На крыльях мечты чаще летят не в ту сторону

                Русская  пословица
                "Человек преполагает, а Бог располагает"             
               
                В  атмосфере  «оттепели»  шестидесятых 
      Конец  60-х  годов.  Новосибирский  Академгородок  только  что  отметил  первое  10-тилетие  своего  существования.  Впервые  в  мире  на  ограниченной  территории  разместилась  элита  творческой  мысли  многих  направлений  науки  и  техники.  Высокий  интеллект  населения  проявлялся  самым  неожиданным  образом,  особенно  это  чувствовалось  по  реакции  людей  на  международные  события.  Ввод  советских  войск  в  Чехословакию.  На  университетских  и  академгородковских  зданиях  появились  надписи,  смысл  которых  сводился  к  одному:  «Руки  прочь  от  Чехословакии!» 
      Диссидентское  движение  в разгаре,  барды  со  всего  Советского  Союза  поют  «Под интегралом»,  в  ДК  «Академия» (ДК«Москва»), в ДК  «Юность»  такие  песни,  что  работникам  райкомов  и  обкомов  партии  и  комсомола  становилось  несладко.  Александра  Галича  после  этого  вынудили  покинуть  страну.  Проводились  открытые  и  подпольные  семинары  в  защиту  Гинзбурга  и  Синявского.  А  чего  стоило  наше  «Письмо  46-ти»,  постоянно  звучавшее  по  «Голосу  Америки».
      Моральная  обстановка  в  Академгородке  была  неоднозначна.  Атмосфера  была  не  то  чтобы  раскалена,  но  красным  пламенем  светилась.  Но  вот  вопрос: «Каким красным?»  К  примеру,  не  надо  думать,  что  в  Академгородке  бардов  принимали  «на  ура».   На  концерте  в  ДК  «Юность»  барды,  сидя  на  стульях  полукругом на  сцене,  поочерёдно  подходили  к  микрофону,  выступали  и  пели  свои  песни.  Когда  вышел  Булат  Окуджава  в  зале  раздались  возгласы  против  него.  Он  молча  сел  слева  сцены  на  свой  стул  и  ни  слова  не  проронил.  Когда  это  ещё  раз  повторилось,  то  один  из  бардов,  не  вытерпев,  поставил  ультиматум:  «Как  можно  так  выражаться  против Булата Шалвовича, заслуженного  человека,  фронтовика. Ещё  один такой  выкрик  будет,  мы  все  уйдём  со  сцены!»
       Какую-никакую,  но,  без  всякого  сомнения,  определённую  роль  в  дальнейшей  судьбе   Б.Ш. Окуджавы  сыграл  этот  неприятный  для  него  эпизод  в  Академгородке.  Уже   в  начале  70-х  годов  почувствовалась  перемена  в  тематике  его  творчества.  Взять  хотя  бы  довольно  неожиданную  для  того  времени  песню:  «Господи,  дай  нам  всем  понемногу  и  не  забудь  про  меня».  А  какова  была  его  кончина!  Лёжа  на  смертном  одре  в  парижской  больнице,  он  покрестился,  прошёл  Таинство  Исповедания,  Покаяния  и  Причащения  и  полный  чин  православного  отпевания  и  погребения.  Как следует точно по-православному  обряду,  впереди  похоронной  процессии  несли  иконы  и  шло  священство,  а  не  языческие  венки  и  награды,  как  на  похоронах  Ельцына.    
      Тогда  в  «Юности» после  ультиматума  бардов напряжение  снял,  в  какой-то  степени,  Ю.Кукин.  Он  быстро  вскочил,  поставил ногу  на  стул,  на  ногу  -  гитару  и  запел  свою  потом  знаменитую песню:  «А  я  еду,  а  я  еду  за  туманом».
               
                Выставка  из  США
      И  вот  в  такое  время  в  Советском  Союзе,  в  европейской  части,  по-видимому,  только  в  столицах,  проходила  выставка  «НАРОДНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  США».  Внезапно  пронёсся  слух  о  приезде  этой  выставки  в  Академгородок.  Неведомо,  каким  образом  и  по  какой  причине  в  таких  условиях  было  дано  разрешение  на  проведение выставки в  Академгородке.  Такого  даже  в  мыслях  нельзя  было  себе  представить.  Кто  взял  на  себя  ответственность  позволить  «шпионам  из  ЮСИА»  свободно  приехать  в  Академгородок?  Так  характеризовались  организаторы  и  все  гиды  выставки  «Народное  образование  США».  Хорошо  бы  прочитать  хотя  бы  выдержки  из  протоколов  заседаний  райкома партии того  времени,  по  какой  причине  всё-таки  выставка  была  открыта? 
     Разместилась  она  в  Доме  Учёных.  Главная  экспозиция  -  в  спортзале,  главный  экспонат   -  лунный  камень  -  на  2-м  этаже  Зимнего  сада.
     Очередь  терялась  где-то  в  лесу  за  поликлиникой.  Главным  событием  выставки  должен  был  служить  приезд  первого  Человека,  вступившего  на  Луну,  -  Нила  Армстронга,  вёзшего  в  качестве  подарка  цветной  фильм  о  покорении  Луны.  А  вот  кому  он  подарил,  хорошо  бы  узнать  поточнее,  по-видимому  всё-таки  М.А. Лаврентьеву.  По  слухам,  больше  такой  чести  ни  удостоился  в  СССР  никто,  потому  что  это  был  его  личный  презент. 
                Чтобы  душу  отвести
     Сколько  бы  раз  я  не  выстаивал  в  очередях  на  выставку,  постоянно  вокруг  меня  были  студенты  НГУ.  Гиды  были  полностью  во  власти  студентов,  однако об  экспонатах  они  почти  ничего  не  рассказывали.  По  моим  наблюдениям,  студенты  мало  интересовались  выставкой,  а  главным  образом,  они  полемизировали  с  гидами.  И  подолгу.  Как  говорили  потом,  дорвались  до  бесплатного,  чтобы  душу  отвести.  Ну  а  как  же!  Через  полвека  появилась  дырочка  в  «железном  занавесе».  Постоянно  то  тут,  то  там  слышался  буквально  гогот.  Я  интересовался,  над  чем  там  студенты  смеются?  Вот  группу  насмешил   учебник  русского  языка  «Моя  первая  книжка».  В  рассказе  «Как  я  провёл  лето»  приводилось  письмо  пионера  домой,  в  котором  говорилось, что  всё  бы  хорошо  в  пионерском  лагере,  если  бы  не  каждодневные  собрания-разборки  по  всякому  мелкому  поводу.
       Один  раз  я  простоял  около  часа  в  числе  многочисленной  группы  студентов,  потому  что  было  довольно  интересно.  Попался  гид  за  два  метра  ростом,  он  возвышался  над  всеми,  как  каланча.   Возраст  его  -  около  30-ти  лет.  Говорил  на  чистом  русском  языке,  почти  без  акцента.  Говорил,  что  специально  выучил  язык  для работы  гидом  на  этой  выставке.    Наверное,  он  был  всё-таки  сынком  русского  эмигранта.
               
                Нравоучения  гида-американца
       Вот  выдержки  из  разговора  с  ним  и  реакция  студентов  (в  скобках).
     «Я  закончил  технический  колледж,  как  высшее  учебное  заведение  в  составе  университета.  Занимался  спортом,  до  приезда  сюда  был  известным  спортсменом  в  США.  Однако  чего-то  не  хватало,  не  мог  понять,  постоянно  меня  мучил  вопрос: «Что  же  мне  надо  в  жизни,  какова  цель  моей  жизни  и  в  чём  смысл  её?»  Поступил  в  гуманитарный  колледж.  Окончил.  Опять не то!  Однажды  почувствовал,  что  душа  требует  более  возвышенного!  Поступил  в  Богословский  институт  (громовой  наш  гогот). Полный  недоумения  вопрос  гида: «Почему  вы  смеётесь?» 
       Далее он  продолжал:  «Вот  я  летел  вместе  с  Нилом  Армстронгом  к  вам  в  Академгородок.  Я  теперь  всем  хвастаюсь,  что  летал  вместе  с самим  Н. Армстронгом.  А  когда  и  куда  летал  -  неважно. Я  всю  дорогу с  ним  разговаривал о  Боге  (гогот),  о  спасении  души  (гогот),  о  религии»  (Гид  терпеливо  ждал,  пока  не  стих  шум  и  споры,  уже  между  студентами).
      Я  специально  использую  это  слово «гоготание»,  потому  что  студенты,  как  и  я, впервые  слышали  подобные  слова,  и  поэтому   были  и  топот,  и  улюлюкание,  и  свист.  А  свист  в  то  время  у  нас  обозначал  верх  несогласия.  Я   был  полностью  солидарен  со  студентами.   Гид же спокойно продолжал, потому что  для  него  его  слова  были очевидны  и  не  вызывали  сомнения.  А  для  нас  это  было  открытие,  откровение.  И  смотрел  он  на  нас,  действительно,  как  на  цыплят. Гид продолжал.
     «Нил  -  глубоко  верующий  человек!   Благодаря  ему  я решил   бросить  заниматься  спортом (гогот),  потому  что  он  меня  убедил,  что  Господь (гогот)  отпустил  человеку  в  его  земной  жизни  определённое  количество  физической энергии  для  ПОЛЕЗНОГО  ТРУДА,  для  украшения  Земли,  для  достижения  полезных  результатов  в  благосостоянии  людей. А  растрачивать  собственные  силы,  свой  жизненный потенциал  на потеху  толпы,  глазеющей  как  на  гладиаторов,  и  беснующейся  от  азарта  и  страстей  во  вред  организму,  а  тем  более  за  бешеные  деньги,  я  не  намерен.  Моей  душе  придётся  отвечать  перед  Богом (гогот),  на  что  я  потратил  свои  способности? Но  сказанное  не  касается  физкультуры! Иначе  бы  Нил  не  прошёл  строгий  отбор  в  астронавты».   

      Был  такой  вопрос  от  студентов:  «Нравится  ли  Вам  Академгородок?» 
«В  Академгородке  всё  очень  здорово,  красиво, -  отвечал  гид, -  такого  я  нигде  не  встречал  и  не  ожидал,  что  увижу  грамотное   расположение  и  весьма  полезную  совокупность  разных  отраслей  науки,  удивительно  бережное  отношение  к  Природе.  Но  очень  скучно  -  нет  ни  одной  церкви»  (взрыв  гомерического  хохота, переходящего  в  гогот).
       Гид, наконец, не  выдержал: «Вы  опять  смеётесь.  Я  же  вот  не  смеюсь  над  вами,  что  вы  коммунизм  строите.  Разве  не  смешно,  что  вы  два  раза  в  год  превращаетесь  в  полчища  бесов, не  соображая,  что  калька  со  слова  «демонстрация»  и  есть  «войско  демона»  (stratos  -  войско)».  (Студенты  приутихли). 
      Тогда же, к великому нашему стыду, многие от гидов узнали, что американцы применили по программе "Аполлон" способ посадки на Луну  новосибирского  строителя  элеваторов Кондратюка, опубликовавшего  ещё в 1929 г. за  свой счёт  брошюрку   на  двух-трёх  сотнях  страницах  различные  пути  освоения  космоса ("Завоевание межпланетных пространств"). 
       В  конце  концов, общее  впечатление  организаторов  и  гидов этой  выставки  после  её  закрытия  было  одно  -  посетители  были все  как  бы  на  одно  лицо,  все  как  будто  вылупились  из-под  одной  наседки.   Для  райкома партии это  было  как  подарок,  как  бальзам  на  душу.  Этот  отзыв  ушёл  в  ЦК партии. 
               
                Сорок  лет  спустя
       Таковы  мы  были  40  лет  назад.  Вероятней  всего,  ни  одна  наша  мечта  не  осуществилась,  судя  по  обстановке  современной  жизни,  если  это  ещё  можно назвать  жизнью.
       Сейчас  в  Советском  районе  6  храмов,  два  придела,  один  монастырь.  И  ежегодно два  Крестных  Хода,  значение  которых  невозможно  уразуметь  гиду-нравоучителю,  если  он  идёт  в  церковь  от  скуки.


Рецензии