Off-line

Господи, какая же все-таки дурацкая мелодия. Хорошо, что она была только во сне.
Стоп. Она не исчезает. Я сошла с ума?.. Или… Неужели будильник? Вряд ли – сегодня же выходной… Ага, кто-то звонит. Так рано… Узнаю – убью.

- Да..?
- Привет! Спишь?
- Привет… Уже нет.
- Ой. Прости.
- Не извиняйся, это бесполезно. Я уже не усну.
- Я просто приехала.
Я резко открыла глаза и села. Ушам было верить сложно. Тем более, что это точно был не сон. К тому же, она, кажется, говорила всерьез.
- Приехала?!
- Ага. Я на вокзале стою. Встретишь?
- Да, конечно… А на каком ты вокзале?
- Я не знаю. Но к тебе он ближе всех.

Я все еще не верила в происходящее. Она всегда звонила заранее. Всегда предупреждала. Спрашивала, нет ли у меня планов на это время и смогу ли я ее принять. Мы договаривались о дне и даже часе. Я убирала всю квартиру. А перед самым ее приездом накрывала стол. Не то, чтобы я люблю готовить. Но когда есть, для кого, я стараюсь не отставать от шеф-повара.
О чем это я? А, так вот, без предупреждения она не приезжала ни разу. И теперь я носилась по комнате с трубкой в руке, ища предметы одежды, разбросанные по всей квартире. Тут я вспомнила, что возле другой трубки, там, на вокзале, ждет моего ответа Яна.

- Я поняла. Я скоро приеду. Минут двадцать подождешь?
- Да хоть час. Внутри тепло, и у меня с собой ноут. Только не злоупотребляй моим терпением.
- Да, я постараюсь… Я быстро!
- Ну-ну. Давай, я тебя жду.

Голос в трубке затих. Я сообразила, что Яна закончила разговор.
Теперь нужно было быстро одеться и выскочить на улицу. О картине, творившейся за окном, мой дядя говорил: «Погода – дрянь». Действительно, уж в воскресное-то утро она могла бы быть и получше: могло бы быть тепло, светло, ясно… Вместо этого все небо было затянуто тучами, капал противный колкий холодный дождь, со всех сторон с ног сдувал ледяной северный ветер… Называется, конец марта.
Я быстро натянула джинсы, свитер, куртку, шапку, кое-как обмотала вокруг шеи шарф, взяла кошелек, ключи и мобильник и выскочила на улицу. До остановки было минут 5 ходьбы; от остановки до вокзала – 15 минут на самой быстрой «газельке». Но ее еще нужно было дождаться.
На мое счастье, она как раз стояла возле остановки и собиралась отъезжать. Мне, с воплем: «Стооооой!», все-таки удалось ее догнать.
Заняв последнее свободное место (надо же, как повезло), я сняла шапку, всегда мне мешавшую, устроилась поудобнее и откинула голову на спинку кресла. Теперь можно было успокоиться и подумать.


«Божий дар» - так переводилось ее имя с древнееврейского. Это было правдой. Янка приезжала всегда всего на 3-4 дня. И эти несколько дней всегда были для меня таким праздником, какими не были новый год и день рождения, вместе взятые. Впрочем, они и случались чаще: она приезжала примерно раз в два месяца. Не представляю, что было бы, если бы я взрослела с такой скоростью…

- Остановите на «Доме ребенка», пожалуйста, - это сидящая рядом со мной женщина в красном пальто и черной шляпе протянула водителю пятнадцать рублей. Я посмотрела в окно. Мимо проносились люди, фонари, машины… И провода. Через весь город – провода. Не обходилось без них ни метра дороги, ни сантиметра даже, куда от них денешься… А все-таки они так портят общий вид.

Янка – это не уменьшительно-обзывательное производное от имени. Это ее имя. Не по паспорту, конечно. Да и родители называли ее короче и проще: Яна. Но она считала его слишком официальным и запрещала друзьям его использовать.
Мне с детства внушали, что окончание «-ка» к имени прибавляют «только невоспитанные девочки», и вообще «Машка, Ленка, Васька – это клички для собак и кошек». Я верила, и никого так не называла. Но в случае с Янкой это окончание приобретало окраску не столько клички, сколько чего-то светлого и теплого. Просто «Яночка» при постоянном употреблении звучало слащаво. А «Янка» сошло за сокращение.


- Конечная, - объявил водитель. Я заплатила за проезд и спрыгнула на мокрый асфальт. Зонт, я естественно, оставила дома, поэтому коварный дождь радостно-яростно атаковал со всех сторон. Дверь «газельки» закрылась, я повернулась, подняла голову…и столкнулась со взглядом, который узнала бы, наверное, из тысячи. Прямо передо мной стояла Янка.
Она, конечно, ничуть не промокла. Это просто невозможно сделать, стоя под огромным зонтом. На ней была темно-зеленая куртка и темно-синие джинсы грубого покроя. Она улыбалась и смотрела на меня.
«Он опасный был… Смеялся ласково…» - всплыла в голове фраза из любимой пьесы. Янка ласково улыбалась. Слишком ласково. И это цепляло. Сразу. С первых секунд нашего знакомства. Точнее, еще даже до того, как мы успели познакомиться. С первой оценки. Улыбка – с первого взгляда. Запах – с первого вдоха. Голос – с первого звука. И энергетика. Светлая, успокаивающая, теплая, бесконечно позитивная… И глаза, в которых вспыхивали тысячи мыслей, которые безудержно притягивали к себе и от которых невозможно было оторваться.

«Опасная» Янка двинулась ко мне, раскидывая руки для объятий:
- Привет! – она обнимала меня, гладя руками по спине и долго не отпуская от себя.
- Привееет… - я чувствовала, как по телу разливалось тепло и спокойствие, которых мне так не хватало эти долгие полтора месяца.
- Ты как? – она внимательно на меня посмотрела.
- Да нормально… Не выспалась только.
- С чего бы? – улыбнулась Яна.
- Да, действительно…
- Давай такси поймаем. У меня сумки в этот раз безумно тяжелые и большие. Мы их вдвоем не дотащим.
- Давай… - согласилась я.
- Вообще-то, я уже поймала.
- …
- Ну что? – рассмеялась Янка, поймав мой недоуменный взгляд. – Ждать было долго… Я сообразила, что мы мои сумки сами не дотащим, поэтому вызвала такси.
- А можно вопрос?..
- Ага.
- Ты зачем меня будила?
- Я забыла номер твоего дома. Улицу, квартиру даже помню… А номер дома – нет.
- А спросить по телефону?
- Ну… Ты уже наверняка в этот момент ехала… Я слишком поздно сообразила, прости, - она виновато опустила голову.

Таксист ловко погрузил сумки в багажник, мы сели в машину и двинулись к дому.

Она всегда сама приезжала. Сама писала. Сама звонила. А я не знала ее номера телефона… Так уж повелось.
Когда-то давно, когда мы жили еще в одном городе, Янка, сидя на скамейке в нашем любимом парке и болтая ногами, сказала:
- Я вчера первый раз увидела твой номер телефона. На секунду увидела. И запомнила.
И она его назвала. От первой до последней цифры.
Тогда мы общались не так тесно. И знали друг друга не так долго. И встречались разве что через общих знакомых. У одной из них Яна и нашла мой номер. Это было больше четырех лет назад. С тех пор он не менялся. Точнее, я делала все для того, чтобы он не менялся.
Через пару дней, когда мы болтали посредством Интернета, я вспомнила про это:
- Слушай, нечестно получается. Ты мой номер знаешь, а я твой – нет.
- Жизнь несправедлива, - согласилась Янка, но номер так и не дала.
А через полгода она переехала в другой город…


- Ух ты, новый магазин открыли, - Яна смотрела в окно и искала последние, так сказать, изменения.
- Ага, - отозвалась я.
- И что там?
- Не знаю. Я туда еще не заглядывала.
- Исправим, - она улыбнулась мне и снова повернулась к окну.


После ее переезда мы стали общаться реже. Она звонила иногда (постоянно с чужих телефонов), но мы разговаривали, как правило, недолго – всегда находились тому причины. Основным же средством общения стал Интернет. Но и там не удавалось пообщаться спокойно: мы не совпадали по режиму дня, да и часовой пояс слегка отличался. Например, когда я уходила на учебу, Янка еще спала, когда у меня был перерыв между основными и вечерними дополнительными занятиями, она училась, когда я освобождалась от вечерних – она работала, а потом мы обе ложились спать. Поэтому общение шло в основном в режиме off-line – мы оставляли друг другу короткие ежедневные сообщения в «аське», а отвечали на них, когда было время. Еще мы писали друг другу длинные письма – но это случалось реже.
Заходя в сеть и получая такие «запоздалые» сообщения, обычно вздыхаешь: отвечать на них уже не актуально, да и бессмысленно – человек все равно не сможет ответить. А я подключалась только для того, чтобы получить эти «оффлайновские» сообщения, получить, прочитать и отправить такие же, не доходящие сразу, но оттого более ожидаемые…
Во всем можно найти положительные стороны. Я не могла общаться с ней с помощью мгновенных сообщений – но зато каждое слово было тщательно обдумано. Я не могла звонить ей сама – но зато каждый ее звонок был приятным сюрпризом. Я не видела ее неделями, месяцами – но зато дни, когда она приезжала, были самыми светлыми в году.


- Слезай, приехали, - скомандовала Янка и вылезла из машины. За ней вылезла я. Кое-как мы дотащили ее огромные чемоданы до моей квартиры. Складывалось такое ощущение, что она специально напихала туда как можно больше кирпичей, чтобы проверить меня на прочность.
- Ты что положила в сумки, боюсь спросить?
- Вещи, - ухмыльнулась Яна. – Что же еще?
- В прошлый раз их было меньше…
- В прошлый раз я половину забыла дома.
- Такое ощущение, что в этот раз ты решила взять с собой весь дом, чтобы точно ничего не забыть…


Конечно, я безумно скучала. Конечно, больше всего на свете я хотела, чтобы она вот так приехала в очередной раз… И осталась насовсем. Чтобы не мучить себя ожиданием, чтобы не высчитывать недели, дни, часы до ее приезда… Но есть вещи, которые мы не можем изменить, и с ними нужно мириться. Чтобы не тратить нервы впустую. Я примирилась…
У меня есть подруга-хиппи, которая каждый день гуляет с новым человеком и на все удивленные взгляды и вопросы отвечает коротко и ясно: «Freelove». И пожимает плечами.
Я говорю: «Off-line».


- Ты завтракать будешь? – поинтересовалась я.
- А есть, чем?
- Ну… Честно говоря, пока нет. Я не успела приготовить, прости…
- Отлично! Я тогда пока в душ, а ты приготовь что-нибудь, я жутко голодная.


Пытаясь по-быстрому воспроизвести хотя бы подобие шикарного завтрака, я размышляла о том, что же все-таки лежит у Яны в чемоданах. Ей всегда хватало одной небольшой спортивной сумки… К тому же, этот внезапный приезд все не давал мне покоя. Надо бы расспросить ее за завтраком – видимо, у нее случилось что-то серьезное… Или просто внезапно отпустили с работы?
Год назад она закончила университет, и теперь работала в какой-то компании, название и вид деятельности которой я, убежденный гуманитарий, вряд ли в силах выговорить.
- С легким паром! – не глядя, поприветствовала я вышедшую из душа Янку. И, почувствовав на своих плечах тепло ее рук, добавила: - Подожди, я сейчас закончу и обниму тебя, хорошо?
- Хорошо, - согласилась Янка. – Ты, случайно, не знаешь, улица Карла Маркса от тебя далеко?
- Это соседняя улица. А зачем она тебе?
- Соседняя? Здорово… А пятнадцатый дом знаешь?
- В семнадцатом находится мой любимый книжный… Ты не ответила, зачем тебе все это нужно.
- Да просто звонил работодатель, просил завтра в девять утра там появиться.
- Не вопрос, появимся… - кивнула я…

И тут только до меня дошел смысл ее слов. Я резко повернулась и посмотрела на Янку:
- Ты хочешь сказать, что ты будешь работать там?..
Она улыбнулась.
- Я хочу сказать, что я уже никуда от тебя не уеду, моя хорошая.

Я бросилась ей на шею. Минут пять мы, счастливые, обнявшись, кружили по комнате, крича: «Урааааааааа!!!»… Потом Янка серьезно посмотрела мне в глаза и сказала:
- Это еще не все. У меня есть для тебя еще один подарок.
- Господи, для меня самый большой подарок – то, что ты, наконец, осталась…
- Не-не-не. Погоди.
И она протянула мне небольшой конверт. Я аккуратно его вскрыла. На небольшом листочке бумаги, выдранном из блокнота, черной гелевой ручкой были написаны заветные 11 цифр. Снизу стояла подпись: «Твоя Янка».
Я перевела взгляд на Яну. Довольная, она важно скрестила руки на груди, отвернула голову в сторону и прокомментировала:
- Я решила, что уже пора. Так и быть. Звони.


Сидя на паре и дождавшись момента, пока преподаватель вышел из аудитории, я зашла в «аську». Заглянувшая в экран телефона любопытная Света, соседка по парте, посмотрела на мой список контактов и разочарованно протянула:
- Ну вот, у тебя никого нет… Неинтересно.
- А вот и неправда, - улыбнулась я и начала листать список вниз. Вместо красного цветочка рядом с контактом по имени «Божий дар» светился значок сообщения.
«Пойдем сегодня вечером в кино?»
«Да», - я долго не раздумывала.

- Ты что, знала, что она тебе напишет? – вскинула брови Света.
- Ага.
- Откуда?
- Off-line, - ответила я.
И пожала плечами.

19.03.2010


Рецензии
Написано хорошо и интересно. Но мне немного не понятно, какие именно отношения связывают героев. Признаться я не уверена, что это просто дружба... Развейте мои сомнения)

Маргарита Азов   08.04.2011 13:49     Заявить о нарушении
Маргарита, Вы правы, это вряд ли просто дружба.)
Спасибо за отклик.)

Нина Андреева 13   08.04.2011 18:12   Заявить о нарушении