От Москвы до Бреста

     Беседуя с участником Великой Отечественной войны Николаем Федоровичем Кюнгом накануне 23 февраля, я даже не представляла, что буквально через несколько дней мы с ним начнем работу над совместной книгой о его жизни, в которой будет вспомнено им  все: оборона Брестской крепости, четыре долгих года в страшном Бухенвальде,  работа в Советском комитете ветеранов войны и более чем пятидесятилетнее преподавание истории в школе.

    В августе 2007 года первые экземпляры книги «Не сломленный судьбой…» оказались в наших руках. Как сказал Николай Федорович, это был самый замечательный подарок, полученный им  в канун девяностолетия. Несомненно, ценность этой книги еще и в том, что издали книгу его бывшие ученики. Он был горд и счастлив тем, что они правильно оценили его уроки, как школьные, так и жизненные.

    Однажды Николай Федорович посетовал на то, что возраст и слабое здоровье не позволят ему еще раз побывать на празднование Дня Победы в Брестской крепости, что не сможет он поклониться погибшим товарищам по оружию, отвезти туда книгу своих воспоминаний. И я пообещала сделать это за него, как только смогу выбрать время. 

   Николая Федоровича не стало совсем недавно, в конце января. Где-то там, в заоблачном мире, его приняли в свой строй те, кто героически оборонял бессмертный Брестский гарнизон, те, кто не терял человеческого достоинства в фашистских застенках, те, кто поднимал нашу страну из разрухи. Те, кто, покинув землю,  навсегда остались для нас примером и совестью.

    Нельзя было, чтобы хотя бы частичка души Николая Федоровича Кюнга не оказалась в праздничный день там, где на нашу землю шагнула Великая Отечественная.  И вот в моих руках билет на поезд Москва – Брест.

   Уже на границе со Смоленской областью поймала себя на непривычном ощущении. Мне казалось, что когда-то я уже была здесь, так живы были в памяти рассказы Николая Федоровича о его родных местах. Проезжая Вязьму, я пыталась разглядеть здания, непроизвольно ища среди них педагогический техникум, в котором когда-то учился Кюнг. Мелькнула за окошком маленькая станция Семлево,  и я тут же вспомнила, что именно здесь он впервые вошел в  класс юным учителем истории.  Чуть позже, в возрасте неполных двадцати лет,  стал директором местной школы.  Выйдя на несколько минут из вагона на перрон смоленского вокзала,  разглядывала красивое здание. А в памяти всплывали слова Николая Федоровича, вернувшегося в Смоленск после фашистского плена в поисках своей семьи: «Города почти не было,  бомбили его с особой свирепостью, разметали по кирпичику…».

   Брест встретил меня утренней прохладой, на небе синели тяжелые тучи. В душе шевельнулась досада: неужели дождь испортит праздник? Но даже погода была благосклонна в этот день. А может быть,  теплее в городе стало от разноцветья флагов, ярких букетов и воздушных шаров? И лица брестчан не покидали добрые улыбки. Справедливости ради  нужно отметить, что жители Белоруссии – очень радушные и отзывчивые люди.  Это подтвердит каждый, кто побывал здесь  однажды.  Мне лично было очень уютно в этой стране,  казалось,  что каким-то чудом время умчалось вспять, забрав с собой пару десятков лет. И словно в том, великом еще СССР, на проспекте Машерова, ведущем к крепости, звучала  речь на разных языках.  Люди шли семьями, компаниями, целыми трудовыми коллективами.  То здесь, то там слышались песни военных лет, совсем недалеко от крепости кто-то затеял веселый перепляс и вовлекал в него подходящих женщин и мужчин. Я на мгновение поймала  в себе чувство щемящей зависти к этим людям, их лица светились неподдельной радостью. А такое сегодня встретишь не часто, к сожалению,  все больше гнетут нас проблемы   и заботы…

   На входе в крепость невольно поежилась, напряженный голос Левитана, информирующий о начале войны, скользнул ознобом между лопатками. И грянувшая вслед песня «Вставай, страна огромная!» закрепила в душе чувство сопричастности с теми, кто держал здесь оборону против немецкой артиллерии, танков и авиации, оказывающей поддержку отборной 45-й пехотной дивизии, которая до этого всего за несколько дней брала Варшаву, Париж и целые страны Европы.

   Брестский гарнизон не сдавался более месяца, сражаясь без еды, воды и медикаментов.  Солдаты тридцати двух национальностей захоронены в крепости, каждый из них боролся и погиб за одну великую Родину.  Даже сегодня, когда Советский Союз не существует, здесь действует негласный уговор тех, кто остался в живых из гарнизона. Летят в крепость денежные переводы с их скромных пенсий, на поддержку исторического комплекса, на поддержку памяти в душах людей. Вот только с годами их становится все меньше и меньше, редеет строй ветеранов…

    А крепость живет.   Сохраняет её и заботится о ней  коллектив, возглавляемый В. В. Губаренко.   Валерий Владимирович, генерал-майор, в недавнем прошлом  - командир дивизии, которую он вывел из Германии в 1991 году. По его словам, сделать это было совсем не просто,  и было ему тогда не намного легче, чем его отцу, капитану Губаренко, начавшему войну с Халхин-Гола и в 1945-м вошедшему освободителем в Берлин.

   Нынешняя его должность – директор мемориального комплекса, хотя самому Валерию Владимировичу больше нравится, когда его называют комендантом  Брестской крепости.  За плечами Губаренко тридцатилетняя воинская  служба.   И все эти годы он учил своих подчиненных любить Родину так, как любили ее солдаты Великой Отечественной.

   …Немного удивило то, что попасть на прием к Губаренко оказалось совсем просто. Дежурный по музею объяснил, как найти кабинет директора и уже через минуту из-за простого стола мне навстречу поднялся невысокий крепкий мужчина с армейской выправкой.  Несколько фраз общения и на душе стало спокойно и тепло.  Валерий Владимирович обладает огромным обаянием, умением заинтересовать и расположить к себе собеседника. Вскоре мы говорили как добрые друзья.

   - Николай Федорович Кюнг – для нас не просто участник обороны Брестской крепости. Весь коллектив мемориального комплекса считал его близким, почти родным человеком. Я бы сказал, что такие люди – наше знамя.  А Николай Федорович из тех, кто не просто шел вперед, но еще и вел за собой остальных. В нашем музее много материалов о его жизненном пути.  Уверен, что книга «Не сломленный судьбой…»  станет отличным подспорьем в деле патриотического воспитания молодежи! А ведь Кюнг приезжал к нам совсем недавно, всего несколько лет назад…

   И Губаренко на мгновенье посуровел лицом, словно увидел далекий отсюда Щербинский Дом культуры, где у гроба защитника вверенной ему крепости застыл почетный караул.

   На прощанье Валерий Владимирович подарил мне диск с двумя художественными фильмами «Бессмертный  гарнизон» и «Я – русский солдат». Оба фильма – о защитниках Брестской крепости.  Ведется подготовка к съемкам нового фильма, картина должна быть представлена к 65-летию освобождения Белоруссии от фашистских захватчиков, к июлю 2009 года. Одним из консультантов данного кинопроекта является сам В. В. Губаренко.

   Я еще долго бродила по крепости, много фотографировала, благо визитная карточка директора комплекса исправно служила мне пропуском.  Добралась я даже до бывшего здания 84-й полковой школы, где Н.Ф.Кюнг служил в должности заместителя политрука, хотя оно  находится в лесу и не выставленно на обозрение посетителей музея под открытым небом. Сегодня в этом здании - женский монастырь, трудолюбивые монахини возделывают рядом поле пшеницы. А у самого дома длинные ряды алых тюльпанов, издалека так похожие на пятна крови…


Рецензии
В Бресте каждый год, но в крепости не была,а с Вами словно побывала.
С благодарностью

Нина Тур   24.02.2012 17:20     Заявить о нарушении
Загляните туда, там понимаешь многое. Спасибо, что читаете.

Ирина Глазырина   28.02.2012 13:20   Заявить о нарушении