Однажды в Крыму
К намеченному сроку приезжаю на центральную турбазу в Симферополе.
Три дня уходит на формирование группы, на инструктаж, на тренировки, на экскурсии, на подготовку к прощальному концерту перед выходом на маршрут, и, немаловажное как потом оказалось, к разучиванию песен, особенно к выбору старосты, фирменной песни группы и речёвок.
К нашему удивлению узнаём, что на август месяц ВЦСПС (Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов) заслал путёвки по Крыму в Новосибирск. Так что почти все группы были из нашего города. Маршруты были различные: радиальные – с выходом вглубь Крыма с ежедневным возвращением на базу или через несколько дней, с походом в одну сторону до определённого места на неделю, на две или около месяца, как у нас. Наш маршрут был самый длинный: по 3-м грядам гор, тянущимся параллельно морскому побережью, с восхождением на самую высокую точку Крыма – гору Роман-Кош. Большинство маршрутов пересекались, поэтому мы неоднократно встречались с другими группами, но, главным образом, на базах. Наш маршрут через 21 день заканчивался в Ялте (3 дня), и в Алуште – тоже 3 дня с грандиозным совместным прощальным концертом всех групп.
Каждое утро выходили на маршрут несколько групп. Огромную роль в походе играл инструктор. Большинство групп возглавляли студенты и преподаватели исторического факультета Симферопольского пединститута. Наш инструктор был ещё вдобавок бард, но с туристским уклоном и, по-видимому, с буриме. Он однажды на спор с другой группой на базе в Соколином всю ночь у костра пропел частушки без перерыва, только после каждого четверостишья всеми исполнялся припев. И были у нас две фирменные песни его сочинения, которые мы исполняли перед местными жителями, проходя селения, как, например, в Бахчисарае. А когда пропели их в конце похода в Алуште на заключительном концерте, то нас просили несколько раз их повторить и, конечно, переписать слова.
Неоднократно, благодаря нашему инструктору и под его ответственность, мы выходили на запретные участки для планового маршрута - как, например, шли по дну Большого Каньона Крыма. По нему очень опасно ходить из-за большой высоты стен, которые расположены на расстоянии вытянутых рук. Громкий голос может вызвать камнепад. В каньоне образовалась глубокий колодец (4 м) от водопада, который в летний период был в виде тоненькой струйки. Понырять во время трудного похода было одно удовольствие.
По выходу из Каньона путь вызвал у нас неудовольствие, потому что мы некоторое время шли по асфальтовой дороге. Когда это высказали инструктору, то он предупредил, что только плановым группам здесь разрешено ходить и только по этой дороге. Она пересекает Крымский заповедник, который охраняется, и разрешено только для маршрута №110. Однако главное не в заповеднике, а в другом. Это станет ясно дальше из рассказа.
Подходим к месту привала, откуда должны штурмовать гору Роман-Кош. И что же видим. Вместо приготовленных дров на привале какие-то люди. Кто в чём, кто раздет, кто полуодет, кто с рюкзаком, кто плачет, кто в полном отпаде. Все в состоянии шока. Наконец, мы начинаем разбираться, что это предыдущая группа. Но, что с ней? Полное впечатление, что кто-то погиб или умер? Они уже давно должны были совершить восхождение и уйти далеко впереди нас. Добиться вразумительного ответа стало возможно только у нескольких человек, которые, по-видимому, напились валерьянки а, может, чего покрепче. Когда мы поняли более-менее в чём дело, наш инструктор дал команду и мы грянули свою фирменную песню.
Вот, что такое хорошая туристская песня. Группа на глазах преобразилась, стали требовать слова. Инструктор наш был согласен, но только после подробного рассказа о том, что с ними приключилось.
Итак, мы услышали невероятную историю.
Группа расположилась на привале, приготовили еду, пропели: «ВЦСПС», «ВЦСПС», «ВЦСПС» и поели. Перед восхождением надо было отдохнуть, разделись все до плавок и купальников, стали загорать. Внезапно по асфальтовой дороге, что в метрах 50-ти от привала, проезжает большой кортеж лимузинов с мотоциклетным сопровождением. Останавливается и из машин выходят хорошо одетые люди и направляются к туристам. Впереди всех идёт Никита Сергеевич Хрущёв. Группу охватило оцепенение. Он подошёл, поздоровался. В ответ - ни звука. «Вы что глухонемые?» (Туристы говорили потом, что более всего им стало страшно из-за их голого вида). Инструктор был в полуобморочном состоянии. Хорошо, что староста группы оказался из дембелей. На деревянных, дрожащих ногах, в плавках, как бы строевым шагом, он, буквально, подгрёб к Хрущёву и выдавил: «Товарищ 1-й секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, товарищ Председатель Совета Министров СССР! Группа в составе 28 человек маршрута №110 «По партизанским тропам Крыма» находится на привале перед восхождением на самую высокую точку Крыма гору Роман-Кош. Доложил: староста группы такой-то».
(Ребята наперебой рассказывали, что всё тело старосты было тёмнокрасным, а по позвоночнику струёй стекал пот).
«Вот теперь понятно, кто вы такие и что вы тут делаете. А откуда вы?» Узнав, что из Новосибирска, Никита Сергеевич оживился и, обращаясь к группе, говорит: «Со мной гость нашей страны, познакомьтесь шахиншах (монарх) Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, ему будет тоже интересно пообщаться с вами. Переведите шаху, что сибиряки во 2-ю Мировую войну спасли Москву. Вот их потомки, вместо того, чтобы лежать на пляже, греть пузо, как большинство людей, ребята в жару ходят и изучают Историю Родины. Молодцы! Ну и что вы узнали из похода?»
Туристы вышли из оцепенения и при таком дружеском отношении Никиты Сергеевича впали в другую крайность - в эйфорию. Ничего не соображая, не имея, так сказать, дипломатической подготовки, ляпнули, что увидели много интересного, что в Крыму была проведена колоссальная работа по подготовке партизанской борьбы в случае оккупации. Никогда и нигде не было подготовлено столько капитальных сооружений, складов, коммуникаций и кадров, как в Крыму. В три дня оккупации татары всё выдали немцам. Хрущёв резко прервал рассказы туристов и подошёл к костру, где висел котёл с кашей. Поинтересовался, что ели, с хлебом или нет? Огорчился, узнав, что давно хлеба не видели и даже на турбазах едят хрустящие хлебцы. Туристы предложили отведать кашу. Никита Сергеевич отказался и сказал, что он бы лучше послушал туристскую песню, которую они выучили здесь.
И опять их подвело незнание этикета. Ребята запели на мотив «Служили два товарища» свою туристскую песню. (Одноимённый фильм вышел только через 6 лет в 1968 году).
«Ходили два товарища, ага, Ходили два товарища, ага, Ходили два товарища по крымским по горам, по крымским по горам…» Далее красоты воспеваются. Никита Сергеевич даже вставил: «Это про меня с королём».
«Вдруг камень покатился и ага, Вдруг камень покатился и ага, Вдруг камень покатился и товарищ мой упал, товарищ мой упал. Я подал ему руку и ага, Я подал ему руку и ага, Я подал ему руку, а он руку не берёт, он руку не берёт. Я плюнул ему в рожу и ага, Я плюнул ему в рожу и ага, Я плюнул ему в рожу, он обратно не плюёт, обратно не плюёт».
«Стойте, прекратите!» – прервал песню Никита Сергеевич, - вы что поёте? Вы соображаете, что поёте? Вы что за безобразие поёте? Вы что, это увезёте себе в Сибирь? Вы чему здесь научились? Кто инструктор? Кто вас проверяет, есть ли контроль над программой вашего похода?» И, обращаясь к сопровождавшим его лицам, увлекая всех к машинам и помахивая кулаком, продолжал ругаться: «Я это дело так не оставлю».
Туристы, мало сказать, испугались, они буквально впали в ступор. Об инструкторе и говорить нечего. Некоторые решили даже сняться с маршрута и сбежать поскорей домой. Сколько это продолжалось никто не смог вспомнить. Вот в таком состоянии мы их и застали. Их график прохождения был сорван. Они всё-таки ушли все вместе по маршруту, но без восхождения.
Мы, без всякого сомнения, вернули их в нормальное состояние своей песней, потому что все они, как один, даже их инструктор, переписывали слова и очень жалели, что не её исполнили Никите Сергеевичу.
А услышать эту песню можно в Литературном клубе «На Полевой» Академгородка, но вживую, так как её исполнение возможно только на украинской державной мове с туристским жаргоном и песня не поддаётся написанию. Полностью теряет колорит.
Свидетельство о публикации №211040501060