Играющая на волнах

   Когда над залом поплыла мелодия «Аве Мария», зрители замерли. Причиной тому было не только чудесное творение И.С.Баха, но и его необычное исполнение. Звук напоминал голос неземного диапазона, то печально низкий, то удивительно высокий. Движения рук молодой женщины, стоящей на сцене, были похожи на движения дирижера, вот только перед ней находился не оркестр, а миниатюрный  аппарат с двумя антеннами, больше похожий на радиоприемник, чем на музыкальный инструмент.

   - Здравствуйте! Меня зовут Олеся, а его – терменвокс, - так представила себя и то, на чем она только что играла, Олеся Ростовская.  Она относилась  к своему музыкальному инструменту,  как к живому существу, с уважением и любовью. 

   После окончания Московской консерватории  Олеся  достигла великолепных результатов в творческой деятельности: она  стала хорошим композитором, пишет сочинения для симфонического оркестра, хора и органа,  музыку к театральным постановкам, электроакустические композиции. Ее произведения звучали в  залах Московской консерватории, музее музыкальной культуры имени Глинки, московском Доме музыки,   во многих других академических  и концертных залах не только нашей страны, но и Украины, Эстонии, Бельгии, Голландии, Германии…   Ростовская – лауреат конкурса духовной музыки, дипломант первого Всероссийского конкурса молодых композиторов, лауреат фестиваля «Музыка нового поколения», дипломант Всероссийского конкурса имени К.Массалитикова.

    Удивительный аппарат  терменвокс своим тембром напоминает что-то среднее между необыкновенным женским голосом и таинственным музыкальным инструментом. Лично для себя его звучание я определила как музыку звезд, ведь в ней и в самом деле есть что-то космическое, непостижимое. Так что же это такое – терменвокс?

      - Главной частью терменвокса, - рассказывает Олеся, - являются два высокочастотных колебательных контура, настроенные на общую частоту.   Электрические колебания звуковых частот возбуждаются генератором на электронных лампах, сигнал пропускается через усилитель и преобразуется громкоговорителем в звук. Наружу «выглядывают» антеннообразный стержень и дуга – они-то и выполняют роль колебательной системы устройства. Исполнитель управляет работой терменвокса, изменяя положение ладоней. Двигая рукой вблизи стержня, исполнитель регулирует высоту звука. «Жестикуляция» в воздухе около дуги позволяет повышать или понижать громкость звучания.   Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта,  тембр его звука определяется режимом работы генератора.

       Неподготовленному человеку разобраться в технических характеристиках довольно сложно, да и стоит ли?  Гораздо интереснее узнать о том, кто же изобрел терменвокс и научил его  так волшебно звучать. Об этом я и спросила Олесю.

     - Думаю, единственной  причиной  того, что портреты  изобретателя терменвокса Льва Термена  не фигурируют рядом с портретами Альберта Эйнштейна, является  то, что он в основном работал на советскую военную промышленность, поэтому большинство его изобретений было засекречено. А терменвокс он изобрел случайно.   Будучи гимназистом, Термен провел опыт: натянул под потолком класса металлические струны, каждому ученику дал в руки газоразрядные трубки. По его команде одноклассники подносили трубки к струнам, и система начинала звучать. Так с помощью своих товарищей двенадцатилетний паренек исполнил русскую песню «Эй, ухнем!».

    Родители мальчика поощряли все его увлечения, в семь лет купили ему домашнюю обсерваторию, в девять лет – электрическую лабораторию. Кроме того, есть воспоминания о том, что Термен обладал удивительной особенностью:  поднося руку к электророзетке, он моментально определял, есть в ней напряжение или нет.  Термен от природы был наделен огромными способностями.  А терменвокс появился на свет в период работы Льва Сергеевича под началом академика А.Ф.Иоффе.  Получив заказ – исследовать работу газовых конденсаторов, он обратил внимание на изменение звука при приближении его руки,  на разницу частот.  И нужно было быть Львом Терменом, к тому времени имеющим дипломы  консерватории по классу виолончели,   физического и астрономического факультетов Петербургского университета,  чтобы не отмахнуться от этой особенности, как от простых помех, а использовать ее для создания нового музыкального  инструмента. Среди коллег изобретателя в то время  пошли смешные слухи о том, что Термен играет на вольтметре.  На самом деле,  это была настоящая революция в музыке.

       В октябре 1921 года  в Московском политехническом музее  Лев Термен после своего доклада «Электричество и музыка» продемонстрировал терменвокс. Аппарат, играющий необыкновенную музыку, был представлен на суд слушателей очень вовремя.  Народ  в те годы жил и работал  под лозунгом «Советская власть плюс электрификация всей страны». В 1922 году Лев Сергеевич, используя принцип терменвокса, изобрел и  продемонстрировал лично В.И.Ленину охранную сигнализацию, которая моментально срабатывала  при приближении человека.  Новинкой тут же оснастили Гохран и Эрмитаж,  институт Иоффе получил на нее огромное количество заказов. А Льву Сергеевичу было дано право на бесплатный проезд по российским железным дорогам. Он продолжал выступать с лекциями и концертами, не останавливаясь в своих изысканиях. В 1927 году  Термен изобретает прибор «электрического дальновиденья», тот самый, который наши современники называют телевизором.  Новый аппарат чрезвычайно заинтересовывает военных.  Изобретение моментально засекречивают, а талантливый ученый отправляется в турне по Европе.

   В декабре 1927 года состоялся концерт Льва Термена во всемирно известной парижской «Гранд – Опера». Билеты были раскуплены за месяц до его выступления.  Популярность советского изобретателя в центре буржуазной Европы была подкреплена его блистательными выступлениями в  лондонском «Альберт – Холле» и Берлинской филармонии.  Как в те годы ученый из советской России смог свободно разъезжать не только по странам Европы, но и по Америке, не только триумфально выступать с концертами, но и участвовать в настройке телефонной связи между США и СССР, открыть за океаном собственную фирму по продаже охранных сигнализаций и жить в Америке десять лет, оставаясь при этом гражданином своей страны, до сих пор остается загадкой.

    - Принято считать, что он имел отношение к нашей разведке, - говорит Олеся Ростовская, - но не думаю, что это соответствует истине. Лев Сергеевич вращался  в аристократических кругах, был членом клуба американских миллионеров. Это говорит о том, что он  обладал огромными деньгами. Его охранные сигнализации покупали владельцы  предприятий, банков, ювелирных магазинов практически во все  мире.   Я много читала о Термене. Мне кажется, что он был человеком вне добра и зла.  Возвратившись из США в Россию в 1939 году,  Лев Сергеевич был осужден на восемь лет лагерей.  Но властям скоро вновь понадобился  его талант,  и уже через год ученый вернулся в Москву. Началась его работа в «шарашке», так тогда называли секретные научно-технические организации. Работать там Льву Сергеевичу нравилось, потому что, по его словам, «в шарашке всегда все было:  инструменты, нужные детали. И работать можно было сколько хочешь, хоть сутки напролет».

        В «шарашках» Москвы, Омска и Ленинграда Термен трудился над созданием приборов радиоуправления и радиоконтроля, систем сигнализаций и аппаратуры прослушивания. При этом он по-прежнему увлекался радиомузыкой. В 1989 году ученый  посещает фестиваль электронной музыки во Франции. Через два года  побывал в Нидерландах и США.  Скончался Л.С.Термен 4 ноября 1993 года и  был похоронен на Новокунцевском кладбище Москвы.

   - Учиться игре на терменвоксе я начала у родственницы Льва Сергеевича. Через несколько месяцев поняла: она меня научила основам, дальше я должна двигаться сама. В принципе, что-то получилось сразу, с первого подхода, – вспоминает Олеся, - и пусть не идеально, но я почувствовала: это – моё. Теперь терменвоксов в мире тысячи, но  таких, как у меня – единицы.  Мой  инструмент изготовлен великолепным мастером, директором «Термен-центра» при Московской консерватории  Андреем Смирновым. Инструменты, выполненные им,  всегда считались первоклассными.

    Но купить инструмент – не фокус.  И научиться играть на нем, разумеется, можно. Гораздо сложнее научиться его слышать, правильно подобрать репертуар. Я стараюсь искать такую музыку, которая подчеркнет красоту звучания инструмента, а терменвокс со своей стороны откроет красоту мелодии. Подбираю те произведения, которые  будут соответствовать природе данного инструмента. При исполнении пользуюсь разными фонограммами, иногда готовыми для певцов, иногда сделанными по моему заказу, часто пишу их сама на синтезаторе. А вообще терменвокс прекрасно сочетается со всеми существующими инструментами.

      Олеся Ростовская  прекрасно владеет не только терменвоксом и фортепиано, но  и органом. В настоящее время она учится в Бельгии, в Мехеленской королевской школе карильона. Это инструмент, основу которого составляют настроенные колокола, управляемые клавишами.   Карильон на башне кафедрального собора святого Ромбольда  в Мехелине огромен и весит сорок тонн. Исполнять что-либо  на  данном инструменте, каждая клавиша которого, по словам Олеси, чуть тоньше черенка лопаты, совсем непросто.   Играть приходится не пальцами, а кулаками.  За  плечами Олеси - кафедра карильона в Санкт-Петербургском университете, куда ее пригласили учиться у Йозефа Виллема Хаазема. Олеся – первый музыкант, получивший диплом по карильону. Данный  документ  значительно выше диплома бельгийской школы. Но Олесю больше привлекает то, что Мехелинская школа,  существующая с 1922 года, имеет  индивидуальные сложившиеся   традиции.

    Интересный рассказ о судьбе создателя терменвокса и своей творческой деятельности Ростовская чередовала с исполнением  произведений разных музыкальных жанров. Снова и снова плыли над залом удивительные звуки, управляемые бесконтактными движениями рук Олеси. Зрители слушали, затаив дыхание.  И ни у одного из них, внимающих виртуозному исполнению, не оставалось сомнения в том, что Олеся Ростовская является уникальным музыкантом. Не случайно, что она входит в первую десятку лучших исполнителей  мира, играющих классическую музыку на  необычном инструменте - терменвоксе.


Рецензии