Ангел-хранитель

               


                Памяти старшего товарища и учителя…
 
(Русская Национальная идея в стихах А.А. Логунова)


          + + +               
Хотите оказаться  ранним, ранним  утром в русской деревне. Прошу…
Рассвет… Я выхожу во двор.
Растаял месяц за деревней.
Желтеет струганный забор
Сквозь кудри ивы частым гребнем.
На кольях сохнет чугунок,
Да рядом две стеклянных банки.
А пруд, как голубой платок
В траву упавший с плеч крестьянки.
А на краю того платка
Стоит церквушка, как игрушка…
И нет милее уголка,
Чем ты, родная деревушка!
           Чувствуете!? Как от деревенского пруда тянет сыростью? Как изнемогают под тяжестью обильной росы – травы. Видите? Как  утренний туман, цепляясь за крышу дома,  колодезный  журавль,  кустарник спешно втягивается в камыш, стебли  которого, вдруг напряглись и  замерли. Замерли и притаились птахи, всю ночь доказывавшие друг другу, что их любовная песнь звонче,  соблазнительнее.  Умолкли лягушки, притихли кузнечики. В ульях, резко, как по команде оборвался пчелиный гуд. Всё живое замерло и  ждёт восхода солнца.
      Когда-то,  писатели – фантасты придумали машину времени. С помощью громоздких и сложных конструкций герои их произведений  перемещались во времени и пространстве. В мгновении ока они  попадали и в будущее,  и в прошлое.  Позднее, великие Умы обосновали эту идею с научной точки зрения и вывели математические формулы, доказывающие, что всё это возможно на самом деле и машина времени не противоречит  физическим законам мироздания. И хотя,  дальше фантастических романов  и километровых формул дело у них не пошло – машина  времени  была создана.
   
  Создателем этого чуда стал  ни учёный физик, ни фантаст, а тот, кто первым написал  стихотворение. То есть – поэт. История не донесла до нас ни имени его, ни творения. Да это и не столь важно. Главное, он показал, как можно  пронизать время и пространство.                Сначала эти временные машины были тяжелы и неуклюжи, (вспомните Гомеровский гекзаметр или силлабо-тоническое стихосложение Тредиаковского) но  менялся ритм, оттачивались размер, рифма и  поэтические конструкции обрели  совершенные  формы.  Их движитель -  образ.  Чем  ярче он и богаче, тем стремительней  оказываетесь Вы в любой точке мироздания, испытывая при этом не объяснимое человеческим языком блаженство. Почувствуйте его: « А пруд, как голубой платок, в траву упавший с плеч крестьянки…». «Девчонка длинноногая как цапля…».

Что!? Солнце в зените. Становится жарко.  Вам вдруг  захотелось очутиться в благодатной ночной прохладе. Нет проблем:               
               
Тиха, спокойна в сумерки деревня.
Чуть опустив бревенчатые плечи,
Стоят усталые от зноя избы.
Да белый храм виденьем на холме.
Девчонка длинноногая как цапля,
Корову гонит.
Та идёт неспешно
И вдавливает в землю сор и щепки.
Куда-то грузовик с зерном ползёт.
А над дорогой – месяца осколок,
Как треснувшая фара, от которой
Давно уж потерялось полстекла…

С первой же строфы этого изумительного белого стиха, Вас обволакивает ночная прохлада. Звёздное небо томит и будоражит Вашу душу. Окружающий мир становится ближе, понятнее. Некогда  мучившие Вас неразрешимые вопросы – решаются.  Необъяснимые поступки получают своё логическое объяснение и, наверное, именно в эти минуты,  рождаются  пророческие строки  красоты необыкновенной:               
Россия, Россия-
Дом Матери Божьей…
Сиренево-сине
Цветёт подорожник.

   Россия, Россия
   Большая дорога.
   О как всё красиво
   У Господа Бога!!!
 
   И ангелы в небе,
   И в воздухе птахи,
   И в зреющем хлебе
   Ребячьи рубахи.

И храм на пригорке,
И крест на кладбище…
Россия, Россия,
Чего же ты ищешь?

        Вот так  и шагал бы
До смертного часа,
Да песни слагал бы
Про Светлого Спаса!

     В этом  маленьком, простом, но  изумительном по глубине и силе образа стихотворении  присутствует  всё: и жизнь, и  смерть, и  национальная идея, и смысл нашего бытия.  «О как всё красиво у Господа Бога!».  И сам человек. И голосистые птахи, своими нескончаемыми песнями славящие торжество жизни. Тучные колосья зреющего хлеба. Ребятишки, собирающие  васильки под мирным небом. А над ними  ангелы – хранители, берегущие их от вселенского зла. Как же он красив, наш   мир.  Богородица Дева своим домом избрала  Россию, мы растим хлеб, а  наши дети под мирным небом собирают  полевые цветы - это ли не национальная идея?!     «Да песни слагал бы про светлого Спаса!» - это ли не смысл нашей жизни!? (Ведь ещё Серафим Саровский говорил, что смысл нашего бытия в стяжании Святого Духа…)  « Россия, Россия, чего же ты ищешь?!!». Господи! Как же всё просто!
       Все эти стихотворения написаны нашим  земляком,  писателем и поэтом  Алексеем Андреевичем  Логуновым, который скромно живёт рядом с нами, ходит по тем же улицам что и мы, читает святое Евангелие и пишет православные  стихи и рассказы.
 
        В мае ночь короче носа птичьего… 
Милый мой как сокол ясный был.
В знак любви по старому обычаю
У плетня рябинку посадил.
Ой, ты, ночка, ночка соловьиная!
Стал постелью брачной сеновал.
Называл меня мил-друг любимою,
А с подругой свадебку сыграл.
Пресвятая Мати Богородица!
Помолись за грешную меня…
Сколько я потом встречала соколов,
Знает лишь рябинка у плетня.
На рябине шесть засохло веточек,
А седьмая ветка ожила.
За шесть лет я шесть сгубила деточек,
А седьмая девочка жива.
У неё, как плеть,  ручонка левая,
А на правом пальчики не все…
Что ж я, окаянная, наделала!
Загубила жизнь во всей красе.
На себя волчицу окаянную,
Я хотела руки наложить.
Но во сне явилась Матерь Божия
И велела ради дочки жить.
Доченька растёт такая славная,
Точно как рябинка у плетня.
Ой, вы, люди, люди православные,
Помолитесь Богу за меня.
Шесть во чреве деточек загублено
И никто им имечко не дал.
Ты взыщи их души, Матерь Божия!..
Я сожгла проклятый сеновал!
Я сожгла пути-дороги в прошлое.
И теперь вот еду в детский дом,
Чтобы мамой стать детишкам брошенным,
Окружить их лаской и теплом.
Пред иконой Матушки Заступницы
Редкая проходит ночь без слёз.
Каюсь и молюсь, и снова плачу я:
Может быть, простит меня Христос…

К а к а я   п р о н з и т е л ь н о с т ь!   К а  к  а  я   п  р  а  в д  а  ж и з н и!  Так понять,  прочувствовать  горе заблудшей  женщины, может только особый  поэтический дар. П р а в о с л а в н ы й. «Пред иконой Матушки Заступницы редкая проходит ночь без слёз». Когда-то, литературный мир восторгался французским писателем – реалистом  Бальзаком, который красочно описал  испытываемые женщиной  чувства при родах. Но там  описаны больше  физические страдания. Тут тоже страдание. Но другое. Тут по страшней. Здесь страждет душа.   Раскаявшись, она вопиет о прощении.   Стихотворение прямо таки сочится православием.  Сочится  смирением и страстным желанием послужить Царствию Божию.  «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковым есть Царство Божие».  (Евангелие  от  Марка гл.10 ст. 14.) …И взяв дитя, поставил его среди них, и, обняв его, сказал им: «Кто примет одного из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня: а кто Меня примет, тот не Меня принимает, а Пославшего Меня». (Евангелие от Марка.  гл. 9. ст.36. 37.)
     Православный поэтический дар А.Л. Логунова вездесущ и  всепроникаем. Для него не существует  ни расстояний, ни измерений, ни прошлого, ни будущего. Пронизав Пространство и  Время, он, с того берега  холодной реки, которая разделяет  видимый и не видимые миры, словно Ангел-Хранитель предостерегает нас:
        Я помер неделю назад,
        И в землю закопано тело…
        И глазом моргнуть не успел,
        Как жизнь на Земле пролетела!
        Я женщин разгульных любил,
        Грехи совершал и поплоше,
        Стаканами водочку пил,
А чаще работал как лошадь.
И слышу я внуков слова:
«Помянем  дедулю по-русски!
И к сороковинам его
Закупим вина и закуски»
Не нужен мне жареный кус,
Вином его не поливайте,
А нужен мне сорокоуст,
Вы в храме меня поминайте.
Зачем на могиле венки,
Зачем  из железа ограда?
Мне это совсем мужики,
Не надо, не надо, не надо…
Не надо мне каменных плит.
Поставьте мне крест деревянный.
Я голеньким в мир приходил
И голым ушёл, окаянный.
Свершается, что суждено:
Здесь видно и слышно так много!
Но грешнику мне не дано
Узреть милосердного Бога.
И дам Вам последний совет,
Закончив печальную повесть:
Живите, как скажет Господь!
Глас Божий для всех – это совесть.
 
        Обворовал, обманул, оклеветал кто-то ближнего своего. Не говори – совести у него нет! Совесть есть у всех! У короля и нищего, Святого и грешника,  вора и добропорядочного гражданина т. к.  сотворены мы все по Образу Божьему и Подобию…  Образ и Подобие Его это и есть наша совесть. Только у одного она нерв обнажённый,а у другого плоть отмершая.                Ну, ограбили вы народ православный, накупили себе яхт, замков заграничных, понастроили загородных дворцов. А жену любящую и друзей верных найти  не можете. А если и найдёте, то не надолго. Потому что любят ни вас, а ваше наворованное богатство. Несчастны дети  Ваши, которых делите  вы,   и прячете друг от друга, как разбойники золотые монеты.   «Не собирайте себе сокровищ на Земле,  где моль и ржа истребляет,  и где воры подкапывают и крадут». (Евангелие от Матфея. гл.6. ст.19) «Но собирайте себе сокровище на Небе, где ни ржа, ни моль, не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут» (Евангелие от Матфея.  гл. 6. ст. 20). «Ибо, где сокровище  ваше, там будет и сердце ваше». Говорит нам святое Евангелие.
« Ты голеньким в мир приходил и голым уйдёшь, окаянный!» - напоминает нам  Алексей Андреевич Логунов.
                2009г.
     + + +

   


Рецензии