Intryga polska

(1980-е. Святочный рассказ Стаса, моего бывшего сослуживца)

В соседнем отделе на подполковничью должность назначили лейтенанта. Мужики говорили, что у парня очень влиятельные родители, а о своем начальстве отзывались, что они там совсем "блинов объелись" (имея в виду португальское "пидарэс охуэлос").
Вскоре выяснилось, что парень попал к нам вместо аспирантуры и не по своей воле - да и сам успел произвести очень хорошее впечатление. (От себя добавлю, что он еще оказался любителем старины и неплохим игроком в шахматы).
В этот раз восстанавливать справедливость следовало без жертв, и шефу пришлось продумать несколько вариантов – а потом обратиться за помощью к друзьям из другого управления.
В середине декабря шеф попросил меня между прочим упомянуть за шахматами, что совсем рядом, на Малой Лубянке, есть действующий ампирный костел. Если парень запросится – договариваться на 26-е, а в костеле непременно дождаться конца мессы.
И 26-го парень с интересом разглядывал гризайли работы Жилярди-младшего, резной пульпитум работы Кампиони и прочие достопримечательности, время от времени задавая вопросы по ходу богослужения. Похоже, обстановка подействовала, и он прошептал: "Господи! Словно не сейчас и не здесь..." (почти подслушав мои мысли и вызвав у меня острые угрызения совести).
Прихожане уже выстраивались к причастию, и тут с хоров ангельский голос запел шубертовскую "Аве Мария". С этого момента архитектурные и обрядовые подробности парня уже не интересовали. Он смотрел только на хоры - туда, откуда раздавался голос. Потом последовали польские песни, обычно исполняемые на Сьвента.
...Когда Она спустилась и подошла к причастию, было ясно: парень сражен на месте. А я взглянул на часы и неожиданно вспомнил о важном деле в конторе.
Оставалось ждать. Шеф рассказал, что анкета у девушки хуже некуда: старшее поколение (гербовые шляхтичи) расстреляно, родители поженились в ссылке. В таких семьях нас не любят.
Прошел январь, начинался февраль. Мы гадали, когда он отважится признаться о месте работы. Наступило 14-е - день святого Валентина. 15-го парень был как в воду опущенный, а меня опять заела совесть.
Через неделю парень повеселел. Еще через неделю он попросил меня написать польское посвящение на роскошном альбоме Яна Матейко, и я подобрал подходящие строчки из Галчиньского.
В марте (как говорили – после жуткого скандала дома) парень навсегда ушел из нашей конторы. В июне была свадьба, а в сентябре он поступил в аспирантуру.
...Говорили, что в перестройку эта семья разбогатела на недвижимости.


Рецензии