На крыльях мечты чаще летят не в ту сторону
"Человек преполагает, а Бог располагает"
В атмосфере «оттепели» шестидесятых
Конец 60-х годов. Новосибирский Академгородок только что отметил первое 10-тилетие своего существования. Впервые в мире на ограниченной территории разместилась элита творческой мысли многих направлений науки и техники. Высокий интеллект населения проявлялся самым неожиданным образом, особенно это чувствовалось по реакции людей на международные события. Ввод советских войск в Чехословакию. На университетских и академгородковских зданиях появились надписи, смысл которых сводился к одному: «Руки прочь от Чехословакии!»
Диссидентское движение в разгаре, барды со всего Советского Союза поют «Под интегралом», в ДК «Академия» (ДК«Москва»), в ДК «Юность» такие песни, что работникам райкомов и обкомов партии и комсомола становилось несладко. Александра Галича после этого вынудили покинуть страну. Проводились открытые и подпольные семинары в защиту Гинзбурга и Синявского. А чего стоило наше «Письмо 46-ти», постоянно звучавшее по «Голосу Америки».
Моральная обстановка в Академгородке была неоднозначна. Атмосфера была не то чтобы раскалена, но красным пламенем светилась. Но вот вопрос: «Каким красным?» К примеру, не надо думать, что в Академгородке бардов принимали «на ура». На концерте в ДК «Юность» барды, сидя на стульях полукругом на сцене, поочерёдно подходили к микрофону, выступали и пели свои песни. Когда вышел Булат Окуджава в зале раздались возгласы против него. Он молча сел слева сцены на свой стул и ни слова не проронил. Когда это ещё раз повторилось, то один из бардов, не вытерпев, поставил ультиматум: «Как можно так выражаться против Булата Шалвовича, заслуженного человека, фронтовика. Ещё один такой выкрик будет, мы все уйдём со сцены!»
Какую-никакую, но, без всякого сомнения, определённую роль в дальнейшей судьбе Б.Ш. Окуджавы сыграл этот неприятный для него эпизод в Академгородке. Уже в начале 70-х годов почувствовалась перемена в тематике его творчества. Взять хотя бы довольно неожиданную для того времени песню: «Господи, дай нам всем понемногу и не забудь про меня». А какова была его кончина! Лёжа на смертном одре в парижской больнице, он покрестился, прошёл Таинство Исповедания, Покаяния и Причащения и полный чин православного отпевания и погребения. Как следует точно по-православному обряду, впереди похоронной процессии несли иконы и шло священство, а не языческие венки и награды, как на похоронах Ельцына.
Тогда в «Юности» после ультиматума бардов напряжение снял, в какой-то степени, Ю.Кукин. Он быстро вскочил, поставил ногу на стул, на ногу - гитару и запел свою потом знаменитую песню: «А я еду, а я еду за туманом».
Выставка из США
И вот в такое время в Советском Союзе, в европейской части, по-видимому, только в столицах, проходила выставка «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ США». Внезапно пронёсся слух о приезде этой выставки в Академгородок. Неведомо, каким образом и по какой причине в таких условиях было дано разрешение на проведение выставки в Академгородке. Такого даже в мыслях нельзя было себе представить. Кто взял на себя ответственность позволить «шпионам из ЮСИА» свободно приехать в Академгородок? Так характеризовались организаторы и все гиды выставки «Народное образование США». Хорошо бы прочитать хотя бы выдержки из протоколов заседаний райкома партии того времени, по какой причине всё-таки выставка была открыта?
Разместилась она в Доме Учёных. Главная экспозиция - в спортзале, главный экспонат - лунный камень - на 2-м этаже Зимнего сада.
Очередь терялась где-то в лесу за поликлиникой. Главным событием выставки должен был служить приезд первого Человека, вступившего на Луну, - Нила Армстронга, вёзшего в качестве подарка цветной фильм о покорении Луны. А вот кому он подарил, хорошо бы узнать поточнее, по-видимому всё-таки М.А. Лаврентьеву. По слухам, больше такой чести ни удостоился в СССР никто, потому что это был его личный презент.
Чтобы душу отвести
Сколько бы раз я не выстаивал в очередях на выставку, постоянно вокруг меня были студенты НГУ. Гиды были полностью во власти студентов, однако об экспонатах они почти ничего не рассказывали. По моим наблюдениям, студенты мало интересовались выставкой, а главным образом, они полемизировали с гидами. И подолгу. Как говорили потом, дорвались до бесплатного, чтобы душу отвести. Ну а как же! Через полвека появилась дырочка в «железном занавесе». Постоянно то тут, то там слышался буквально гогот. Я интересовался, над чем там студенты смеются? Вот группу насмешил учебник русского языка «Моя первая книжка». В рассказе «Как я провёл лето» приводилось письмо пионера домой, в котором говорилось, что всё бы хорошо в пионерском лагере, если бы не каждодневные собрания-разборки по всякому мелкому поводу.
Один раз я простоял около часа в числе многочисленной группы студентов, потому что было довольно интересно. Попался гид за два метра ростом, он возвышался над всеми, как каланча. Возраст его - около 30-ти лет. Говорил на чистом русском языке, почти без акцента. Говорил, что специально выучил язык для работы гидом на этой выставке. Наверное, он был всё-таки сынком русского эмигранта.
Нравоучения гида-американца
Вот выдержки из разговора с ним и реакция студентов (в скобках).
«Я закончил технический колледж, как высшее учебное заведение в составе университета. Занимался спортом, до приезда сюда был известным спортсменом в США. Однако чего-то не хватало, не мог понять, постоянно меня мучил вопрос: «Что же мне надо в жизни, какова цель моей жизни и в чём смысл её?» Поступил в гуманитарный колледж. Окончил. Опять не то! Однажды почувствовал, что душа требует более возвышенного! Поступил в Богословский институт (громовой наш гогот). Полный недоумения вопрос гида: «Почему вы смеётесь?»
Далее он продолжал: «Вот я летел вместе с Нилом Армстронгом к вам в Академгородок. Я теперь всем хвастаюсь, что летал вместе с самим Н. Армстронгом. А когда и куда летал - неважно. Я всю дорогу с ним разговаривал о Боге (гогот), о спасении души (гогот), о религии» (Гид терпеливо ждал, пока не стих шум и споры, уже между студентами).
Я специально использую это слово «гоготание», потому что студенты, как и я, впервые слышали подобные слова, и поэтому были и топот, и улюлюкание, и свист. А свист в то время у нас обозначал верх несогласия. Я был полностью солидарен со студентами. Гид же спокойно продолжал, потому что для него его слова были очевидны и не вызывали сомнения. А для нас это было открытие, откровение. И смотрел он на нас, действительно, как на цыплят. Гид продолжал.
«Нил - глубоко верующий человек! Благодаря ему я решил бросить заниматься спортом (гогот), потому что он меня убедил, что Господь (гогот) отпустил человеку в его земной жизни определённое количество физической энергии для ПОЛЕЗНОГО ТРУДА, для украшения Земли, для достижения полезных результатов в благосостоянии людей. А растрачивать собственные силы, свой жизненный потенциал на потеху толпы, глазеющей как на гладиаторов, и беснующейся от азарта и страстей во вред организму, а тем более за бешеные деньги, я не намерен. Моей душе придётся отвечать перед Богом (гогот), на что я потратил свои способности? Но сказанное не касается физкультуры! Иначе бы Нил не прошёл строгий отбор в астронавты».
Был такой вопрос от студентов: «Нравится ли Вам Академгородок?»
«В Академгородке всё очень здорово, красиво, - отвечал гид, - такого я нигде не встречал и не ожидал, что увижу грамотное расположение и весьма полезную совокупность разных отраслей науки, удивительно бережное отношение к Природе. Но очень скучно - нет ни одной церкви» (взрыв гомерического хохота, переходящего в гогот).
Гид, наконец, не выдержал: «Вы опять смеётесь. Я же вот не смеюсь над вами, что вы коммунизм строите. Разве не смешно, что вы два раза в год превращаетесь в полчища бесов, не соображая, что калька со слова «демонстрация» и есть «войско демона» (stratos - войско)». (Студенты приутихли).
Тогда же, к великому нашему стыду, многие от гидов узнали, что американцы применили по программе "Аполлон" способ посадки на Луну новосибирского строителя элеваторов Кондратюка, опубликовавшего ещё в 1929 г. за свой счёт брошюрку на двух-трёх сотнях страницах различные пути освоения космоса ("Завоевание межпланетных пространств").
В конце концов, общее впечатление организаторов и гидов этой выставки после её закрытия было одно - посетители были все как бы на одно лицо, все как будто вылупились из-под одной наседки. Для райкома партии это было как подарок, как бальзам на душу. Этот отзыв ушёл в ЦК партии.
Сорок лет спустя
Таковы мы были 40 лет назад. Вероятней всего, ни одна наша мечта не осуществилась, судя по обстановке современной жизни, если это ещё можно назвать жизнью.
Сейчас в Советском районе 6 храмов, два придела, один монастырь. И ежегодно два Крестных Хода, значение которых невозможно уразуметь гиду-нравоучителю, если он идёт в церковь от скуки.
Свидетельство о публикации №211040500376