Часть 5 Моряк на лошади, как собака на заборе

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2011/04/05/75            

В октябре 1839 года, возвращаясь из отпуска в Нью-Йорк, он уступил место в дилижансе одной пожилой леди, а сам поехал наверху, на крыше дилижанса тоже были места для пассажиров. Но, как говорится, ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным.
 
Известно, моряк на лошади, как собака на заборе. Мори тряхнуло и он свалился на землю. Это был какой-то рок. Упал с несоизмеримо меньшей высоты, чем в детстве с того огромного дерева, но последствия оказались куда печальнее.

Мичман сломал ногу в колене. Его лечил местный костоправ, да так, что позже пришлось вновь ломать кость и (добавим, что без анестезии)  снова накладывать шину. Мэтью перенёс ужасные страдания.

Прошли несколько месяцев, когда он, наконец, почувствовал себя в силах продолжить путь до Нью-Йорка, где находилось тогда его судно. Но когда Мэтью на носилках перевезли из Огайо через Аллеганские горы и доставили в Нью-Йорк, судно уже отправилось в плавание без него.

Положение Мори оказалось незавидным. В связи с невозможностью служить на судах его собрались уволить. Вмешались друзья, которые добились, чтобы ему разрешили служить, пользуясь костылями.

Нет худа без добра. Мори со своими костылями оказался в нужном месте и в нужное время. Начальство вспомнило, что Мэтью выступал в печати с предложениями провести реформы во флоте, учредить Военно-морскую академию и даже прорыть Панамский канал, куда для этих целей послали экспедицию Дарьена, словом, показал себя неординарным, думающим моряком.

Чаще всего он посылал свои статьи в журнал «Southern Literary Messenger», который приобрёл популярность благодаря тому, что в нём печатался Эдгар По.

В 1842 году освободилась подходящая для него вакансия – место начальника Депо карт и инструментов Военно-морского флота и Военно-морской обсерватории в Вашингтоне, куда его и назначили.

Обсерваторию любил посещать президент Джон Адамс, который, кстати, её основал. Адамс считался одним из наиболее просвещённых президентов в истории Соединённых Штатов. Президент поддержал идеи учёного моряка.

Мори с энтузиазмом принялся изучать огромное собрание судовых журналов, хранившихся в архивах Депо. Он обобщил полученную информацию и получил сведения о течениях, ветрах и погоде в мировых масштабах.

Это была титаническая работа, требовалось просмотреть и проанализировать миллионы наблюдений моря, его течений, ветров, климата, штормов, штилей, морского дна, очертаний берегов.

Полученные результаты Мори обобщил в опубликованных им собственных картах ветров и течений, которые сразу же приобрели мировое признание. Труд был оценен настолько высоко, что в пяти странах ему присвоили дворянские титулы. Его труды шли нарасхват.

Кроме того, он издал карту, оказавшую неоценимую помощь китобоям: на ней были показаны места и время наилучшей ловли китов. Карты и книги Мори были приобретены Российско-американской компанией. Уменьшенная карта Мори была опубликована в конце отчёта компании за 1851 год. Ими пользовались штурманы и капитаны  всех её судов.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/04/05/81


Рецензии
Незаурядный человек! Вот только подумал, что было бы, если бы кто-то из моих коллег в 70-х опубликовал в открытой печати данные о ветрах, которые мы уточняли для сугубо военных целей!!! С дружеским приветом, Борис

Борис Готман   02.03.2019 18:58     Заявить о нарушении
Коллегу постигла бы участь капитана 1 ранга Никитина. Опечатку исправил, Спасибо, Борис.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   02.03.2019 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.