Ставропольские партизаны-комсомольцы. 1942 г

Глава 10 из книги «Уходили в поход партизаны…»

Краевой комитет партии в 1943 году приводил сведения об участии комсомольцев и молодежи в 26 партизанских отрядах. Среди партизан Восточной группы было 160 юношей и девушек, из них 78 комсомольцев.

Так, из Арзгирского района комсомольцев и молодежи в партизанском движении участвовало 26 человек, Апанасенковского – 11, Буденновского – 14, Благодарненского – 10, Ипатовского – 8, Левокумского – 13, Новоселицкого – 6, Петровского – 12, Туркменского – 3.  (Л 34)

***
29 октября 1958 года в день юбилея ВЛКСМ районная газета сообщала:
«…В объединенных партизанских отрядах восточной зоны Ставропольского края сражались 70 комсомольцев, из них 24 награждены орденами и медалями Союза ССР за исключительные образцы мужества, отваги и героизма, проявленные в боях с врагом.
Среди них – Аня Шилина, Иван Дорохин, Дора Карабут, Алексей Костяков, Раиса Самохвалова».  (Л 23)

В книге «Ответный удар» опубликован очерк Л. Харченко «Юная партизанка» о подвиге Анны Шилиной.

Привожу отрывок из этого рассказа:
«…Командиром партизанского отряда «Иван» (Советского района) был назначен Морозов Иван Павлович, комиссаром – Алешин Георгий Федорович, начальником штаба –  Бугаев Герасим Порфирович. По указанию штаба отряд «Иван» занимался разведывательной работой и добывал «языков».

Немецко-фашистские захватчики приближались к Кизляру. Наших воинских частей здесь не было и перед партизанами была поставлена задача, не допустить врага к этому городу.

В сентябре 1942 года народные мстители контролировали главную дорогу от Ачикулака на Кизляр. Командование отряда подбирало в кавалерийский разведывательный взвод бывалых конников, участников гражданской войны, служивших в свое время в рядах Красной Армии, умевших отлично владеть оружием и готовых к боевым действиям. Бугаева назначили командиром этого взвода. В двадцатые годы он служил в рядах Красной Армии, окончил школу младших командиров.

Отобраны люди и для них лучшие лошади. Взвод разбит на отделения. Назначены командиры. Бугаев только собрался доложить командованию об этом, как к нему подошла Шилина:
- Разрешите обратиться, товарищ командир?
- Обращайся.
- Возьмите и меня в разведвзвод.
- Как твоя фамилия? – спросил Бугаев. Брови Шилиной нахмурились.
- Товарищ командир, по фамилиям у нас не называют. Вы же знаете об этом. Зовут меня Анкой.

- Ну, Анка так Анка. - Бугаев, подумав, начал ее отговаривать. - Эти  операции очень опасные, и не для девушек.
Шилина смело посмотрела в глаза командиру:
- Потому, что они опасные, я и прошу вас зачислить меня в конный взвод. Я казачка, комсорг отряда...
  - А сколько тебе лет, Анка? Я думаю, это можно сказать?
- Родилась в двадцать четвертом, вот и считайте, сколько лет.
Смелость  и  дерзость  девушки понравились Бугаеву.

- Хорошо, я поговорю с командованием, - сказал он и вспомнил: «Ведь   предлагали ей остаться при штабе –  наотрез отказалась».
- Разрешите мне самой обратиться  к товарищу Морозову?
- Обращайся, - ответил он.
Побежала в штаб. По всей воинской форме обратилась:
- Товарищ  командир отряда, прошу зачислить меня в кавалерийский разведвзвод.

- Анка, - глянул на Шилину Морозов, и серые глаза его потеплели, - не для девушек этот взвод. Понимаешь?
- Разве я не доказала, что умею воевать не хуже мужчин? - упрямо спросила Шилина. - Не подумайте, что это хвастовство...
Морозов чуть заметно улыбнулся. В это время в штабную землянку вошел Бугаев.
- Товарищ  Бугаев, Шилина просится в твой разведвзвод.
- Знаю, товарищ командир. Я и пришел затем, чтобы решить этот вопрос.

В этот день Анна Шилина была зачислена в конную разведку партизанского отряда. До выхода на выполнение первого задания времени оставалось мало. Ане надо было подготовить лошадь, самое главное, достать седло, в отряде их не хватало. Она смастерила седло из старого потника и небольшой подушки, набитой сеном, достала подпруги, подвязала веревочные стремена.

Бугаев посмотрел на это хитроумное сооружение, ухмыльнулся и приказал ей выехать из строя. Бойцы расхохотались. Это смутило и обидело Аню. Она сверкнула взглядом по строю кавалеристов, громко сказала:
- Не надо мной, над собой смеетесь.

И вдруг послышался рокот мотора. Все вглядывались в небо. Это был наш краснозвездный самолет. Как обрадовались ему! Когда самолет приземлился, к нему из штаба направились командир сводных партизанских отрядов Алексей Григорьевич Однокозов, секретарь крайкома партии Михаил Иванович Золотухин и начальник штаба Александр Николаевич Попов.

Шилина, воспользовавшись общим возбуждением, обратилась к Бугаеву:
- Что делать, товарищ командир?  Из-за этого седла мне оставаться без дела? Помогите.
- Товарищ Солодких и Полянский. Приказываю оборудовать седло Шилиной. Как можно быстрей. Она идет с нами в разведку.

Во второй половине сентября партизаны совершили глубокие рейды в тыл врага. В результате гитлеровцы были отброшены на 150 – 200 километров северо-западнее Кизляра. Этим боевым рейдам предшествовали разведывательные операции в которых принимала участие и Анна Шилина.

Начальник штаба объединенных партизанских отрядов Александр Николаевич Попов вызвал к себе группу разведчиков-кавалеристов.
- Задача такова, товарищи, - сказал он, - ночью надо переправиться через Куму, обойти Владимировку справа, пересечь патрулируемую немцами     дорогу Левокумское - Урожайное и, базируясь вот в этом лесу, - он ткнул карандашом в оперативную карту, - разведать  численность  и  расположение    гарнизона противника в Левокумском. Время - тридцать шесть часов. Достаточно? Предупреждаю, товарищи, задача очень ответственная и небезопасная.

Один из разведчиков заколебался:
- Времени маловато, товарищ начальник штаба. Гласная ведь разведка...
- На не гласную у нас нет времени, - отрезал Попов. - Надо действовать   быстро.
Александр Николаевич вгляделся в лица партизан, решая, кого из них можно назначить командиром разведки. Взгляд его остановился на Шилиной. Он знал о ее готовности выполнить любой боевой приказ.

- Товарищ Шилина, задача ясна?
- Ясна, товарищ начальник штаба!
- Принимайте командование группой и действуйте. Желаю успеха.
Разведчики вышли из штаба и, оседлав коней, сразу же отправились на выполнение задания. Ночью достигли указанного на карте леса. Вели наблюдение. Шилина решила, что в село ей лучше отправиться одной.

Наступило утро, серое, ветреное. Товарищи по разведке, оставшиеся в лесу, очень волновались за жизнь своего юного командира. День подходил к концу, а Шилиной все не было. Когда стало совсем темно, у кромки леса зашуршал сухой бурьян. Партизаны увидели Аню. Она была деловито спокойна.

Через местных жителей Шилина узнала не только о численности врага в селе и расположении его позиций, но и о готовящемся большом наступлении противника на нашу кавалерийскую дивизию.
- Возвращаемся, товарищи! Все в порядке.

Начальник штаба увидел ее усталое, но довольное лицо. Шилина доложила, что противник концентрирует в Левокумском крупные силы, готовит наступление на казачью дивизию, с которой партизаны координировали свои действия.
- Задание выполнено блестяще, Аня, - выслушав ее, сказал Попов, и поблагодарил разведчицу.

***

С последнего боевого задания Анна Шилина не вернулась.
У поселка Камыш-Бурун фашисты обнаружили нашу разведку и открыли шквальный автоматно-пулеметный огонь. Партизаны укрылись в кустарнике.
- Отползайте в балку! – раздалась команда.
В  небо  взвилась  ракета,  повисла  над головами  партизан.

«Обнаружили, гады!» - со злостью сказал боец, лежавший рядом с Шилиной.
- Отходить! - приказал командир, и все, кто перебежками, кто ползком, направлялись к балке.
Фашисты бросились в атаку, на ходу стреляя из автоматов. Партизаны не приняли боя и, чтобы не обнаруживать себя, быстро отошли.

Аня Шилина задержалась, оказывая первую помощь раненым.
- Брось ты со мной  возиться! Тикай, Анка! - говорил ей один из раненых. - Мне все равно не уйти.
- Вытащу, - упрямо повторяла она. - А ты помогай мне, - и, напрягаясь, потащила раненого в укрытие. Партизан старался помочь своей спасительнице, отталкиваясь от земли здоровой ногой.
- Унесите его подальше, - попросила Шилина.

- Анка, приказываю больше не лезть под пули! - Но Шилина не послушала комиссара Алешина. Иначе она не могла поступить. Товарищи нуждались в помощи, значит, надо ее оказывать.
Боясь натолкнуться на сопротивление, фашисты продвигались осторожно. Их автоматным огнем группа партизан была отсечена, Шилина оказалась в окружении.

Небо вновь осветилось фосфорическим блеском ракеты. Она четко различала фигуры фашистов, окружавших ее. Подпустив гитлеровцев поближе, Аня метнула гранату и увидела, как несколько фрицев замертво упали на землю.
Гитлеровцы приблизились к ней с другой стороны. Она выхватила из кобуры пистолет, расстреляла все патроны. Когда они кончились, быстро приготовила вторую, последнюю гранату, но метнуть ее не успела...

Комиссар отряда Георгий Федорович Алешин вспоминал:
«Забрасывая фашистов гранатами, с криками «ура» наши бойцы ворвались в расположение немцев. Немногим захватчикам удалось спастись бегством: двенадцать из них сдались в плен, остальные были перебиты. Аню нашли с крепко сжатой в руке гранатой. Ее глаза уже отливали стеклянным блеском. Около нее лежали семь уничтоженных ею фашистов».

Партизаны и представители гвардейской дивизии собрались на траурный митинг. Когда опустили наскоро сколоченный гроб в могилу, вырытую во дворе школы селения Камыш-Бурун у трех раскидистых тополей, комиссар объединенных партизанских отрядов Михаил Иванович Золотухин произнес прощальную речь.
Раздался залп салюта над могилой и, как мощное эхо, отозвался залп гвардейских орудий. Они били по врагу». (Л 9)

За мужество и отвагу, проявленную в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны, Президиум Верховного Совета СССР наградил Шилину Анну Михайловну орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

***

О подвиге комсомолки Доры Карабут рассказывал секретарь Орджоникидзевского крайкома партии В.В. Воронцов.

- До оккупации Д. Карабут работала секретарем в одном из райкомов комсомола г. Ставрополя. По состоянию здоровья ее не приняли в партизанский отряд. Но, уступая ее настоятельным просьбам, краевой штаб партизанского движения в ноябре 1942 года командировал ее в партизанский отряд Восточной группы, которой командовал А.Н. Попов.

Командованием Д. Карабут была направлена в тыл врага для проведения разведывательной работы. Это было в декабре 1942 года. Она дошла до села Арзгир, здесь была предана полицейским и попала в фашистский застенок в г. Буденновске. Фашисты долго ее пытали, стремясь получить от нее нужные им сведения, но Карабут на всех допросах держала себя стойко и мужественно. Враги ничего не добились от этой девушки, и она была замучена ими до смерти. 

***
               

В мае 1965 года в Доме Культуры села Благодарного состоялась встреча читателей с автором книги «Тайна Марухского ледника» Владимиром Григорьевичем Гнеушевым и участником партизанского движения на Ставрополье, бывшим первым секретарем Благодарненского РК КПСС (с августа 1949 по апрель 1956 годов) Николаем Тимофеевичем Луценко.

Н.Т. Луценко рассказал о подвиге комсомольцев:
«…Наташа Василенко, одна из участниц партизанского движения, комсомолка, отморозила руки. Ее предали, девушка попала в гестапо. Наташу подвергли пыткам, у нее отрезали грудь, нос, выкололи глаза. Но она ничего не сказала.

Фашисты подкупили ее родного брата и подослали к Наташе, чтобы она рассказала, где партизаны. Девушка поняла, что это провокация, и плюнула ему в глаза. Тогда ее повели на казнь. Перед смертью она крикнула: «Товарищи, мстите врагу, не прекращайте борьбы».

Такой же героической смертью погибла и Наташа Сомова».
Жестоким пыткам подвергали гитлеровцы партизан-разведчиков Д. Карабут, Р. Самохвалову, Н. Попцову, Н. Василенко, Н. Мараховскую, И. Володарца, И. Ладыгина, Н. Жижина, Ф. Сафиуллина, А. Саранина. Но, ни один из них не дрогнул, не предал своей Родины и боевых товарищей.

2010 г.        г. Благодарный


Рецензии
СтРАННО... ни одной рецензии... ни одной!!! Рассея помнит!

Абсолютная Зависимость   12.08.2011 22:45     Заявить о нарушении
Слово "комсомольцы" стало нарицательным, и многих отпугивает!

Владимир Пузиков   13.08.2011 23:20   Заявить о нарушении