работах – временных отключениях водо-, тепло-, электроснабжения, собраниях жителей и т. п. Но и эту социальную площадь рекламного щита «Чистый город» заполняет рекламными объявлениями другого рода, стремясь получить максимальную прибыль. А ключи от щитов всяким ООО «ЖилКомАльтернатива», «ПрогрессЖилСервис» и др. для быстрого оповещения жителей просто не доверяет – надо заблаговременно обращаться в фирму. Но ведь форс-мажор на то и форс-мажор, что заблаговременно о нём не оповестишь. Вот и приходится работникам ЖКХ вновь наклеивать на свежеокрашенные стальные двери подъездов свои срочные и полезные объявления… Забывая затем своевременно их снимать и очищать стены и двери от грязи. А «Чистый город» тоже «умывает руки», больше не озадаченный этой работой. Разместить щиты «Чистого города» у 10 подъездов корпусов А, Б и В Гидрогородка я просил эту фирму давно, как только появились подобные щиты в центре Железнодорожного. По телефону мне сообщили, что Гидрогородок для этого непер-спективен. И только накануне выборов в Совет депутатов городского округа для размещения агитационных материалов кандидатов в депутаты все 10 подъездов Гидрогородка украсили новые рекламные щиты «Чистого города». Как оказалось, один из избранных нами депутатов имел прямое служебное отношение к городской рекламе. А вот распорядиться ключами от щитов, доверив дубликаты ЖКХ, он тоже отказался, сообщив, что ЖКХ соблюдать чистоту и порядок на социальной рекламной площади не сможет. Дружить бы с ЖКХ надо не только жителям домов, но и депутатам. И вместе обеспечивать порядок во всём.

     В конце 2017 г., перед самыми новогодними праздниками и всеобщими каникулами, все 10 рекламных щитов в Гидрогородке исчезли. Такое уже однажды было, но тогда на смену им пришли новые конструкции с новыми замками - вот они-то теперь и пропали. Или Гидрогородок стал вновь неперспективным для рекламщиков? Или к новым выборам появятся и новые вандалоустойчивые щиты? Как знать…

     Возвращение к содержанию сборника «Заповедными тропами жизни»: http://www.proza.ru/2018/01/17/2231.

     2011 – 2018


Рецензии