Часть 6 Первый подводный кабель
Командир русского фрегата «Диана» капитан-лейтенант Степан Степанович Лесовский, следуя в кругосветное плавание в 1853 году, выбрал из всех книг библиотеки Морского министерства Дании, которые предложил ему на выбор морской министр, только сочинения Мори и таблицы Таусона для плавания по дуге большого круга.
Профессор Форгаммер дал ему все руководства и приборы для определения удельного веса морской воды, согласно наставлениям лейтенанта Мори. Русские моряки не раз обращались к Мори за помощью.
Полученные от него рекомендательные письма открывали любые двери в Морском ведомстве. Например, капитан-лейтенант Алексей Степанович Горковенко, командированный в Соединённые Штаты, смог побывать на верфях и ознакомиться с последними достижениями американцев в судостроении, благодаря рекомендательному письму Мори.
В 1853 году Мори назначили представителем Соединённых Штатов на международный конгресс в Брюсселе. Он предложил ввести единообразную систему наблюдений и записи для всех, без исключения, коммерческих и военных судов с целью сбора океанографических данных.
Это предложение единодушно поддержали все участники конгресса. Вскоре его система регистрации течений и ветров была принята во всём мире. Россию на конгрессе представлял капитан-лейтенант Горковенко, опытный и высокообразованный моряк.
Благодаря трудам Мори путь парусных судов из Англии в Австралию сократился на тридцать, а в Рио-де-Жанейро – на десять суток. Для подтверждения теории Мори, была организована гонка клиперов из Нью-Йорка вокруг мыса Горн в Сан-Франциско. Вместо обычных 187 дней путь занял 92 дня.
Позже, в 1848 году, Мэтью Мори приступил к работе по определению наилучшего маршрута прокладки подводного трансатлантического кабеля. Используя глубоководные приборы, разработанные в военно-морской обсерватории, он начал собирать образцы морского дна.
Благодаря этому обнаружил существование неглубокого подводного плато поперёк Атлантического океана от Ньюфаундленда до Ирландии. Работа по прокладке первого трансатлантического кабеля была завершена в 1866 году вдоль этого плато. Причём Мори разработал особое устройство для укладки изолированного резиной кабеля.
Русское морское министерство отправило тогда наблюдать за этим процессом капитан-лейтенанта Шварца и прапорщика корпуса корабельных инженеров Колобонина. С согласия Мори им разрешили присутствовать на американском фрегате «Ниагара» во время прокладки кабеля по дну океана.
В 1855 году Мори опубликовал капитальный труд по океанографии «Физическая география морей». В этой книге, среди других важных вещей, приведена подробная информация о Гольфстриме, что позже, в наше время, приводило к недоразумениям:
Мори стали приписывать открытие Гольфстрима, который был открыт задолго до рождения знаменитого американского океанографа. Зато он первым предположил, что под льдами Северного полюса нет суши.
В том же году он разработал оптимальные пути движения пароходов между Нью-Йорком и Европой, чтобы уменьшить риск столкновения судов и сократить время в пути. Благодарные судовладельцы преподнесли ему серебряное блюдо, на котором лежал кошелёк с 5000 долларов, сумма по тем временам огромная.
Продолжение http://www.proza.ru/2011/04/05/82
На рисунке: прокладка подводного кабеля с фрегата "Ниагара"
Свидетельство о публикации №211040500081
Сергей Линецкий 15.02.2022 12:10 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 15.02.2022 13:16 Заявить о нарушении