Без вознаграждения нет спасения!
По морю Норвежскому плыли тихо, спокойно и до Мурманска оставалось пару суток хода. Медь, алюминий да никель с кобальтом - богатство сибирское, вывозили рейс за рейсом в большой европейский порт Роттердам. Капитан теплохода «Ахтырка» Валерий Парамонов сильно спешил и поделился на мостике сокровенным со старшим механиком Эдуардом Денисенко:
- Младший сынок Андрюха надумал жениться, это на первом-то курсе мореходки! Интересно взглянуть на избранницу, кого это он собрался осчастливить? Успеть бы в порт до свадьбы.
- Да уж, наши детки не больно-то спрашивают теперь у родителей, демократия, блин... - посочувствовал капитану стармех, - должны успеть, если не случится форс-мажор.
Погода, к счастью - союзница моряков, чаще мерзкая в этих краях, нынче - на загляденье. Тишь да гладь, знай накручивай мили на гребной винт.
А тут вдруг, на тебе... Начальник радиостанции Володя Михайловенко, молодой мужчина с пышными чёрными усами, принёс капитану тревожную депешу. Оказывается: миль сорок прямо по курсу в аварийном состоянии дрейфовал теплоход «Кологрив». Редкий случай на флоте: развалился главный двигатель! А что такое корабль без двигателя? Большая консервная банка, движимая по воле ветра и волн… Слава Всевышнему, что погода баловала, быть бы беде. Ведь совсем рядом - мрачные скалистые берега Норвегии и якоря не бросить, глубины непомерные! Так что качался на волнах «Кологрив», надеясь лишь на удачное расположение звёзд, благосклонное отношение Нептуна да помощь извне…
Как ближайший к аварийному судну, теплоход «Ахтырка» помчался к «Кологриву» на "всех парах". Это судно принадлежало той же, вновь испечённой фирме, исполнительный директор которой, Генрих Зеленский, до «народной приватизации» был чиновником в Управлении флота. Чудны дела твои, Господи! Совладельцы фирмы умудрились откупить у пароходства четыре судна. А пятое - старое и изношенное, они приобрёли «по случаю» в Европе. Однако, как говорили в определённых кругах: «жадность фраера сгубила!» В первом же рейсе у главного дизеля получили трещины два цилиндра, у остальных - заклинили поршни.
- Вот времена! Непонятно, куда только смотрит морской Регистр? - удивлялся капитан Парамонов, рассматривая экран локатора по левому борту.
- Чего только не сделаешь ради манящей выгоды, - заметил стармех. - Жаль, что не состоим мы в международной ассоциации транспортников - ITF. Очень авторитетное и внушительное объединение профсоюзов. Я вычитал в их ведомственном журнале, что насчитывает в своих рядах до миллиона моряков.
- А про зарплату читал? Можно сравнить с нашей? - перебил Эдуарда Георгиевича расстроенный капитан. - У матроса I-го класса, согласно ставкам ITF, зарплата не ниже 1300 долларов в месяц, а у капитана, в среднем - 4080 долларов. А с таким стажем и опытом, как у меня, капитан не поднимется на мостик с денежным довольствием не менее 8 -10 тысяч долларов в месяц!
- Валерий Александрович! А что, в ITF нам дорога закрыта?
- Не признают, пока, наши дипломы. Судовладельцы не против, а вот моряки... Ни к чему им конкуренция! Тем более, что на рынке труда по информации компании «Акомарит» - 110 тысяч моряков из бывшего СССР!
- На судах с «удобным» флагом, куда устраиваются наши моряки, условия и оплата труда на совести судовладельца или капитана. Работа под «флагом» - большой риск, и это доказано на практике, - волнуясь, Эдуард Георгиевич закурил сигарету.
- Ситуация очень напоминает нашу фирму и господина Зеленского, хоть и плаваем под родным флагом, - грустно усмехнулся Валерий Александрович.
Пока ветераны флота живо обсуждали наболевшие проблемы, радист Михайловенко принял очередную радиограмму, с которой и показался на мостике.
- Ну вот, Зеленский прислал депешу с указанием готовить буксиры. - Капитан Парамонов развёл руками. - Нет у нас таких длинных концов, да и машина маломощная. В качестве спасательного буксира вряд ли поможем. Но подстраховать коллег - сам Бог велел, выжимай механик из дизеля всю мощь!..
Однако, услышав запах «добычи», к «Кологриву» первым подоспел спасательный буксир с порта приписки. У спасателей, ведь как принято - «без вознаграждения, нет спасения...» Это означало, что перед началом аварийно-спасательных работ должен быть составлен Договор о сумме премиальных. Так что подошедший буксир дрейфовал, пока капитаны вели переговоры. Спасатели – «нет на них креста» - запросили за работу огромную сумму в долларах! Полагали, видимо, что у капиталиста, господина Зеленского - прорва денег. Если и так, то они крепко ошиблись в нравах и морали частного судовладельца...
Как рассказывали потом очевидцы, самое интересное произошло на берегу. Не ведая о начавшихся переговорах спасателей с «Кологривом», господин Зеленский пил Nescafe в своём офисе. А как сообщили о запрошенной спасателями сумме, опасно поперхнулся любимым напитком. Пришлось даже помощь оказать – постукиванием директора по спине! Придя в себя, он тут же обнажил свою, акулы капитализма, суть. Смысл таков, что, сняв экипаж, Зеленский скорее утопит несчастный «Кологрив», чем выплатит указанную сумму! И полетела срочная радиограмма капитану аварийного судна: «Никаких переговоров со спасателями!» Так что поплыл себе буксировщик, не солоно хлебавши, в туманную даль...
А господин Зеленский проявил в экстренной ситуации недюжинные дипломатические способности, быстроту, натиск, сноровку. На Севере базировалась флотилия специальных судов для морских геологоразведочных работ, имевшая мощные буксиры. Этим и воспользовался Генрих Зеленский. Как уж он договорился и за какую сумму - коммерческая тайна. Но мощный буксир благополучно доставил горемыку «Кологрив» в порт приписки.
К свадьбе сына успел и Валерий Парамонов.
Насмотревшись вволю на неудачные браки моряков, капитан переживал за Андрюху, наивно надеясь распознать при первой встрече характер будущей невестки. «А ведь главное, чтобы случилось это по любви!» - несколько успокоился Валерий Александрович, когда с крыла ходового мостика судна увидел на причале встречавших с цветами. Жена Светлана и сын Андрюха, к которому прижималась красивая молодая брюнетка, приветливо махали руками. Но капитан пристально всматривался лишь в маму будущих внуков: невестка-то, хороша! Стройная, симпатичная и улыбка добрая, может зря так опасался морской волк Парамонов?!
«Дай Бог не распадётся союз молодых, как развалился несчастный «Кологрив» и не понадобятся папа с мамой в роли спасателей! А лучшим подарком пусть будет внук, потомок судоводителя Парамонова!» - такие приятные мысли успели посетить капитана во время швартовки судна...
Свидетельство о публикации №211040400866
Серафим Григорьев 21.10.2011 19:20 Заявить о нарушении