***

«…мы  совершенно  не  знаем  и  не  умеем  до  сих      
        пор,  что  хвалить  на  Руси…»      
                Ф. М.  Достоевский 
   
     Всегда была богата Россия  мировыми  шедеврами. Только, к великому нашему стыду и сожалению, становятся они таковыми не в нашем Отечестве. Шедеврами к нам на Родину они возвращаются  чаще всего, пройдя через западнопроходной путь.  Мировая апробация, в подавляющем большинстве случаев, осуществляется там, как говорили в советские времена, «за бугром». Точно по библейскому выражению: «Нет Пророка в своем Отечестве»!
       В этом рассказе приведу несколько историй, которые, как нельзя ярко высвечивают нашу апатию к шедеврам мирового уровня, находящимся в сокровищницах нашего отечественного творчества. Но для начала приведу один исторический пример незаслуженного, мягко говоря, невнимания к достижениям нашего народа.

                Наши  потери  из-за  невнимания  к  своей  Истории               
     Большим укором нам служит космическая эпопея американской программы «Аполлон», завершившаяся 6-ю успешными экспедициями на Луну.  Выше был описан  приезд в Академгородок первого человека, ступившего на Луну, Нила Армстронга, привезшего нам, в качестве подарка, цветной фильм о своем полете на земной спутник. Несомненно, что подарки просто так не дарятся, тем более такому яростному сопернику в погоне за лунным приоритетом, как  Советский Союз. А причина особого внимания американцев к нам,  вероятно, в следующем.
     За несколько лет до высадки Армстронга на поверхность Луны в Академгородок приезжал американский астронавт Фрэнк Борман – первый человек, по программе «Аполлон» облетевший вокруг Луны без посадки. Сопровождали его Герман Титов и Константин Феоктистов – наши первые космонавты. Я присутствовал на встрече их в ВЦ. Многие, присутствовавшие  у  директора ВЦ академика Г.И. Марчука, впервые услышали, что  лунная программа «Аполлон» основана на техническом решении, которое разработал наш новосибирец Ю.В.Кондратюк – строитель элеваторов. В 1929 году он выпустил брошюрку за свой счет буквально штучным тиражом под названием «Завоевание межпланетных пространств». Сейчас до сих пор стоят его элеваторы у нас,   например, в г. Камень-на-Оби, прозванный «мастодонтом».  Кто до американцев знал у нас Кондратюка – единицы и то, вероятнее всего,  историки? Когда прозвучало имя Кондратюка, то надо было видеть лицо Германа Степановича Титова (космонавт №2, дублер Ю. Гагарина) – оно было чернее тучи. И поведение его оставляло желать лучшего. Женщину с «Книгой для почетных гостей» он не допустил к американскому астронавту, сам не пожелал расписаться в ней. Константин Петрович Феоктистов сжалился над ней и что-то написал. Я в этот момент стоял рядом и не удержался и спросил у Феоктистова (он доктор технических наук): «Что будет у американцев дальше и что у нас?» Ответ был таков: «Дальше у них будет посадка на Луну». И после некоторого раздумья: «А  мы теперь не полетим». «Теперь» - это было произнесено с такой горечью, что я тогда  понял - мы во главе с С.П. Королевым не знали Кондратюка, а если и знали, то не воспользовались его  разработками.   
Только после этого события появились в Новосибирске музей и площадь имени Кондратюка.
     В приведённом выше рассказе об оттепели в Академгородке в 60-х годах описывается диалог-разборка между гидом американской выставки «Народное образование США» и студентами НГУ о духовной жизни обоих народов. После прочтения этого воспоминания немногие прочувствовали ту пропасть, в которую грохнулась наша страна со своими расколами, реформами, преобразованиями, революциями, перестройками. Прочитайте внимательно, что говорил гид? Как это не прискорбно, но он говорил нашим языком, языком Святой Руси, которым наши предки  200, 300, 500 лет назад не только говорили, а в крови эти понятия сидели.  И сейчас это вызывает отторжение. Кровь другая течет в нас – дурная. Сердца очерствели. Стерли напрочь из сознания тысячелетнюю мудрость:  «В крови  -душа, а в  сердце  -  Совесть,  мозгами  управляет  бес». Напрочь забыли исконное значение русского слова Со-Весть – Глас Божий – Совместная Весть, закладываемая при зачатии. Да не только значение этого слова, а многих других. Стыдно за Россию и весьма прискорбно слышать из уст, начиная от известных политиков и творческих деятелей культуры, искусства и литературы, недопустимые слова, при произношении которых наши предки осеняли себе крестным знамением. А у нас это сейчас в обиходе. Не хотим слушать Совесть, живем умом, который часто не туда ведет. Не ведаем, что такое вообще душа,  какое понятие вкладывали в него наши предки. Но самое страшное – не хотим знать!  За один ХХ век – 5 революций! Начиная с отца Петра I Алексея Михайловича, улучшаем Веру предков. Доулучшали, что поголовно Её потеряли. Как не повредится сознанием. Сами сотворили себе пропасть между прошлым и настоящим, сами отрубили духовные нити, связующие нас с предками. Не ценим своё, лучше по-французски будем калякать. Накалякали Наполеона. Олатинились после Петра – получили Северную двадцатилетнюю войну. Карл ХII промаршировал аж до Полтавы. Потом накликали Гитлера, решив строить рай на земле без Бога – в 42-м году должна завершиться безбожная пятилетка разрушением или закрытием последнего храма и уничтожением последнего священника. Только во время страшных потрясений, крайней опасности и горя начинаем вспоминать своих великих предков и героически преодолевать катастрофы. А чтобы в радости вспомнить их – нет нас. Вот  оттого всё плохо и нечего плакаться.
     Знаменитый во всем мире Государственный ансамбль танца Игоря Моисеева начинал свое выступление во время заграничных гастролей вихревым танцем в сопровождении мелодии новосибирского композитора Николая Кудрина «Сапожки русские». А история с нашими сапожками служат нам укором. Через запад они вернулись к нам. Мы же дипломатично поем:               

             В старину бывало к милому                Нет  сапожек  в  мире  краше,
             Красна девица идет,                Ими  каждого  пленишь,
             А на ней сапожки дивные,                Ведь  не  зря в  сапожках  наших
             Глянешь  -  сердце запоет!               Ходят  Лондон  и  Париж.

                Глоток  живительного  искусства.  Мелодия  русской  души
     В конце ХХ века было осуществлено грандиозное автомоторалли Париж-Пекин. Со всего мира в нем приняли участие гонщики, по-видимому, в честь конца тысячелетия, миллениума. Как всегда в таких гонках не может быть, чтобы все было гладко.  Путь неблизкий, тем более в пробеге участвовала огромная масса людей. Всякие встречались, казалось бы, непреодолимые препятствия. Сколько сил и средств потрачено. Нервы – на пределе.  И вот значительная часть пути пройдена. Достигли  границы Читинской и Амурской областей. Здесь они попали в наше знаменитое бездорожье, куда  ездил Путин, будучи президентом, якобы для открытия проезда. Дай-то, Бог! Сейчас это трасса «Амур», по которой Путин уже проехал сам за рулём, будучи премьер-министром. А вот тогда каких только усилий не предпринимали гонщики, а ведь это были асы  мирового уровня.  Не могли пройти этот участок. Ралли грозил  полный провал. Последствия этого были непредсказуемы. Привлекли воинские части и солдаты гатили болота. Но и это не помогало. Решено было, в конце концов, миновать этот участок по железной дороге. Пока гатили, пока грузили технику, участников разместили на станции Ерофей Павлович в обширном помещении бывшей деповской столовой, приспособленном под клуб, в котором собираются баптисты.  Их житие продолжалось не один день.
     Сделаем небольшое отступление от рассказа, вспомнив исторические факты, которые будут тесно связаны с событием, в котором оказались участники этого  ралли.
     Как к своему наследию относятся другие страны, не стесняясь превозносить свои достижения и умея их преподнести (заслуженно), можно привести в качестве мирового шедевра итальянскую песню «О, соля миа» – «О, мое солнце». Эта песня по праву считается непревзойденной у всех народов во все времена. Ее исполнение является мерилом мастерства всех, без исключения, великих теноров мира. А как ее пел Робертино Лоретти! Был даже такой потрясающий случай на одной из олимпиад, кажется в Антверпене. Итальянец занял первое место, ему вручили золотую медаль, стоял на пьедестале, повернулся к флагштоку, уже дрогнул флаг страны и поплыл вверх, но гимн не исполнялся. Вышла какая-то заминка. В одном порыве многотысячный стадион встал и запел на разных языках «О, мое солнце». 
А слова-то у нее какие? Ну, как ярко светит после бури солнце, ну, как дивно светит солнце в час заката, но есть солнышко более яркое и дивное – это ты, моя любимая. Однако, вот подишь-ты, завоевала мировое признание. Безусловно, из-за мелодии.   
     Вернемся к нашему рассказу.
     Чтобы скрасить пребывание гонщиков, а, вернее, несколько разрядить их напряженное нервное состояние, пришла кому-то на ум хорошая идея пригласить местный хор из 7 работниц железной дороги, репертуар которого был из народных песен. Однако некоторые участницы хора были в отпуске, кто где, шло время, а когда все собрались и пришли к гонщикам, там уже исполняли свои песнопения баптисты. В этом районе очень сильная их община. К ним приезжают пастыри из заграницы, в основном, из Польши.  Когда в пении произносилось имя Иисуса Христа, некоторые гонщики крестились. Их хорошо принимали. Когда очередь дошла до хора, то баптисты, не раз раньше говорили певчим, и в этот раз не преминули упрекнуть их в том, что вы поете песни, которым «бесы радуются». И, действительно,  первые выступления хора еще внимательно слушали, принимали хорошо, а потом вроде бы попривыкли. Стали ходить, выходить, сидеть в неожиданных позах – ноги вверх, подхлопывать,  попивать и пожевывать во время пения. Но видно уже было, что все их мысли далеко, возникали группки обсуждения ситуации, как бы поскорей на трассу, притом с бурным выражением эмоций.  Уже не до песен им было.  И так продолжалось до момента, которого никто  никак не ожидал.
     Хор спел «а капелла» песню «Ивушка зеленая».
     По словам певчих, что с гонщиками произошло, мы не могли понять, то ли нам уйти, то ли продолжать? Постояли, постояли, сели на скамью. Ждем.
     Еще, как только начали петь, воцарилась тишина. После исполнения – тишина. Никто не ходил, не аплодировал. Все смотрели на нас. Потом они обратились к переводчикам и долго что-то выясняли между собой. Попросили повторить. Потом еще и еще. И так два дня почти непрерывного пения этой песни.  Пропоем несколько других песен и опять просят «Ивушку зеленую». Сразу же после первого исполнения попросили построчный перевод слов. Некоторые записывали, а потом старались подпевать нам. 
     Мы уже освоились, нам стало интересно  - что такое с ними произошло? Стали общаться с гонщиками и вот что выяснили.  Они никак не ожидали в глуши услышать такую мелодию, которая ничем не уступает песне «О, мое солнце». В чем-то они даже подобны, только с русским духом, каким они представляют себе Россию, без крикливой «белькантности».  Слушая ее, становится понятной русская душа, мелодия проникает глубоко в сердце, трогает до слез. Что, в дальнейшем, и происходило. Во время исполнения они не стеснялись слез, а мы не могли петь – комок и у нас поступал к горлу, глядя на них. Однажды они посетовали, что жаль, что кончается песня трагически: «Но ушел любимый, не вернется вновь. Песней соловьиной кончилась любовь». Но тут  кто-то из певчих быстро нашелся, а может просто неожиданно  вырвалось, что это первая часть песни. Завтра мы исполним вторую часть.
     Поздно вечером привлекли какие только возможны творческие силы поселка и за пару часов, не без жаркой дискуссии, сочинили продолжение, т.н. вторую часть.
      Плачут мои очи        Припев:   Не напрасно милый мой               
      О судьбе скорбя.                Отошел от жизни той
      Плачут дни и ночи,              Он сказал, сказал,  уходя:
      Душу теребят.                «Счастье найдет тебя».

      Мы теперь счастливы,  Припев:  «Соль Земли!» – во все века
      Радостны день и ночь.           Называл Всевышний нас.
      Мы живем с молитвой,            Честь творить для нас высока
      Рады и вам помочь.              Волю Его и Глас.

     Чтобы связать смысл этих слов с последними словами песни, было решено единогласно посвятить тематику монастырским насельникам.
      Когда на другой день после исполнения с новыми словами, перевели их гонщикам, кажется, чуть ли даже не итальянец  выразился, что по содержанию и воздействию эта песня превосходит «О, мое солнце». Да знал бы он, что у нас таких песен тьма-тьмущая! К сожалению, только мелодий!
      После первого же исполнения песни с этими словами баптисты удалились и больше не появлялись. А участники пробега одарили хор всякими сувенирами. Однако, по словам певчих,  главной и наибольшей оценкой нашего выступления стала их благодарность за исполнение такой песни, из-за которой (это уже по словам гонщиков) смогли бы еще столько же проехать и преодолеть столько же подобных болот. Эта песня полностью сняла непредвиденный стресс, вызванный столь длительной задержкой, и они об этом теперь нисколько не жалеют.
      Я тогда спросил у одной из певчих: «А что если бы вас не было с этой песней, а в поселке была бы какая-нибудь инструментальная группа, пусть самого высокого уровня?»  «Они бы передрались и разбежались»  -  был  ответ.  Это, конечно, переоценка состояния и ситуации в свою пользу, но недалеко от истины. Накал страстей был непомерным и с каждым днем и часом возрастал. В такой трудный момент, как вода, встретив песок, уходит в него, так и эта задушевная песня поглотила мутный поток страстей и успокоила людей. Только надо знать, что и как петь и выбрать нужный момент. Безусловно, любой другой ансамбль, даже профессиональный, не достиг бы того результата и  добил бы гонщиков. По моему личному мнению, интерпретация песни «Ивушка зелёная» в мелодическом исполнении хором работниц железной дороги резко отличается от исполнения народными хорами, которых мы слышим по центральному радио. Нет в их исполнении не только  душеполезного тембра, эмоционального воскриления, но и, я бы сказал, подбора голосов. Когда присутствует контральто, звучание приближается к молитвенному песнопению и сразу проникает глубоко в сердце. И, конечно же, требуется полная отдача души, а не отработка, даже на высочайшем уровне мастерства.
       Как не вспомнить трагический случай в Японии, когда 700 детей духовно повредились, просмотрев экспериментальные мультики. И догадались же умные доктора  вернуть детишек в нормальное состояние православными песнопениями.
       Описанная история стала известна в Министерстве Путей Сообщения.  Министр Аксененко вручил  лично каждой певчей именные часы.  История с вручением оказалась не менее удивительной, чем только что описанная.


Рецензии