Без вознаграждения нет спасения!

На снимке из Интернета: морской буксир


   По морю Норвежскому плыли тихо, спокойно и до Мурманска оставалось пару суток хода. Медь, алюминий да никель с кобальтом - богатство сибирское, вывозили рейс за рейсом в большой европейский порт Роттердам. Капитан теплохода «Ахтырка» Валерий Парамонов сильно спешил и поделился на мостике сокровенным со старшим механиком  Эдуардом  Денисенко:
   - Младший сынок Андрюха надумал жениться, это на первом-то курсе мореходки! Интересно взглянуть на избранницу, кого это он собрался осчастливить?  Успеть бы в порт до свадьбы.

   - Да уж, наши детки не больно-то спрашивают теперь у родителей, демократия,  блин... - посочувствовал капитану стармех, - должны успеть, если не  случится форс-мажор.
Погода, к счастью - союзница моряков, чаще мерзкая в этих краях, нынче - на загляденье. Тишь да гладь, знай накручивай мили на гребной винт.

   А тут вдруг, на тебе...  Начальник радиостанции Володя Михайловенко, молодой мужчина с пышными чёрными усами, принёс капитану тревожную депешу. Оказывается: миль сорок прямо по курсу в аварийном состоянии дрейфовал теплоход «Кологрив».  Редкий случай на флоте: развалился главный двигатель! А что такое корабль без двигателя? Большая консервная банка,  движимая по воле ветра и волн…  Слава Всевышнему, что погода баловала,  быть бы беде. Ведь совсем  рядом - мрачные скалистые берега Норвегии и якоря не бросить, глубины непомерные! Так что качался на волнах «Кологрив», надеясь лишь на удачное расположение звёзд, благосклонное отношение Нептуна да помощь извне…

   Как ближайший к аварийному судну, теплоход «Ахтырка» помчался к «Кологриву» на "всех парах". Это судно принадлежало той же, вновь испечённой фирме, исполнительный директор которой, Генрих Зеленский, до «народной приватизации» был чиновником в Управлении флота. Чудны дела твои, Господи! Совладельцы фирмы умудрились откупить у  пароходства четыре судна. А пятое - старое и изношенное, они приобрёли «по случаю» в Европе. Однако, как говорили в определённых кругах: «жадность фраера сгубила!» В первом же рейсе у главного дизеля получили трещины  два цилиндра, у остальных - заклинили поршни.

   - Вот времена! Непонятно, куда только смотрит морской Регистр? - удивлялся капитан Парамонов, рассматривая экран локатора по левому борту.
- Чего только не сделаешь ради манящей выгоды, - заметил стармех. - Жаль, что не состоим мы в международной ассоциации транспортников - ITF. Очень авторитетное и внушительное  объединение профсоюзов. Я  вычитал в их ведомственном журнале, что насчитывает в своих рядах до миллиона моряков.

   - А про зарплату читал? Можно сравнить с нашей? -  перебил Эдуарда Георгиевича расстроенный капитан. - У матроса  I-го класса, согласно ставкам  ITF,  зарплата не ниже 1300 долларов в месяц, а у капитана, в среднем - 4080 долларов. А с таким стажем и опытом, как у меня, капитан не поднимется на мостик с денежным довольствием не менее 8 -10 тысяч долларов в месяц!

   - Валерий  Александрович! А что, в ITF нам дорога закрыта?
   - Не признают, пока, наши дипломы. Судовладельцы не против, а вот моряки...   Ни к чему им конкуренция! Тем более, что на рынке труда по информации компании «Акомарит» - 110 тысяч моряков из бывшего СССР!
   - На судах с «удобным» флагом, куда устраиваются наши моряки, условия и оплата труда на совести судовладельца или капитана. Работа под «флагом» - большой риск, и это доказано на практике, - волнуясь, Эдуард Георгиевич закурил сигарету.
   -  Ситуация очень напоминает нашу фирму и господина Зеленского, хоть и плаваем под родным флагом, - грустно усмехнулся  Валерий  Александрович.

   Пока ветераны флота живо обсуждали наболевшие проблемы, радист Михайловенко принял очередную радиограмму, с которой и показался на мостике.
   - Ну вот, Зеленский прислал депешу с указанием готовить буксиры. - Капитан  Парамонов развёл руками. - Нет у нас таких длинных концов, да и машина  маломощная. В качестве спасательного буксира вряд ли поможем. Но подстраховать  коллег - сам Бог велел, выжимай механик из дизеля всю мощь!..

   Однако, услышав запах «добычи», к «Кологриву» первым подоспел спасательный буксир с порта приписки. У спасателей, ведь как принято - «без вознаграждения, нет спасения...»  Это означало, что перед началом аварийно-спасательных работ должен быть составлен Договор о сумме премиальных. Так что подошедший  буксир дрейфовал, пока капитаны вели переговоры. Спасатели – «нет на них креста» - запросили за работу огромную сумму в долларах! Полагали, видимо, что у  капиталиста, господина Зеленского -  прорва денег. Если и так, то они крепко ошиблись в нравах и морали частного судовладельца...

   Как рассказывали потом очевидцы, самое интересное произошло на берегу. Не ведая о начавшихся переговорах спасателей с «Кологривом», господин Зеленский пил Nescafe в своём офисе. А как сообщили о запрошенной спасателями сумме, опасно поперхнулся любимым напитком. Пришлось даже помощь оказать – постукиванием  директора по спине! Придя в себя, он тут же обнажил  свою, акулы капитализма, суть. Смысл таков, что, сняв экипаж, Зеленский скорее утопит несчастный «Кологрив», чем выплатит указанную сумму! И полетела срочная радиограмма капитану аварийного судна: «Никаких переговоров со спасателями!» Так что поплыл себе буксировщик,  не солоно хлебавши, в туманную даль... 

   А господин Зеленский проявил в экстренной ситуации недюжинные дипломатические способности, быстроту, натиск, сноровку. На Севере базировалась флотилия  специальных судов для морских геологоразведочных работ, имевшая мощные буксиры. Этим и воспользовался Генрих Зеленский. Как уж он договорился и за какую сумму - коммерческая тайна. Но мощный буксир благополучно доставил горемыку «Кологрив» в порт приписки.

   К свадьбе сына успел и Валерий Парамонов.

   Насмотревшись вволю на неудачные браки моряков, капитан переживал за Андрюху, наивно надеясь распознать при первой встрече характер будущей невестки. «А ведь главное, чтобы случилось это по любви!» - несколько успокоился Валерий Александрович, когда с крыла ходового мостика судна увидел на причале встречавших с цветами.  Жена Светлана и сын Андрюха, к которому прижималась красивая молодая брюнетка, приветливо махали руками. Но капитан пристально всматривался лишь в маму будущих внуков: невестка-то, хороша! Стройная, симпатичная и улыбка добрая, может зря так опасался морской волк Парамонов?!

   «Дай Бог не распадётся союз молодых, как развалился несчастный «Кологрив» и не понадобятся папа с мамой в роли спасателей! А лучшим подарком пусть будет внук, потомок судоводителя Парамонова!» - такие приятные мысли успели посетить капитана во время швартовки судна...   
               


Рецензии
Колоритна морская жизнь! Вовремя вы вспомнили сей случай. Очередной катаклизм в семье!..

Серафим Григорьев   21.10.2011 19:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.